Роль матери и отца развитии ребенка в раннем возрасте

Роль матери и отца развитии ребенка в раннем возрасте thumbnail

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте

Привязанности

Привязанность к определенным людям начи­нает явно проявляться у младенцев старше 6 ме­сяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности — мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привя­занность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и де­душкам. Объект привязанности может лучше дру­гих успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается за утешением к нему; в его присутствии ребенок реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке). Такая при­вязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении ок­ружающего мира, столкновении с новым, неизве­стным и ярче проявляется, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым челове­ком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за под­держкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой си­туации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице отра­зится тревога или она произнесет что-то испу­ганным голосом, ребенок также проявит на­стороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется и обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

Поведение родителей и привязанность

Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоци­ональную привязанность, все же ее сила и ка­чество, а также сам выбор объекта в большей степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Что же наиболее важно во взаимоотноше­ниях «отцов и детей» для развития привязан­ности? Прежде всего это способность взрос­лого чувствовать и отзываться на любые сиг­налы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родите­лям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, всту­пают с ним в общение и взаимодействие, соот­ветствующее его познавательным способнос­тям и настроению.

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы иници­атива постепенно переходила от нее к ребен­ку. Взаимодействие должно быть гармонич­ным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
  • Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книж­ку, порисовать), не мешайте его целенаправ­ленной деятельности.

Необходимыми качествами, способствую­щими развитию привязанности ребенка к ма­тери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип при­вязанности к отцу и матери.

  1. Дети, которые не очень огорчаются после ухода матери, вступают в общение с незнакомцем (например, играли в игрушки), а когда мать возвра­щается, радуются и тянутся к ней —  надежно привязанные.
  2. Дети, которые не возражают против ухода мате­ри и продолжают играть, не обращая вни­мания даже на ее возвращение — индифферентными, ненадежно привя­занными.
  3. Дети, которые очень огорчаются уходу матери, а когда она возвращается, как будто стремятся к ней, цепляются, но тут же отталкиваются и сердятся —аффективными, ненадежно привязанными.

Тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие.

Наиболее благоприятной для раз­вития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чув­ства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, со­образительность, изобретательность в играх, В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувстви­ем, популярны среди сверстников.

Несколько советов:

  • Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите спра­виться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.
  • Не следует хвалить за неуспешные дейст­вия. Это может деформировать самооценку успешности.
  • Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслу­женная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объек­тивными трудностями и может быть пре­одолен. Желательно дать малышу возмож­ность справиться с затруднениями в сотруд­ничестве с взрослым.

Дети с ненадежной привязанностью (аф­фективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение не­устойчиво и противоречиво.

Каким же образом привязанность, заложен­ная в раннем детстве, влияет на поведение ре­бенка в будущем?

Внимательные, заботливые родители фор­мируют чувство базисного доверия к миру, со­здают позитивное отношение к окружаю­щим. Формируются инициатив­ность, самостоятельность, уверенность и ува­жение к себе.

Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчи­вый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативного отношения к окружающим. Формируются пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я. Такие дети избегают откры­то выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывают свое состояние.

Без оп­ределенной и стабильной стратегии поведе­ния окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожным.

Оценивая малыша, не пользуйтесь безлич­ными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха е каждом кон­кретном деле. Это способствует становле­нию его самостоятельности и независимос­ти, контролю за собственными действиями.

Сформированная в первые годы жизни при­вязанность к близким является достаточно ус­тойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возра­сте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты сформированной еще в детстве привязанности.

Как родители влияют на образ Я ребенка

Во взаи­модействии с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ Я. Общение с взрослыми — важный источник знаний ребенка о себе.

Что же именно он о себе узнает? Прежде всего нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ре­бенка очень важно положительное пережива­ние своей значимости для близких людей. От­ношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговари­вая с ним, как бы авансом наделяют его лич­ность уникальной значимостью, особой цен­ностью. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, культурно обусловлены и передаются из поколения в поколение. Они способствуют формированию у ребенка положительного самоощущения, помогают оп­ределить свою значимость для других. Пози­тивное эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого от­ношения к миру.

Читайте также:  Создание условий для самореализация ребенка развитие потенциала

Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партне­ров по игре. Уважайте право малыша на соб­ственное мнение, проявления самостоятель­ности и независимости.

Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, назы­вайте по имени, показывайте различные час­ти лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки, ноги, живот и пр.).

Для того чтобы узнать, сложились ли у ма­лыша первоосновы образа себя, подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вес­ти. При позитивном отношении к себе дети уже в конце первого года жизни с удовольст­вием рассматривают себя в зеркале, улыбают­ся, прищуривают глаза, морщат нос, красуются, рассматривают детали одежды (например, вы­шивку на карманчике), играют со своим отра­жением, улыбаются отражению взрослого. В этом возрасте они способны узнать себя в зер­кальном отражении, могут использовать зер­кало для коррекции внешнего облика совсем как взрослые.

С первых дней жизни следует относиться к ребенку кок к личности, а не просто «объекту ухода». Это значит, что любое свое дейст­вие, любую процедуру, производимую с мла­денцем в различные режимные моменты (во время пеленания, купания, кормления, уклады­вания спать и т.д.), нужно сопровождать об­ращениями к нему. При этом полезно коммен­тировать не только свои действия, но и дей­ствия ребенка, как будто он все понимает и может ответить. Речь взрослого должна быть выразительной, максимально адресо­ванной малышу, включать в себя одобрения, относящиеся к личности ребенка (например, хороший, красивый, самый любимый и пр.), по­ложительную оценку его действий (молодец, всю кашку съел; как хорошо маме улыбается; вот как громко погремушкой стучит и пр.), чаще называйте ребенка по имени.

В первые недели жизни младенец еще фак­тически не является партнером по общению, но постоянный поток воздействий, обращен­ных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует по­требность в общении.

Совсем иная картина наблюдается в пове­дении детей, когда близкие мало интересуют­ся ими, редко играют, разговаривают, берут на руки. В некоторых семьях, чаще у молодых ро­дителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, лич­ностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито, не имеет яркой положительной эмоциональной окрашеннос­ти. Глядя на себя в зеркало, такой малыш сму­щенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает, чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже отри­цательные эмоции: настороженность, тревогу, боязнь. Поскольку близкие взрослые не прак­тиковали личностно-ориентированного обще­ния, не придавали ему особой значимости, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего,  менее  отчетливо   переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интере­са к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положи­тельное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку прояв­лять больше личностной активности, инициа­тивы, интереса в освоении окружающего мира.

Развитие образа Я в раннем детстве

На протяжении раннего детства у детей ин­тенсивно развивается умение действовать с предметами. Это способствует формированию дальнейших знаний о себе, своих возможнос­тях и способностях. Какие же новые знания о себе приобретают малыши на втором и треть­ем годах жизни? Наблюдения за детьми вы­явили появление в этот возрастной период це­лого ряда форм поведения, свидетельствую­щих о развитии самосознания.

Влияние на поведение других людейДвух­летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху мате­ри, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забав­ный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведенияОбычно на третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «ты», так как осознают свое отличие от других людей, а выполняя какое-нибудь действие, называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш пригова­ривает: «Я сяду»; строя из кубиков башню, го­ворит: «Я строю», а направляясь на кухню, по­вторяет: «Хочу печенья». Дети демонстрируют также свою осведомленность в названиях предметов и явлений, соотнося их с собой. На­пример, ребенок говорит: «Я сижу», «Моя кни­га», «Моя машинка», «Я играю в куклу».

К трем годам у детей появляется представ­ление о собственном мышлении как процессе, скрытом от окружающих.

Чувство собственностиВ социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания, как чувство собст­венности (по отношению к игрушкам и т.д.).

Чувство сопереживания. С развитием обра­за себя у ребенка появляется способность по­нимать эмоциональное состояние другого че­ловека. После полутора лет у детей можно на­блюдать явное стремление утешить расстроен­ного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенную и огорченную чем-то маму, протягивает ей игрушки и сладости.

Реакции родителей помогают детям по­нять, как их поступки влияют на окружаю­щих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой моло­дец, сам убрал игрушки!») или же мягком пори­цании («Осторожно, так можно сделать боль­но сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и посту­пить соответственно своему личному опыту.

