Роль образования и культуры в развитии личности ребенка

вика чуева
Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад№35 «Родничок» г. Губкин Белгородской области

В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего – это человек созидатель, личность культурная, образованная, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях. Система дошкольного образования является первоначальным звеном всего педагогического образования. Период от рождения до поступления в школу — возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности. На данном этапе формируются первичные навыки и знания в развитии речи, чтении, формировании математических представлений, конструировании, изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром, музыкальном и физическом развитии, усваивает стандартные нормы культуры поведения. Обучение детей в детском саду – это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Для этого требуется единство, согласованность всей системы воспитательно- образовательного воздействия взрослого на ребенка. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно. Воспитательно — образовательный процесс в детском саду «Родничок» осуществляется по основной образовательной программе ДОУ, которая основывается на примерной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе на принципах интеграции образовательных областей. Работа проводится в различных видах деятельности по основным направлениям развития ребёнка (в соответствии с ФГОС ДО): социально – коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому

419

развитию, художественно – эстетическому развитию, физическому развитию. В своей педагогической деятельности педагоги используют информационно – коммуникативные технологии, а также электронно – образовательные ресурсы. При этом принцип интеграции позволяет в полной мере решать задачи для формирования положительной личности ребенка. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность осуществляется педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«. Организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми в традиционной,так и в нетрадиционной форме: в форме экскурсий (значимых мест города, путешествий куда- то (в сказку, во времени, на другую планету, занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): конкурса (красоты, квн, почемучек, в виде исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, театрализованные занятия (обыгрываются эпизоды из сказок, тематические викторины (закрепление пройденного материала, экстремальной прогулки с трудными заданиями, квест- игры. Возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей,имеют место фронтальные формы обучения: прогулки; экскурсии;игры: сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, спортивные игры; дежурство детей;труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд; развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера; досуги. В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметноигровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. В работе с детьми преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. В настоящее время педагогические работники ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации

Читайте также:  Психосоциальное развитие ребенка в младенчестве

420

работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Каждый педагог – творческая личность, который освоил деятельность на технологическом уровне в соответствии с новыми требованиями и современными взглядами на развитие системы образования, при этом нее исключая классические образцы дошкольного воспитания, зарекомендовавшие себя ранее. Не вызывает сомнений тот факт, что искусство педагога заключается в создании такой познавательной ситуации, когда у ребенка высокие мотивационные позывы к постижению чего-то нового. Например, заслуживает внимания технология «Ситуация», суть которой заключается в проигрывании определенных ситуационных моментов, основанных на применении общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Такой прикладной характер погружения ребенка в ситуацию, в которой он может оказаться, формирует у ребенка умения принимать самостоятельные решения, делая определенные шаги в познании мира, приобретая практический опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причин, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и другое. Несколько слов необходимо сказать о художественно-творческой деятельности дошкольников. Достаточно эффективной формой работы стоит отметить музыкально-театральную гостиную, в которой ребенок способен научиться воспринимать музыкальные и литературные произведения. В целом организация детского досуга как вида деятельности ориентирована на проведение взрослыми игр, развлечений и отдыха. От умения педагогами организовать детский досуг веселым и радостным, будет зависеть уровень комфортности и общего психологического состояния ребенка. Именно в игре осуществляется процесс перевода основных жизненных координат ребенка в систему координат коллектива, тем самым подтверждая их целесообразность использования в амплификации детского развития. Создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов в образовательном процессе позволяет формировать в понимании детей любознательность, самостоятельность, инициативу, ощущение значимости каждого. Современные условия позволяют актуализировать вовлеченность детей

421

дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в решении многих проблем в воспитании. Таким образом, процесс обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее развитие личности ребенка, что подтверждается позицией гуманистической образовательной парадигмы, которая отмечает развитие человека (ребенка) как систему в которой находит отражение его культурные потребности и универсальные сущностные силы. Усваивая общие для людей ценности, ребенок получает основу для восприятия мира и понимания отношения к нему. Все это вместе взятое образует фундамент при становлении образованной, культурной, всесторонне развитой личности человека

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА КАК ОСНОВЫ СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Читайте также:  Развитие ребенка внутри матери видео

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

При всех изменениях, произошедших в жизни нашего общества, повлекших нарушения воспитательных взаимосвязей в системе «школа-семья-общественность — производство», следует максимально использовать те небольшие возможности, которые сохранились от разрушившейся системы. В ряде случаев бывшие Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, станции юных техников и юннатов преобразованы в различные центры. Центр технического творчества, Центр художественного творчества и другие. Эти учреждения дополнительного образования в большинстве своем подчиняются органам управления образования и все еще работают на государственном бюджете, а, следовательно, остаются бесплатными и доступными для посещения детей. Они не только способствуют развитию личности детей, развивают их творческие способности, помогают содержательно организовать досуг, но и оказывают помощь родителям в семейном воспитании, организуя для них лекции, семинары, совместные с детьми занятия по типу «посиделки».

Неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования в семейном воспитании, организуя совместные с родителями посещения детьми музеев, картинных галерей, концертных залов, театров. После таких совместных поездок и походов проводится обсуждение виданного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. Значительно видоизменили свою работу музыкальные школы и школы изобразительного искусства. Они нередко территориально объединились с общеобразовательными школами и составили как бы единый комплекс художественно-эстетического образования. На базе такого комплекса для детей и родителей проводятся концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции о жизни и творчестве художников, композиторов, музыкантов-исполнителей.

Очень большая роль в семейном воспитании школьников принадлежит детским и юношеским библиотекам. Общая тенденция к снижению читательского интереса может быть преодолена совместными усилиями библиотечных работников и родителей. Важно, чтобы родители не упустили время, когда следует ребенка познакомить с библиотекой, ее сотрудниками и содержанием книг. Вместе с библиотечными работниками рекомендуется определить круг развивающего и интересного чтения, доступного по возрасту, соответствующего запросам ребенка. Многие библиотеки практикуют обсуждение прочитанных книг, проводят читательские конференции, встречи с писателями. Наиболее интересно проходят музыкально-литературные вечера. Хорошо, если дети и их родители станут постоянными их посетителями и участниками. В помощь семейному воспитанию многое предпринимают отделы социальной зашиты при местной администрации: бесплатные или с льготной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь.

Читайте также:  Учебник нарушениях в развитии ребенка

Большая надежда возлагается на попечительские советы, которые занимаются одновременно образовательными учреждениями и семьей, оказывая и другим содержательную и материальную помощь. Однако создание этих советов находится более в области теоретической, в области разработки, чем в практической деятельности образовательных учреждений.

Таким образом, сложившаяся в прежние годы система взаимосвязанных учреждений и общественных организаций претерпевает значительные изменения. Приходящую ей на смену систему нельзя считать уже сформировавшейся. В этом сложность семейного воспитания в наши дни, и школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей.

Роль школы в современных условиях — стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

— в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

— в через формирование поликультурного образования;

— в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

— как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

— через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

— путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

— описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;

– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации и моральных принципов.

Источник