Роль наблюдений в развитии ребенка и освоении мира природы

Елена Тузова
Доклад «Роль наблюдений в Процессе познания природы дошкольниками»

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта взаимодействий о природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в России является приоритетным направлением обучения и воспитания детей.

В Тамбовской области это направление реализуется в рамках долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009-2012 годы», одной из задач которой является повышение уровня знаний и экологической культуры всех категорий населения.

Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с

экологическими знаниями человека, уровнем его культуры, воспитание которой должно начинаться с детского сада, со школьной скамьи. Сегодня во всех образовательных учреждениях области в учебный план введён региональный компонент «Экология».

Дошкольное детство- ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе,вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально-опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение книг о природе, о животных и растениях, беседы, работа с родителями.

Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. У ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, так чтобы затем отчётливо представить данный образ. Наблюдение — это дидактический метод обучения, средство развития интеллектуальной деятельности ребёнка, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения необходимо использовать дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приёмами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения.

Позже К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа. а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений обогащается сознание ребёнка новыми знаниями. Ребёнка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно ребёнок познаёт этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.  е. с непосредственных ощущений и восприятия, которое, в свою очередь, создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности, «ибо логика природы есть самая полезная для детей», по мнению К. Д. Ушинского. Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее, ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.

Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности человека, ребёнка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличие определённых знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов рождается рано. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся предметов и явлений — это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение — это деятельность самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, долженобеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности — наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым. Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения также способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но у него развивается эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях — а это задачи экологического воспитания.

Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на огороде, в уголке природы. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, необходимо руководить процессом наблюдения. Руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.

Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения.

Читайте также:  Развитие гуманных отношений ребенка дошкольного возраста

1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Цель: вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и даёт задание к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес к объекту можно различными приёмами:

использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знаете о нем);

краткая беседа;

чтение литературного произведения;

рассматривание рисунков и иллюстраций.

На 2 этапе рекомендуется использовать приёмы ТРИЗ»Чудеса прогулок»; приёмы фантазирования, оживления, увеличение или уменьшения объектов. Интересен и своеобразен приём эмпатии — дети представляют себя на месте объекта наблюдения(«Представь себя на месте божьей коровки», «А если бы ты был кустиком?»). Детям можно предложить надеть очки с цветными стёклами и посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку через увеличительное стекло.

3 этап. ОСНОВНОЙ. Цель: последовательное рассматривание предмета и осмысление воспринятого. Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность. Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении, можно условно разделить на 3 части:

обследование предмета или явлений в целом;

анализ обследуемого предмета;

обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе свойства предметов и явлений в их взаимосвязях.

На 3 этапе в младшем дошкольном возрасте применим приём имитации ребёнком движений, звуков и явлений природы (движение крыльев птиц, звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай собаки и т.  п.)

4 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Закончить наблюдение можно чтением стихотворения, возможно пение песен (если позволяют погодные условия, хороводы, подвижные игры.

Таким образом, усвоение детьми знаний тесно связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности. Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к школе».

В процессе наблюдения воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, может сделать её мощным фактором всестороннего развития ребёнка.

Источник

В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе, в процессе, которого выделяют общие отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы.

Наблюдение — это один из основополагающих методов в природе. Н.К. Крупская учил увлекать детей в первую очередь естествено-научными дисциплинами, которые в силу метода познания приводили к методу взаимосвязи и закономерности явлений. Крупская считала, что природа — это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

Наблюдение рассматривается, как результат осмысленного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия наблюдения он связывает с содержанием наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объекта в природе должен замечать. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т.д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

Читайте также:  Куплю коврик для развития ребенка

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя.

Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, сезонных изменениях в природе.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов: — рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; — наблюдение за их проявлениями (способами функционирования); — выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). Дети моей группы знакомятся с растениями, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения, учатся их различать по характерным признакам строения (форме и окраске листьев, цветов, плодов) и правильно называть их. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стволу (стеблю) идут к листьям, цветам, плодам. Листья нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена — это будущие новые растения.

Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Содержание наблюдений за животными являются: — их внешние особенности (строение); — способы функционирования (поведение); — компоненты среды обитания; — проявление приспособительной взаимосвязи со средой; — характер взаимоотношений человека с животными. Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений. В нашей практике сложился традиционный тип занятия, на котором осуществляется рассматривание определенного животного или растения. Цель такого занятия — познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним.

Как правило, детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем не получают. В плане экологического воспитания такой способ познания малоэффективен, т.к. он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет в достаточной степени проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводит детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения. Я в своей практике нашла иной подход к организации познавательной деятельности детей — проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему.

Каждый отдельный цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у детей формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях и животных. В чем же преимущество цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта? Они очевидны и сводятся к следующему: — В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение. — Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к тому, в результате чего возникает потребность в новых (что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях.

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

1. Комплексное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.

2. Преобладание визуального источника знания над словесным.

Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: В каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т.д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать.

3. Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдений, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия, например, черепах активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем) — можно наблюдать процесс ее питания, способы передвижения.

Читайте также:  Рано поздно вовремя норма и не норма в развитии ребенка

Примерный перечень наблюдений за птицей.