Читайте также:  Психические развитие ребенка в младшем в школьном возрасте тест

Первичная половая идентичностьОт 1,5 до 3 лет у детей формируется первичная поло­вая идентичность. В этот период ребенок на­учается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание половых различий остается еще ограниченным. Например, трех­летний мальчик огорчает своих родителей тем, что собирается, когда вырастет, стать мамой. Другой ребенок проявляет беспокойство, уви­дев мать в маскарадном мужском костюме.

Предлагайте мальчикам и девочкам различ­ные игрушки в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, традиционные игровые сю­жеты, создавая условия для формирования половой идентичности.

Постоянством пола называется понимание детьми того, что пол не изменяется стечением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В раннем возрасте дети не осознают еще постоянства пола.

К трем годам дети не только правильно раз­личают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола к че­ловеку предъявляют разные требования: де­вочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, куби­ки или игрушечное оружие.

Источник

 «Роль матери и отца  в развитии ребёнка раннего возраста»

Цель: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального благополучия семьи.

Задачи: раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста; определить разницу отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребёнка; выработать эффективные навыки взаимодействия с ребёнком раннего возраста.

Ход встречи.

1. Вступительное слово.

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть- о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем даётся легко.

Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребёнка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми; родителями и педагогами- должны установиться дружеские , тёплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.

  1. Игра «Давайте познакомимся»

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка. Его эмоции формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому, роль родителей в эмоциональном состоянии ребёнка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чём разница между материнским и отцовски воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако, с эволюционной точки зрения функция матери состоит в адекватной заботе о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребёнком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребёнка(кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить.. Отцовская любовь не является врождённой, а формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребёнок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально- полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у людей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать- отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребёнка. Если родители относятся с уважением к ребёнку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребёнок чувствует собственную ценность, значимость. В то время, как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

  1. Методика «Ладошка» (изучение межличностных связей в семье)

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто выражают свои чувства и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить тёплое, сердечное отношение к ребёнку) для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребёнку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они

идут рядом и даже не разговаривают., как будто папа просто сопровождает ребёнка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение — всё несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка- их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал»

Ещё одна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребёнка складывается представление об отце как о человек, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения ( в отличие от матери), низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребёнок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка его основные периоды

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребёнку не содержат в себе даже намёка на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребёнок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растёт уверенность в том, что его не принимают, не одобряют и в конечном счёте он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

4. Тест «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности вашего общения. Части ли вы употребляете такие по смыслу выражения?

  1.  Какой ты у меня молодец.
  2.  Ты способный, у тебя всё получится.
  3.  Ты невыносим.
  4.  У всех дети, как дети, а у меня…
  5.  Ты мой помощник.
  6.  Вечно у тебя всё не так.
  7. Сколько раз тебе повторять.
  8. Какой ты сообразительный.
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей.
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13 то начислите себе 1 балл.

Если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14 то начислите себе 2 балла.

Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребёнку

13-14 баллов Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибким со своим ребёнком.

5 Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.

6 «Социальное развитие ребёнка в семье, или Выходной день с малышом» ( лекция –диалог)

Как известно понедельник – день тяжёлый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговорами.

В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям ещё слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядочную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые. В результате появляется тот самый «тяжёлый понедельник». Кроме того не всем детям удаётся адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребёнка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых они должны вовремя накормить и уложить спать ребёнка, погулять и поиграть с ним – словом соблюдать привычный режим дня малыша, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребёнка.

Как проходит выходной детей Вашего малыша? (высказывания родителей)

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень активным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребёнка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда: длительный просмотр телевизора в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно к липах, сопровождаемое громкой музыкой нередко провоцируют нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не даёт ребёнку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, ещё не сформировавшейся психике.

  • Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественный мультфильмы  с чёткой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
  •  Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребёнку тоже должна помочь мама:» Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А это кто к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка», для этого полезно иметь любимые мультфильмы на  дисках.
  • Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям, начиная с 3-х лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи.
  • Если вы заметили, что вечером ребёнок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером прочитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошёл день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
  • Никогда не оставляйте ребёнка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит.

День, наполненный событиями утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребёнок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеётся и , даже, зевая во весь рот не может уснуть. Привычный режим дня, приятные, понятные ребёнку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребёнком настоящим праздником.

Источник