Роль логического мышления в интеллектуальном развитии ребенка

Римма Ильина
Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»

Ильина Римма Васильевна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка «Звездочка»— детский сад №8» города Железногорска Курской области

Консультация

«Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»

Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность).

В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.

В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению. Но что же такое логика и нужна ли она маленькому ребенку? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в историю.

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.

Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.

Во-вторых, логика — это закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой.

Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. В этом значении она используется чаще всего.

Итак, логика — это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.

Формальная логика — одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться в 6 в. до н. э. в древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая — в Европе и на Ближнем Востоке.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции, Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии, в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В.Васильев: «. Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи,их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые истории».

Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением. Их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны.

Подавляющее большинство людей размышляет и рассуждает, не обращаясь за помощью к специальной теории и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны считать свое мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля, как например, дыхание или ходьба. Разумеется, это заблуждение. Наше стихийно сложившееся и неосознанное умение мыслить логически правильно далеко не всегда достаточно. Все мы умеем правильно говорить, но это не делает ненужным изучение грамматики. Логическая интуиция нуждается в прояснении не меньше, чем грамматика. Понимание принципов логической деятельности — одно их самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе.

Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение «вы ошибаетесь» никого не убедит. Нужно показать, в чем человек ошибается.

Знание логики не только помогает убеждать людей в ошибочности их убеждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях.

Изучив типичные ошибки и освоив навыки их обнаружения, ошибки замечают мгновенно, почти автоматически. Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми человек ранее не встречался.

Как наука, логика изучается в высших и специальных заведениях. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами.

Логическое мышление — это умение сравнивать, анализировать, рассуждать, делать умозаключения. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовывать себя в ней, не растеряется, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.

Чтобы понять, доступна ли логика дошкольнику, вспомним особенности мышления детей в дошкольном возрасте:

1) ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеинтуитивным.

2) речь приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач

3) детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления

4) появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возникает планомерность мышления

5) экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения

Таким образом, к концу дошкольного возраста развиты следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы логического мышления. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии (у младших дошкольников). Наглядно-образное мышление — это мышление образами, умение решить задачу в представлении (старшие дошкольники). Таким образом, особенности мышления указывают на то, что логические операции доступны детям дошкольного возраста.

У детей формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Значит, на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе.

Но все мыслительные операции развить за один год невозможно, становление мыслительной деятельности происходит на протяжении всего дошкольного периода.

К проблеме развития мыслительных операций обращались не только известные мыслители и философы прошлых веков. Эти вопросы волновали и методистов-математиков, занимающихся математическим развитием дошкольников. Так, в материнских школах Франции выделялись три вида деятельности дошкольников: классификация, сходство, формирование понятий пространства и времени. Французскими педагогами предлагалась целая система логических игр для детей разного возраста. В играх у детей развивалась способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умению переносить усвоенное в новые ситуации. Дети 5-6 лет, используя математический язык, должны были четко и кратко излагать свои мысли, обнаружить и исправить ошибки, допущенные другим ребенком. М. Фидлер (Польша) и Э. Дум (Германия) также придавали особое значение в математической подготовке — умению детей классифицировать и упорядочить предметы по различным признакам. Бельгийский математик Ж. Пате в своей методике формирования представлений об отношениях использовал многоцветные графы, которые способствовали развитию абстрактного мышления как предпосылки логического мышления.

Из советских педагогов развитию начал логического мышления уделяли внимание:

1) Н. И. Непомнящая в своем исследовании «Использование наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач».

2) Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лавреньева в своих исследованиях «Способность дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями»

В настоящее время некоторыми педагогами используется идея простейшей логической подготовки дошкольников (А. А. Столяр).

Однако, несмотря на совместный научный поиск зарубежных и отечественных педагогов, психологов проблема развития логического мышления на современном этапе по-прежнему остается актуальной.

Одной из важных причин раннего знакомства детей с логикой является изменившееся система дошкольного образования и проблема неготовности к учебной деятельности.

