Учебник нарушениях в развитии ребенка

Учебник содержит сведения о принципах и современных гуманистических технологиях семейного и общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Наряду с практическими вопросами рассматриваются теоретические аспекты семейного и общественного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП).

Введение7
ГЛАВА I. Системно-исторический подход к анализу теорий семейных систем10
Теории семейных систем. Социально-экологическая модель семьи10
Структура и функции семьи11
Модели семейных взаимодействий14
Жизненный цикл семьи18
Вопросы и задания для самопроверки20
Задания для самостоятельной работы20
ГЛАВА II. Семьи группы риска21
Реакции родителей на рождение «особого» ребенка21
Отклонения в личности родителей23
Семейный алкоголизм и алкогольный синдром плода (АСП)24
Особенности воспитания ребенка в многодетной семье25
Семья ребенка с параноидальной шизофренией26
Приемный ребенок в семье28
Семья аутичного ребенка29
Одаренный ребенок в семье31
Ошибки воспитания, которые допускают родители нестандартного ребенка32
Проблема жестокого обращения с ребенком в семье34
Вопросы и задания для самопроверки39
Задания для самостоятельной работы40
ГЛАВА III. Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья41
Роль семьи в коррекционном воспитании41
Основные положения коррекционной работы42
Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ44
Основные задачи родителей как участников реабилитационных программ48
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей53
Режим для ребенка раннего возраста с нарушениями развития58
Обучение малыша навыкам самообслуживания и опрятности61
Развитие познавательной деятельности, сенсорных функций, речи, памяти, навыков общения66
Стимуляции психомоторного развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи74
Вопросы и задания для самопроверки84
Задания для самостоятельной работы84
ГЛАВА IV. Семейное воспитание ребенка с проблемами интеллектуального развития85
Положение ребенка в семье85
Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей88
Помощь специалистов в воспитании умственно отсталого ребенка в семье92
Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями детей с нарушениями интеллектуального развития97
Синдром Дауна98
Синдром Рубинштейна-Тейби106
Синдром Нунан109
Синдром Вильямса («лицо эльфа»)112
Синдром Корнелии де Ланге114
Вопросы и задания для самопроверки114
Задания для самостоятельной работы114
ГЛАВА V. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье115
Причины детской слепоты и слабовидения115
Ранняя диагностика нарушения зрительных функций116
Позиция родителей детей с нарушением зрения123
Помощь специалистов родителям126
Некоторые стратегии воспитания и обучения незрячего ребенка в семье131
Особенности эмоционального и интеллектуального развития ребенка с нарушением зрения133
Вопросы и задания для самопроверки137
Задания для самостоятельной работы138
ГЛАВА VI. Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье139
Причины нарушений слуха у детей139
Особенности реакции на звук в младенческом возрасте141
Особенности психомоторного развития детей с нарушением слуха142
Особенности интеллектуального развития и речи144
Комплексные нарушения сенсорной сферы146
Подходы и методы коррекционного воспитания147
Диагностика148
Инклюзивное образование детей с нарушением слуха153
Социальные аспекты кохлеарной имплантации154
Вопросы и задания для самопроверки154
Задания для самостоятельной работы154
ГЛАВА VII. Семейное воспитание ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения155
Развитие общения на первом году жизни при нормативном развитии155
Неконтактный ребенок157
Особенности проявлений аутизма в младенческом возрасте158
Развитие социальных взаимодействий при аутизме165
Негативизм при аутизме166
Как установить эмоциональный контакт с аутичным ребенком172
Коррекционная работа с аутичным ребенком174
Взаимодействие специалистов и родителей в работе с аутичными детьми175
Ранняя детская шизофрения182
Синдром Ретта186
Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением192
Вопросы и задания для самопроверки204
Задания для самостоятельной работы204
ГЛАВА VIII. Семейное воспитание ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата205
Детский церебральный паралич205
Причины детского церебрального паралича205
Методы комплексного параклинического, клинико-психологического, педагогического и логопедического обследования ребенка с ДЦП206
Основные формы и проявление детского церебрального паралича207
Дополнительные осложняющие нарушения при детском церебральном параличе210
Воспитание и уход за ребенком с ДЦП в семье211
Развитие навыков самообслуживания214
Кормление ребенка с ДЦП215
Контрактуры и деформации216
Лечебный двигательный режим217
Развитие речевых и двигательных навыков у ребенка с детским церебральным параличом221
Предупреждение и коррекция нарушений речевого и психического развития у детей с церебральным параличем226
Система помощи детям с ДЦП232
Вопросы и задания для самопроверки235
Задания для самостоятельной работы235
ГЛАВА IX. Семейное воспитание ребенка с нарушением речевого развития236
Основные функции речи236
Причины речевых нарушений у детей239
Условия, способствующие развитию речи241
Речевые трудности психоречевого развития у детей раннего возраста242
Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития246
Подготовка ребенка с нарушением речи к общению247
Логопедическая работа251
Вопросы и задания для самопроверки254
Задания для самостоятельной работы254
Приложение255
Литература257
Читайте также:  В психологии развития ограничено проведение с ребенком метода беседы