Наблюдение 1. Знакомство с птицей. Познакомить с птицей, внесенной в уголок природы, сообщить ее название. Обратить внимание на то, что она красивая, веселая, живет в клетке, бойко скачет и щебечет.

Наблюдение 2. Что ест птица. Показать, Что птицу кормят смесью зерен (зерна мелкие, разного цвета), тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. У птицы есть клюв, которым она клюет корм и пьет воду.

Наблюдение 3. Птицу кормят каждый день. В течение нескольких дней продемонстрировать, что птица живая — ее надо кормить каждый день с утра.

Наблюдение 4. Что птица делает в клетке (задание). Побуждать детей к самостоятельным наблюдениям — учить замечать разные действия птицы, называть их.

Наблюдение 5. Кто заботится о птице. Обращать внимание на то, что птица не может себя накормить, о ней заботятся люди: дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку.

Наблюдение 6. Как ухаживают за птицей. Показать, что жизнь птицы зависит от человека: чтобы она хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо ухаживать — чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушку, не оставлять птицу без корма и воды. Все надо делать осторожно, т.к. птицы очень пугливы.

Наблюдение 7. Как птица ведет себя после уборки (задание для самостоятельного наблюдения). Учить детей замечать особенности поведения птицы, связывая их с условиями, которые создаются ухаживающими за ней людьми.

Наблюдение 8. Внешний вид птицы. Уточнить особенности внешнего вида птицы: есть голова, туловище, ноги, хвост, крылья. На голове — глаза и клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью лапок скачет по клетке, сидит на жердочке; машет крыльями.

Наблюдение 9. Как птица купается. Показать детям, как птица может купаться в воде, если ей подставить купалку: она лапками залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться.

Наблюдение 10. Как птица поет (задание). Учить детей самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать ее пение. Объяснить, что пение — ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.

Наблюдение 11. Зачем птице ноги и крылья. Уточнить функции органов передвижения птицы: при помощи ног прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело; при помощи крыльев летает, перепархивает с места на место, купается в воде.

Наблюдение 12. Есть ли у птицы шея. Показать, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.

Наблюдение 13. Слышит ли птица. Показать, как птица реагирует на звуки. Сообщить, что она хорошо слышит: уши расположены по бокам головы под перьями — их не видно. На звук птица поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков боится.

Наблюдение 14. Когда птица поет (задание). Предложить детям самостоятельно выяснить, когда поет птица: до еды (купания) или после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.

Наблюдение 15. Как птица спит и отдыхает. Показать, как птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распушает перья и закрывает глаза. Засыпая, птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку.

Циклы наблюдений за птицами в уголке природы дополняются наблюдениями за их сородичами на участке. Дети учатся различать их по размеру, цвету оперенья, крику; наблюдать за поведением в естественной обстановке (как птицы передвигаются по земле, как летают, как купаются в песке и лужах, что кричат, куда садятся для отдыха). Дети учатся распознавать видовое многообразие пернатых — в этом отличие содержания наблюдений на участке. Особое значение имеют наблюдения за полетом птиц в воздушном пространстве, взлетом и приземлении. Можно сказать, что циклы наблюдений в уголке природы и на участке дополняют друг друга и позволяют создать в представлении детей достаточно полную картину о жизни пернатых, о характере их взаимосвязи со средой обитания (как при искусственном содержании, так и в естественных условиях), о выращивании потомства и многообразии видов.

Таким образом, циклы наблюдений, показанные на примере птиц, являются важным средством систематического формирования представлений о разнообразных особенностях жизни птиц, животных. Виды наблюдений.

Существуют следующие виды наблюдений: Педагогическая классификация (Выделяется признак, на основе которого происходит деление на виды). 1. По времени — кратковременное (от 5 до 7 мин.), длительное — (15-20мин.) По месту проведения — в естественных условиях, в специально созданных условиях. По плановости — по плану воспитателя, по инициативе детей. По новизне решаемых задач — первичное, повторное, сравнительное, итоговое.

По форме организации — индивидуальное, групповое, фронтальное.

Психологическая классификация.

1. Распознающее наблюдение — используется для формирования у детей представлений о распознавании растений и животных; объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков и качеств. Оно обеспечивает накоплению у детей ярких, живых знаний о природе. Главная задача этого наблюдения — распознать объект, выделить его свойства, качества на основе сенсорного обследования.

2. Воссоздающее наблюдение — в основном применяется в старшем дошкольном возрасте. Воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного.

3. Длительное наблюдение — его задачей является установление связей и зависимости наблюдения за изменениями в росте и развитии. Здесь происходит взаимодействие двух типов наблюдения: — распознающего и воссоздающего. Есть предмет перед нами, мы его ощущаем, но изменения предполагаются.

4. Структура наблюдения — Подьяков предполагал следующую структуру наблюдения: — Мотив наблюдения — здесь может быть использована разная постановка познавательной задачи: прямая, игровая и косвенная. — Обследование предмета (порядок действий, который должны усвоить дети, выделение для данного предмета свойств и качеств). — Выявление результата (осмысление отражения в речи и продуктивной деятельности).

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 773; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все…

Читайте также:

Источник