Развитие гуманных отношений ребенка дошкольного возраста

Развитие гуманных отношений ребенка дошкольного возраста thumbnail

Татьяна Польщикова
Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

П. Ивня Белгородской обл.

«Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений»

(из опыта работы)

Подготовила: Польщикова Татьяна Михайловна,

воспитатель высшей категории

Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми — взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.

Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Освоение первоначальных представлений нравственного характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

• изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования гуманных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре;

• определить критерии и уровни сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

• экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности.

Поэтому, единственная деятельность, которая позволяет детям смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней — игровая. Она является наиболее эффективной формой социализации ребенка. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно – ролевой (творческой).

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому эта тема очень актуальна в настоящее время.

До настоящего времени вопрос о значении игры для формирования детского общества и тем самым для формирования у детей черт общественности и гуманизма остается исследованным недостаточно. Он является центральным для педагогического использования игры.

Сюжетно – ролевая игра – это деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в реальной жизни. Такое моделирование отношений является единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности.

Для осуществления игровой деятельности, которая носит коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. В игре детям необходимо договориться межу собой об общем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении предметов, вовлекаемых в игру. В ходе осуществления замысла игры, детям необходимо подчиниться правилам, контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

Читайте также:  Федеральная программа развития ребенка в саду

Самоорганизация, требуемая сюжетно – ролевой игрой, близка по своей форме общественной организации трудовой деятельности взрослых. При распределении ролей устанавливается не техническое разделение труда, а общественно — функциональное. Организационно – деловая деятельность, которую дети осуществляют до начала игры и в процессе ее осуществления, есть коллективная деятельность, объединяющая детей единым сюжетом и совместным его воплощением. Именно эта организационно – деловая сторона игровой деятельности, осуществляемая самими детьми, и создает своеобразное детское общество.

Однако в дошкольной практике возникает ряд проблем, связанных со стремлением взрослых научить детей как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка в этом возрасте – игровая. Вследствие чего, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения гуманных взаимоотношений дошкольников через игровую деятельность и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного дошкольного обучения. Для решения этих противоречий должна проводиться целенаправленная,хорошо спланированная работа: занятия, игры, беседы.

К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешили помогать ребенку с выводами и обобщениями, учили делать их самостоятельно. Уже потом, используя накопленный опыт, переносили его в игровую деятельность.

Для детей дошкольного возраста группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки социальных отношений. Поэтому надо научить детей жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Воспитывать это чувство нужно начинать с первых дней пребывания детей в детском саду.

Источник



В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: гуманизация, гуманность, гуманные отношения, дошкольник, социальная установка, межличностные отношения

На современном этапе развития системы образования, проблема воспитания гуманных отношений к сверстникам обусловлена гуманизацией педагогического процесса, предполагающей «очеловечение знаний», т. е. такую организацию, при котором знания имеют личный смысл.

Гуманизация педагогического процесса связана с признанием самоценности детства, уникальности личности ребёнка, реализацией интересов каждого ребенка.

Воспитание гуманных отношений связано также с неуклонным ростом проблем взаимоотношений детей с окружающими в целом: повышением конфликтности, тревожности, агрессивности. Эмоциональный дискомфорт, формирующийся у многих детей на фоне сложной ситуации в семье и обществе, оказывает сильное влияние на способность ребенка воспринимать окружающее, заботиться о других людях.

В основе гуманных отношений лежит гуманизм как нравственное качество личности, проявляющееся только по отношению к другим. Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека.

Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

В словаре под редакцией С. Ю. Головина, гуманность определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи [4].

Гуманность, как характеристика отношений является обусловленной системой нравственных норм и ценностей, системой установок личности на социальные объекты, и прежде всего, на другого человека. Эти системы отражаются в сознании человека в виде переживаний, состраданий в совместной деятельности.

Понятие гуманности, как социальной установки употребляется исследователями достаточно часто при анализе широкого круга разных проблем, связанных с усвоением моральных норм, развитием эмпатии, с формированием помогающего поведения.

В. В. Абраменкова указывает, что как социальная установка, гуманность включает в себя три основных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

Читайте также:  Диагностика для определения уровня физического развития ребенка

Познавательный компонент отражает представления и способности к усвоению представлений о сущности взаимоотношений между людьми, использованию моральных норм и ориентации на нравственные ценности.

Эмоциональный компонент отражает совокупность эмоциональных переживаний, обуславливающих стремление человека проявить гуманность.

Поведенческий компонент включает в себя конкретные проявления гуманности в совместных действиях [1].

Гуманные отношения также рассматриваются в широком социокультурном контексте, и под ними понимается совокупность гармоничных отношений к миру, другим людям и самому себе. В гуманных отношениях социальный мир приобретает статус безусловных личных ценностей.