Несмотря на внешнюю привлекательность читающих и пишущих детей существует проблема в начальной школе — неумение детей логически мыслить, правильно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, отличить главное от второстепенного. Значит, одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в школьную учебную деятельность. Поэтому очень важно в дошкольный период развить у детей навыки логического мышления. Если они не сформированы, то ребенку будет труднее даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют от него больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учебе.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мылить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовольствие.

Вторая причина актуальности темы (логическое мышление и математика) — это растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Стремительное наступление эры информации приводит к неуклонному перекачиванию трудовых ресурсов в информационную сферу многих видов человеческой деятельности. Следствие этого очевидно – вычислительная техника будет партнером наших детей в течение всей их дальнейшей жизни. Освоив основы логики и информатики как можно раньше, ребенок может применять полученные знания практически в любой профессии.

Источник

                                               Дети могут делать то, что они хотят.

                                               А вот захотеть они должны то,

                                               что хочет взрослый.

                       Ж.Ж.Руссо

Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме:

«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста»

Актуальность.

       Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

       Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

       Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

      Цель: Формирование интеллектуальных способностей дошкольника по средствам развития логического мышления.

      Задачи:

  • Создавать условия для полноценного развития детей.
  • Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста.
  • Внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые

     формы развития дошкольников.

      Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

      А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина”

        Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении  трёх  лет.  

      Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Занимательной математики», куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая   над опытом формирования  логического  мышления  у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при  развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

    1.Изучение эффективности развития мышления дошкольников с использованием дидактических  игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

    2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр, как одной из форм развития логического мышления в дошкольном возрасте                                                   

         Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,(сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания.

Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.  

       Результаты диагностики показали:  с высоким уровнем —     % детей, со средним  уровнем —    %  детей, с низким уровнем —     % детей.

      Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой   я определила цели и задачи своей работы.

Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа — синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила, что наибольший  интерес   для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания  настольных , творческих и дидактических   игр. Я составила перспективный план, который определяет следующие формы работы по решению основных задач:

                -организация предметно развивающей среды

                -организация работы на непосредственно образовательной

                  деятельности

                -организация совместной и самостоятельной деятельности

     Организация работы на непосредственно образовательной деятельности , я предпочла перспективное планирование.

      На непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию внесла Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», счетные палочки и другие развивающие игры

      В ходе непосредственно образовательной деятельности использую следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации — для повышения интереса детей к подаваемому  мною материалу, создание эмоционального фона занятия.

4. Метод предварительной ошибки — так же эффективен, особенно при закреплении материала.

•  Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).                                   

• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

•  Индивидуальная работа.

    Считаю целесообразным детей с низким уровнем  с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общей непосредственно образовательной деятельности и способствует, как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

•  Предлагаемые мною игры предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у  друга.

       .

       Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю   план — схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности Здесь я определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в

самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание  временных рамок.

Совместная  деятельность проводится фронтально, но чаще — по группам (3-5человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.                 

        В группе организована работа с родителями по развитию интеллектуальной культуры детей. Провожу анкетирование родителей         с целью осведомлённости по теме: «Логическое мышление в развитии интеллектуальной культуры детей». Организован  информационный стенд для родителей  «Занимательная математика», система адресных консультаций, картотека игр «Поиграем дома», оказывается  методическая помощь  в  их проведении.  

        Ежеквартально проводятся дни открытых дверей «Приходите в гости к нам»,  совместные праздники   «Весёлые встречи».

Родители привлекаются к изготовлению дидактических  материалов  и атрибутов к играм.

 Результативность опыта

       Проанализировав результаты своей работы, я провела диагностику на конец учебного года  и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты.

      Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.

Результаты диагностики  показали динамику роста развития детей.     %%%%%%%%%%

      Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети  знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.

б)   Дети  испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.  

     Результаты диагностики  показывают , что за время работы   мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.  

       Дидактические    игры    дают    большой    заряд    положительных    эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально — личностное развитие.

       В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». …  

Благодарю  за  внимание!

Источник