Источник

Галина Гуровец

Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

© Гуровец Г. В., 2013

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013

© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013

Введение

Цели и задачи курса

Данное учебное пособие по «Анатомии и физиологии» подготовлено для студентов педагогических факультетов по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология», будущих педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждении. Для педагогов, работающих с аномальными детьми, особенно важно знать анатомию и физиологию, этапы развития и функции отдельных органов и всего организма в целом. Знание особенностей строения и функции детского организма помогут педагогам избрать наиболее подходящую и щадящую помощь детям с различными отклонениями в развитии, оказать первую помощь при травме или судорожном приступе, при различных проявлениях болезненного состояния. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать здоровьесберегающие мероприятия, формы работы с детьми и условия, необходимые в быту и в дошкольном или школьном учреждении.

Анатомия – древняя наука. Попытка познать строение человека, его внутренних органов сопровождалась рассечением брюшной полости, вскрытием умершего. Поэтому сам термин происходит от латинского слова «рассечение». В последующем анатомия стала изучать внешние формы строения человека, отдельных его органов, взаимоотношения между ними. Особенно важным в изучении является возрастной аспект различных структур организма – от зарождения до старческого возраста, изменяющийся под воздействием внешней среды.

Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, происходящих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрыть законы жизнедеятельности организма. Среди множества ветвей физиологической науки выделилась возрастная физиология, рассматривающая деятельность организма в возрастном аспекте. Особенно важным является раздел возрастной физиологии, изучающей функции детского организма от его зачатия, т. е. онтогенез. В возрастной физиологии используются данные эволюционного учения, прослеживаются основные этапы развития тех или других органов и систем у животных. Эти связи лежат в основе возрастной и эволюционной физиологии, т. е. филогенеза и онтогенеза (филогенез – развитие организма на разных этапах животного мира; онтогенез – развитие непосредственно данного индивидуума).

Целью данного пособия является знакомство педагогов с особенностями структуры и деятельности органов и тканей в отдельности и всего организма в целом. Анатомия и физиология неотделима от педиатрии – науки о различных болезненных состояниях, наиболее часто встречающихся в детском возрасте. В своем пособии мы стараемся обратить внимание на анатомические структуры не только в норме, но и в патологии, т. е. при различных отклонениях от нормального развития, знание которых важны для коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологии).

Таким образом, педиатрия – наука о ребенке тесно связана с анатомией и физиологией детского и подросткового возраста, охватывает норму, патологию, лечение и профилактику заболеваний, диететику и гигиену. Гигиена, как наука, изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоническому развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении. В отличие от педиатрии, изучающей главным образом различные заболевания, их течение, лечение и исход, профилактику заболевания каждого ребенка в отдельности, гигиена воздействует на среду обитания, преобразовывая ее, подготавливая ребенка к пребыванию в коллективе.

Отечественная педиатрия и гигиена в своих исследованиях базируется на основных позициях единства организма и внешней среды, на ведущей роли психофизических факторов и высшей нервной деятельности в развитии организма. В связи с этим мы сочли правомерным включить в пособие раздел о здоровьесберегающих мероприятиях, необходимых для правильного воспитания и обучения детей предшкольного и школьного возраста.

Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Курс возрастной анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.

Возрастная анатомия и физиология дают основание познакомить студентов, воспитателей и педагогов с физиологическими и гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса в детском саду или в школе. Возрастная физиология является базой для изучения психологии и педагогики, формирует у учителя и воспитателя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию естественнонаучной основой всей системы педагогического образования.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка эльконин

Важную роль возрастная физиология играет для медицины и гигиены. Для сохранения здоровья ребенка необходима правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, а в дальнейшем воспитывать и обучать, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.

Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, необходимого для здоровья ребенка, планировке помещения и освещенности, расположения площади для детских занятий, игр и сна, прогулок и физкультурных занятий.

Известно, что здоровье начинает формироваться с детского возраста. Поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии человека, чтобы правильно организовать режимтрудаи отдыха, закаливание и достаточное физическое развитие ребенка и подростка, поддерживать санитарно-гигиенические условия окружающей среды.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой деятельности детского сада.

При комплексной оценке состояния здоровья Институт гигиены детей и подростков АМН РФ рекомендует использовать 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма на неблагоприятные условия воздействия;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Учитывая, что организм ребенка находится в процессе постоянного роста и развития, этот фактор имеет особенно большое значение. О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка необходима для определения его уровня развития и отнесения к определенной группе с целью организации необходимых условий физического, моторного, психического и речевого развития.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда относятся часто болеющие дети (4 раза в год и более), дети, перенесшие инфекционные заболевания, дети с малым весом и общей задержкой физического развития без эндокринной патологии. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, т. к. функциональные возможности (защитные реакции) у них снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных отклонения могут перейти в болезнь.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Абрашина, Н. А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушением развития / Н.А. Абрашина. — М.: Флинта, 2012. — 200 c.
2. Абрашина, Н. А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития / Н.А. Абрашина. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 200 c.
3. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. — М.: Диалог-Мифи, 2012. — 688 c.
4. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. — Л.: Просвещение, 2008. — 112 c.
5. Бгажноков, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажноков. — М.: Книга по Требованию, 2007. — 240 c.
6. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. — М.: Парадигма, 2012. — 240 c.
7. Верещагина, Н. В. «Особый ребенок» в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. — М.: Детство-Пресс, 2009. — 160 c.
8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. — М.: Владос, 2013. — 240 c.
9. Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. — М.: СПб. [и др.] : Питер, 2002. — 651 c.
10. Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. — М.: Владос, 2013. — 432 c.
11. Давидович, Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Ж.В. Антипова. — М.: Машиностроение, 2014. — 216 c.
12. Дети с нарушениями развития. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. — 382 c.
13. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь / М.В. Жигорева. — М.: Академия, 2008. — 240 c.
14. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 272 c.
15. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 112 c.
16. Калинченко, А. В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии. Методика преподавания, планирование, конспекты уроков / А.В. Калинченко. — М.: Владос, 2013. — 240 c.
17. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. — М.: Владос, 2010. — 200 c.
18. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. — М.: Мир, 2004. — 160 c.
19. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140 c.
20. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. — М.: Медицинское информационное агентство, 2009. — 240 c.
21. Микрополяризации у детей с нарушением психического развития, или Как поднять планку ограниченных возможностей. — М.: Каро, 2011. — 340 c.
22. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. — М.: Книга по Требованию, 2001. — 288 c.
23. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: моногр.
/ Л.П. Носкова. — М.: Книга по Требованию, 2004. — 344 c.
24. Полякова, М. А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей / М.А. Полякова. — М.: Дмитриева Т., 2014. — 192 c.
25. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. — М.: Владос, 2013. — 116 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Микрополяризации у детей с нарушением психического развития, или Как поднять планку ограниченных возможностей

Дети с нарушениями развития

Абрашина Н. А.Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушением развития

Абрашина Н. А.Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития

Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е.Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей

Басилова Т. А., Александрова Н. А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития

Бгажноков И.М.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В.Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)

Верещагина Н. В.»Особый ребенок» в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии

Гришвина, А.В.; Пузыревская, Е.Я.; Сочеванова, Е.В.Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития

Гуровец Г. В.Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

Давидович Л. Р., Резниченко Т. С., Антипова Ж. В.Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии

Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь

Журба Л.Т.Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А.Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР

Калинченко А. В.Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии. Методика преподавания, планирование, конспекты уроков

Коняева Н. П., Никандрова Т. С.Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития

Корнилова, И.Г.Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация

Литош Н. Л.Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии

Остальные источники:

  • Макушкин Е. В., Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием
  • Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
  • Носкова Л.П., Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха
  • Полякова М. А., Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей
  • Сорокина Н. А., Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями

Источник