Как отмечают О. С. Газман, Ю. М. Едиханова, в гуманных отношениях воплощается развитие и проявление важной личностной характеристики, а именно категории совести. Поскольку данная категория служит внутренним различением добра и зла. Именно с помощью совести происходит одобрение или осуждение поступка. Совесть отвечает за нравственную цензуру. Если отношение к другому человеку проявляется как отношение к ценности, то и другой человек приобретает личностный смысл. Именно в этом случае отношения являются гуманными, поскольку в их основе лежит идеальная норма отношения, которая обеспечивает оптимальное жизненное равновесие и развитие [2,3].

Гуманное отношение — это отношение к другому, как к самому себе, через отношение совместной деятельности. Как отмечает В. В. Абраменкова, отношения между детьми в группе являются опосредованными в совместной деятельностью [1].

Поэтому в проблеме гуманного отношения проявляется социально-психологический аспект, который заключается в групповом характере этих взаимоотношений и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидании и социальные нормы широкого плана. Это означает, что негуманное поведение ребенка может осуждаться другими детьми в группе, и это повлияет на межличностные отношения между детьми.

Уже в дошкольном возрасте во взаимоотношениях между детьми переживание одного ребенка у другого вызывает определенную активность. При этом, эта активность не сводится к механизмам «заражения», как в более младшем возрасте, когда ребенок действует путем подражания.

В. В. Абраменкова считает, что гуманные отношения выступают как частный случай межличностных отношений, и могут быть как непосредственные в несовместной деятельности, так и опосредованные содержанием этой деятельности [1].

Поскольку в группе ребенок идентифицирует себя с группой и с другими участниками, то у него происходит и групповая эмоциональная идентификация, одним из параметров которой является наличие индивидуально-психологического качества гуманности.

Не менее важной особенностью межличностных отношений, которая появляется в данном возрасте является проявление у старших дошкольников потребности в уважении и признании сверстника. Для старших дошкольников становится значимым чувствовать, что сверстники доброжелательно к ним относятся и уважают их мнение и желания. Такое более личное, внутреннее отношение является причиной зарождения межличностных отношений, основанных на внутренней связи и разных формах сопричастности (сопереживание, сорадование, содействие), что является основой для развития гуманных отношений.

Гуманные чувства, как отмечает Ю. М. Едиханова, в старшем дошкольном возрасте становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным. Все эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка [3].

Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П. М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку [5].

Читайте также:  Психическое развитие ребенка раннего возраста кризис трех лет

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка.

Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков.

По наблюдениям А. В. Запорожца, у старших дошкольников в большой степени возрастает доброжелательность к сверстникам и готовность к взаимопомощи. Конкурентные отношения среди детей данного возраста заметно снижаются, но сохраняется соревновательное начало в общении. Вместе с тем в общении детей отмечается способность видеть в сверстнике не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования: его желания, предпочтения, настроения. Понимание эмоционального состояния сверстника помогает выстраивать гуманные отношения [6].

О развитии гуманности свидетельствует и то, что для детей старшего дошкольного возраста характерно бескорыстное желание помочь сверстникам, подарить им что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность уходят на второй план, проявляются реже и не так остро, как на предыдущем возрастном этапе. Все это лишний раз свидетельствует о том, что сверстник теперь становится не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной, важной, интересной личностью, независимо от своих достижений и предметов.

Старший дошкольник уже способен уступить своему сверстнику, либо подарить понравившуюся ему игрушку, проявить сочувствие, сопереживание сверстнику в его успехах и неудачах.

Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство. Дети в этом возрасте проявляют заметный интерес к деятельности других, способны договориться, учесть пожелания своих друзей. Для старших дошкольников характерны проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе. Их отличает объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей по справедливости, получая при этом удовлетворение. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, несмотря на значимость развития гуманных отношений в дошкольном возрасте, внимания к решению проблемы уделяется недостаточно. Систематически работа по воспитанию гуманных отношений не проводится. Это подчеркивает в своем исследовании также О. В. Вакуленко, отмечая, что в практической деятельности формирование гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм формирования гуманных отношений старших дошкольников остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции, как со стороны педагогов, так и воспитанников. Это обуславливает необходимость дальнейшего изучения и раз разработки данной проблемы.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. [Текст]/ В. В. Абраменкова.- М.: ЭКСМО, 2009. 224 с.
  2. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического обрпзования. Вып. [Текст] / О. С. Газман.- М.: Изд.дом «Новый учебник», 2005. 76 с.
  3. Едиханова Ю. М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки: автореферат… [Текст] / дисс. канд. псих. наук. Казань, 2006. 22 с.
  4. Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп.- Мн: Харвест, М.: АСТ, 2011. 976 с.
  5. Якобсон С. Г. Дошкольник: психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателя детского сада [Текст] / С. Г. Якобсон.- М.: Дрофа, 2006. 473 с.
  6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  7. Шинкарёва Н. А., Прыткова Ю. А. Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, социальная установка, совместная деятельность, дошкольный возраст, гуманное отношение, педагогический процесс, система установок личности.

Источник