Учебник нарушениях в развитии ребенка
Учебник содержит сведения о принципах и современных гуманистических технологиях семейного и общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.
Наряду с практическими вопросами рассматриваются теоретические аспекты семейного и общественного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП).
Введение | 7 |
ГЛАВА I. Системно-исторический подход к анализу теорий семейных систем | 10 |
Теории семейных систем. Социально-экологическая модель семьи | 10 |
Структура и функции семьи | 11 |
Модели семейных взаимодействий | 14 |
Жизненный цикл семьи | 18 |
Вопросы и задания для самопроверки | 20 |
Задания для самостоятельной работы | 20 |
ГЛАВА II. Семьи группы риска | 21 |
Реакции родителей на рождение «особого» ребенка | 21 |
Отклонения в личности родителей | 23 |
Семейный алкоголизм и алкогольный синдром плода (АСП) | 24 |
Особенности воспитания ребенка в многодетной семье | 25 |
Семья ребенка с параноидальной шизофренией | 26 |
Приемный ребенок в семье | 28 |
Семья аутичного ребенка | 29 |
Одаренный ребенок в семье | 31 |
Ошибки воспитания, которые допускают родители нестандартного ребенка | 32 |
Проблема жестокого обращения с ребенком в семье | 34 |
Вопросы и задания для самопроверки | 39 |
Задания для самостоятельной работы | 40 |
ГЛАВА III. Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | 41 |
Роль семьи в коррекционном воспитании | 41 |
Основные положения коррекционной работы | 42 |
Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ | 44 |
Основные задачи родителей как участников реабилитационных программ | 48 |
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей | 53 |
Режим для ребенка раннего возраста с нарушениями развития | 58 |
Обучение малыша навыкам самообслуживания и опрятности | 61 |
Развитие познавательной деятельности, сенсорных функций, речи, памяти, навыков общения | 66 |
Стимуляции психомоторного развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи | 74 |
Вопросы и задания для самопроверки | 84 |
Задания для самостоятельной работы | 84 |
ГЛАВА IV. Семейное воспитание ребенка с проблемами интеллектуального развития | 85 |
Положение ребенка в семье | 85 |
Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей | 88 |
Помощь специалистов в воспитании умственно отсталого ребенка в семье | 92 |
Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями детей с нарушениями интеллектуального развития | 97 |
Синдром Дауна | 98 |
Синдром Рубинштейна-Тейби | 106 |
Синдром Нунан | 109 |
Синдром Вильямса («лицо эльфа») | 112 |
Синдром Корнелии де Ланге | 114 |
Вопросы и задания для самопроверки | 114 |
Задания для самостоятельной работы | 114 |
ГЛАВА V. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье | 115 |
Причины детской слепоты и слабовидения | 115 |
Ранняя диагностика нарушения зрительных функций | 116 |
Позиция родителей детей с нарушением зрения | 123 |
Помощь специалистов родителям | 126 |
Некоторые стратегии воспитания и обучения незрячего ребенка в семье | 131 |
Особенности эмоционального и интеллектуального развития ребенка с нарушением зрения | 133 |
Вопросы и задания для самопроверки | 137 |
Задания для самостоятельной работы | 138 |
ГЛАВА VI. Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье | 139 |
Причины нарушений слуха у детей | 139 |
Особенности реакции на звук в младенческом возрасте | 141 |
Особенности психомоторного развития детей с нарушением слуха | 142 |
Особенности интеллектуального развития и речи | 144 |
Комплексные нарушения сенсорной сферы | 146 |
Подходы и методы коррекционного воспитания | 147 |
Диагностика | 148 |
Инклюзивное образование детей с нарушением слуха | 153 |
Социальные аспекты кохлеарной имплантации | 154 |
Вопросы и задания для самопроверки | 154 |
Задания для самостоятельной работы | 154 |
ГЛАВА VII. Семейное воспитание ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения | 155 |
Развитие общения на первом году жизни при нормативном развитии | 155 |
Неконтактный ребенок | 157 |
Особенности проявлений аутизма в младенческом возрасте | 158 |
Развитие социальных взаимодействий при аутизме | 165 |
Негативизм при аутизме | 166 |
Как установить эмоциональный контакт с аутичным ребенком | 172 |
Коррекционная работа с аутичным ребенком | 174 |
Взаимодействие специалистов и родителей в работе с аутичными детьми | 175 |
Ранняя детская шизофрения | 182 |
Синдром Ретта | 186 |
Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением | 192 |
Вопросы и задания для самопроверки | 204 |
Задания для самостоятельной работы | 204 |
ГЛАВА VIII. Семейное воспитание ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата | 205 |
Детский церебральный паралич | 205 |
Причины детского церебрального паралича | 205 |
Методы комплексного параклинического, клинико-психологического, педагогического и логопедического обследования ребенка с ДЦП | 206 |
Основные формы и проявление детского церебрального паралича | 207 |
Дополнительные осложняющие нарушения при детском церебральном параличе | 210 |
Воспитание и уход за ребенком с ДЦП в семье | 211 |
Развитие навыков самообслуживания | 214 |
Кормление ребенка с ДЦП | 215 |
Контрактуры и деформации | 216 |
Лечебный двигательный режим | 217 |
Развитие речевых и двигательных навыков у ребенка с детским церебральным параличом | 221 |
Предупреждение и коррекция нарушений речевого и психического развития у детей с церебральным параличем | 226 |
Система помощи детям с ДЦП | 232 |
Вопросы и задания для самопроверки | 235 |
Задания для самостоятельной работы | 235 |
ГЛАВА IX. Семейное воспитание ребенка с нарушением речевого развития | 236 |
Основные функции речи | 236 |
Причины речевых нарушений у детей | 239 |
Условия, способствующие развитию речи | 241 |
Речевые трудности психоречевого развития у детей раннего возраста | 242 |
Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития | 246 |
Подготовка ребенка с нарушением речи к общению | 247 |
Логопедическая работа | 251 |
Вопросы и задания для самопроверки | 254 |
Задания для самостоятельной работы | 254 |
Приложение | 255 |
Литература | 257 |
Источник
Галина Гуровец
Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей
© Гуровец Г. В., 2013
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013
© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013
Введение
Цели и задачи курса
Данное учебное пособие по «Анатомии и физиологии» подготовлено для студентов педагогических факультетов по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология», будущих педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждении. Для педагогов, работающих с аномальными детьми, особенно важно знать анатомию и физиологию, этапы развития и функции отдельных органов и всего организма в целом. Знание особенностей строения и функции детского организма помогут педагогам избрать наиболее подходящую и щадящую помощь детям с различными отклонениями в развитии, оказать первую помощь при травме или судорожном приступе, при различных проявлениях болезненного состояния. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать здоровьесберегающие мероприятия, формы работы с детьми и условия, необходимые в быту и в дошкольном или школьном учреждении.
