Роль математики в умственном развитии ребенка

Тема: «Роль математических знаний в умственном развитии дошкольников»

 «Ум – хорошо организованная система знаний,

способность видеть мир в действенности и многообразии».

К.Д.Ушинский

        Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). А, следовательно, умственное развитие ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.

        Ядром умственного развития является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.

        С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» — это такие специфические особенности мыслительного процесса как нешаблонность, неординарность; умение варьировать способы решения познавательных проблем; легкость перехода от одного пути решения к другому; умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы; умение проникать в сущность каждого изучаемого факта; умение видеть их взаимосвязи с другими фактами; выявлять специфические особенности в изучаемом материале; способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.

Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена наличием специальных знаний; развитием сенсорных способностей; развитием интеллектуальных способностей.

Умственное развитие как процесс и уровень включает в себя три компонента:

1. Накопление системы знаний и умений.

        В дошкольном возрасте  дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях.

        Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего.

        Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.).  На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд».

        Дети знакомятся с рядом математических зависимостей:  между количеством и числом; между количественным и порядковым значением числа; между компонентами измерительной деятельности; между компонентами арифметических действий; между количеством и величиной; между количеством углов и названием геометрических фигур и др.

        Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом  сами действия изменяются: А) наложение – приложение – счет – вычисление; Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами»; В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» — измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами; Г) сенсорное обследование геометрических фигур – анализ свойств геометрических фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади.

2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием.

Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга.

Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например:

  • Из каких геометрических фигур составлена картинка?
  • Каким арифметическим действие решается задача (обратная)?
  • Подбери схему к условию задачи: «У Миши 5 марок. 3 марки он отдал Пете. Сколько марок осталось у Миши?». Предлагается переделать условие в соответствии со схемой.
  • Игра «Когда это бывает?», «Что в мешочке?»

             Сравнение – выделение признаков сходств и отличий между предметами. Например:

  • Чем похожи и чем отличаются?
  • Что изменилось?
  • Чего не хватает?
  • Продолжи ряд.
  • Что к чему подходит?
  • Разложи по порядку.  
  • Что лишнее?
  • Чем похожи, чем отличаются?
  • Назови противоположное.
  • Найди четвертое.
  • Хорошо – плохо.
  • И др..

Классификация есть операция разбиения множества на классы с соблюдением определенных условий (множества не являются пустыми, не пересекаются, объединением является универсальное множество) на основе сравнения:

  • По каким признакам можно разложить пуговицы в коробки?
  • Найди место фигуре (игры с обручами).
  • Разложи, что к чему подходит.

В ходе этой работы дети должны научиться выполнять классификацию а) по предложенному основанию (разложи пуговицы по форме); б) самостоятельно выбирать основание (разложи пуговицы в коробочки так, чтобы в каждой коробочке лежали одинаковые); в) менять основание (как по-другому можно разложить пуговицы?).

  • Отбор.

Обобщение есть умение выделять существенные признаки математических объектов и объединять их в один класс.

        Существует два типа обобщения:

А) эмпирическое, при этом обобщение является результатом индуктивных умозаключений (от частного к общему)

Б) теоретическое,  при этом обобщение является результатом дедуктивных умозаключений (от общего к частному)

        Необходимыми условиями формирования правильных обобщений являются:

А) рассматривание большого количества объектов, где повторяется свойство, закономерность

Б) варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных.

Например, дети учатся обобщать группы предметов по количеству, геометрические фигуры, части суток, величины (дина – ширина), принцип образования числа, частные случаи, из которых выводятся свойства арифметических действий.

  • Назови одним словом.

        Абстрагирование – процесс выделения одних признаков при отвлечении от всех других, несущественных в данных условиях. На основании абстрагирования складывается представление о понятии.

3. Усвоение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя  и связности речи.

Словарь: количественные наречия, числительные, прилагательные, глаголы, обозначающие способы действий, наречия, предлоги, существительные, названия свойств арифметических действий и др.

Грамматический строй: согласование в роде, числе, падеже («двумями руками», «первый, второй… (о матрешках), «к пять матрешек прибавить три матрешки», «карандашов», «один, два, три – всего два конфеток»; «заливаем двухсот граммами…»).