Анатомия – древняя наука. Попытка познать строение человека, его внутренних органов сопровождалась рассечением брюшной полости, вскрытием умершего. Поэтому сам термин происходит от латинского слова «рассечение». В последующем анатомия стала изучать внешние формы строения человека, отдельных его органов, взаимоотношения между ними. Особенно важным в изучении является возрастной аспект различных структур организма – от зарождения до старческого возраста, изменяющийся под воздействием внешней среды.
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, происходящих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрыть законы жизнедеятельности организма. Среди множества ветвей физиологической науки выделилась возрастная физиология, рассматривающая деятельность организма в возрастном аспекте. Особенно важным является раздел возрастной физиологии, изучающей функции детского организма от его зачатия, т. е. онтогенез. В возрастной физиологии используются данные эволюционного учения, прослеживаются основные этапы развития тех или других органов и систем у животных. Эти связи лежат в основе возрастной и эволюционной физиологии, т. е. филогенеза и онтогенеза (филогенез – развитие организма на разных этапах животного мира; онтогенез – развитие непосредственно данного индивидуума).
Целью данного пособия является знакомство педагогов с особенностями структуры и деятельности органов и тканей в отдельности и всего организма в целом. Анатомия и физиология неотделима от педиатрии – науки о различных болезненных состояниях, наиболее часто встречающихся в детском возрасте. В своем пособии мы стараемся обратить внимание на анатомические структуры не только в норме, но и в патологии, т. е. при различных отклонениях от нормального развития, знание которых важны для коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологии).
Таким образом, педиатрия – наука о ребенке тесно связана с анатомией и физиологией детского и подросткового возраста, охватывает норму, патологию, лечение и профилактику заболеваний, диететику и гигиену. Гигиена, как наука, изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоническому развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении. В отличие от педиатрии, изучающей главным образом различные заболевания, их течение, лечение и исход, профилактику заболевания каждого ребенка в отдельности, гигиена воздействует на среду обитания, преобразовывая ее, подготавливая ребенка к пребыванию в коллективе.
Отечественная педиатрия и гигиена в своих исследованиях базируется на основных позициях единства организма и внешней среды, на ведущей роли психофизических факторов и высшей нервной деятельности в развитии организма. В связи с этим мы сочли правомерным включить в пособие раздел о здоровьесберегающих мероприятиях, необходимых для правильного воспитания и обучения детей предшкольного и школьного возраста.
Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания
Курс возрастной анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.
Возрастная анатомия и физиология дают основание познакомить студентов, воспитателей и педагогов с физиологическими и гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса в детском саду или в школе. Возрастная физиология является базой для изучения психологии и педагогики, формирует у учителя и воспитателя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию естественнонаучной основой всей системы педагогического образования.
Важную роль возрастная физиология играет для медицины и гигиены. Для сохранения здоровья ребенка необходима правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, а в дальнейшем воспитывать и обучать, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.
Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, необходимого для здоровья ребенка, планировке помещения и освещенности, расположения площади для детских занятий, игр и сна, прогулок и физкультурных занятий.
Известно, что здоровье начинает формироваться с детского возраста. Поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии человека, чтобы правильно организовать режимтрудаи отдыха, закаливание и достаточное физическое развитие ребенка и подростка, поддерживать санитарно-гигиенические условия окружающей среды.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой деятельности детского сада.
При комплексной оценке состояния здоровья Институт гигиены детей и подростков АМН РФ рекомендует использовать 4 критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма на неблагоприятные условия воздействия;
4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
Учитывая, что организм ребенка находится в процессе постоянного роста и развития, этот фактор имеет особенно большое значение. О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка необходима для определения его уровня развития и отнесения к определенной группе с целью организации необходимых условий физического, моторного, психического и речевого развития.
В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:
1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда относятся часто болеющие дети (4 раза в год и более), дети, перенесшие инфекционные заболевания, дети с малым весом и общей задержкой физического развития без эндокринной патологии. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, т. к. функциональные возможности (защитные реакции) у них снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных отклонения могут перейти в болезнь.
3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.
4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Генератор титульных листовТаблица истинности ONLINE |
|
Источник