Связная речь (доказательная речь).

                                             ?

  • Одним из эффективных способов формирования логических операций мышления являются логические вопросы, задачи-шутки, логические задачи.

Источник

Эссе — это короткое сочинение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету .

Математические знания дошкольника — непосредственно важная основа в умственном развитии ребенка. Благодаря математическим знаниям дети учатся: анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве. У детей дошкольного возраста развивается память, внимание, мышление. Знания, полученные в детском саду, дети применяют в повседневной жизни. Поэтому задачами педагога являются: вызвать интерес у детей к занятиям, дать необходимые элементарные математические знания, подводить детей к самостоятельным ответам, поискам решений. Педагог должен найти подход к каждому ребенку и дать эти знания всем детям.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка..

Математика — один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей — одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

В дошкольном возрасте дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях.
Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего.

Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). А, следовательно, умственное развитие ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.
Ядром умственного развития является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.
С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» — это такие специфические особенности мыслительного процесса как неординарность; умение варьировать способы решения познавательных проблем; легкость перехода от одного пути решения к другому; умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы; умение проникать в сущность каждого изучаемого факта; умение видеть их взаимосвязи с другими фактами; выявлять специфические особенности в изучаемом материале; способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.

Огромную роль в умственном
воспитании и в развитии
интеллекта ребёнка играет
математическое развитие.
Математика обладает уникальным
развивающим эффектом. Ее
изучение способствует развитию
памяти, речи, воображения,
эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал
личности. Математика – один из
наиболее трудных учебных
предметов. Потенциал педагога
дошкольного учреждения состоит
не в передаче тех или иных
математических знаний и
навыков, а в приобщении детей к
материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающему не
только чисто интеллектуальную,
но и эмоциональную сферу
ребёнка. Педагог дошкольного
учреждения должен дать ребёнку
почувствовать, что он сможет
понять, усвоить не только частные
понятия, но и общие
закономерности. А главное
познать радость при преодолении
трудностей.

Математика имеет большое значение для умственного развития ребенка. Математика развивает логическое мышление, внимательность, сообразительность, тренирует память. Т. О., математика является значимой для ребенка наукой, особенно для дальнейшей жизни.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное — это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Математические знания играют очень большую роль в умственном развитии дошкольников. Что бы был результат следует вовлечь детей в занятия и устраивать самостоятельную игровую деятельность, направленную на умственное развитие вне занятий. Задача педагога-вызвать у детей интерес к математике, сделать занятия увлекательными. Т.о. математика нужна, важна и необходима в детском саду.

Математическое развитие ребенка одна из основных задач в дошкольном образование, прежде всего она направлена на развитие умственных качеств, познавательных и творческих способностей, так же математика развивает логическое мышление, знания о формах предмета. Математические способности в последующей жизни почти во всех вопросах пригодятся человеку.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов.Приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.Поэтому Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка.

Математические знания играют большую роль в умственном развитии детей дошкольного возраста. Освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижений цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ и неважно, что только путём проб и ошибок. Задача педагога — вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными.

Саша
Математические знания играют большую роль в умственном развитии детей дошкольного возраста. Освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

На современном этапе развития большое место занимает развитие математики. Для дальнейшего развития нашего общества необходимы новые знания из этой науки. Обучая детей счёту, развивая у них количественные, пространственные, временные представления воспитатели должны одновременно думать о том, какова роль этих знаний в общем развитии, как развивается при этом мысль, умственные способности. Нередко считают, что сам по себе факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Такой взгляд ошибочен. Ведь дети запоминают, иногда сообщаемые им знания не осмыслив их. Вот почему при обучении детей счету и другим математическим знаниям необходимо иметь ввиду общие дидактические принципы.

Математика имеет огромное значение для умственного развития детей. Она способствует развитию у них мышления, логики, способности анализировать, т.е ребенок учиться думать, что очень важно для его дальнейшего развития.

Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Логическое мышление способствует всестороннему развитию личности.

Юлия
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Источник