Сенсорное развитие у ребенка конспект занятия

Наталья Артемьева
Конспекты занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста

Организация: МБДОУ «Детский сад № 363 Камертон

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По пять больших и маленьких бусин (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и шнурок. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Лучше начать чередование с большой бусины, т. к. если чередовать бусы наоборот (если сначала брать маленькую, затем большую)ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большой и маленький зайчики, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

Большого зайку напои чаем из большой чашки, а маленького зайчика– из маленькой;

Покатай матрешку в большой машине;

Поставь маленького зайчика возле матрешки;

Построй для большого зайчика домик из больших кубиков, а для маленького– из маленьких;

Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т. п.

Если ребенок ошибается, зайчик или матрешка показывают свое неудовольствие (грустит или отворачивается).

Формы

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т. д.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение медведя (матрешки, куклы и т. п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и обращает их внимание на то, что у мишки дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь медвежонку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, медвежонок благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т. п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

Источник

Светлана Колесниченко
Конспект занятия по сенсорному развитию

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию.

Тема: «Прогулка в лес».

Возрастная группа: 1я младшая, дети 2-3лет.

Место проведения: группа.

Способ организации детей: подгруппа из 10 детей.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: закрепить представление о математических понятиях «Один, много», повторить цвета.

Образовательные задачи:

-Формировать умение детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

— Закреплять умение узнавать и называть цвета.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, внимание, воображение, активировать речь словами: «пушистый», «мягкий», «круглый», «длинный», «короткий», «много», «один», «большой», «маленький».

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Материал: игрушки – заяц, медведь, еж, белочка. Цветные бусы. Грибочки

большие и маленькие. Морковка, баночка с медом.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка «У медведя во бору», подведение итогов.

Предварительная работа с детьми.

— формирование понятие один-много, уточнение цвета при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

— Разучивание пальчиковой гимнастики, подвижной игры.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

А теперь, все садитесь рядком

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку

Я сегодня в лес пошла

Бусы дивные нашла.

— Смотрите, какие красивые, цветные бусы. А бусинки разного цвета. Какого цвета бусинки? (Дети отвечают, если затрудняются с ответом, помогаю им).

— Кто же потерял такие красивые бусы? Как вы думаете?

— Мы сейчас пойдем все вместе в лес и поищем хозяина.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

прямо по дорожке, прямо по дорожке

Через лужу – прыг, через ямку – скок.

Бух – упали. Куда же мы попали?

Шли, мы, шли, в лес пришли,

А у кочки под кустом

Зайка серенький сидит,

Хвостик у него дрожит.

— Давайте позовем его тихонечко. Теперь громче: «Иди к нам зайка!». (Дети повторяют приглашение).

— Зайка-трусишка! Пожалеем, ребята, зайку: «Не бойся, зайка, здесь волка нет. Ребята, а какая у зайки шкурка? (Мягкая, пушистая)».

-Жора, скажи, какая шкурка? Олечка, а ты как считаешь, какая шкурка?

— Какие у зайки ушки? (Длинные)

— Какой хвостик? (маленький, короткий).

— А теперь спросите у зайки, не потеря ли он бусы.

-Машенька, спроси у зайки.

-А ты, Кариночка спроси не потерял ли зайка бусы? (Дети спрашивают).

Зайка машет головой. (Нет).

— Давайте, ребятки, угостим зайку морковкой, он любит ее, и пойдем дальше искать: кто же потерял бусы.

— Пойдем тихонечко, на носочках, здесь, где-то мишка живет. А вот и мишка. (Подходим к дереву, где сидит игрушка медведя).

— Здравствуй Мишенька — медведь. (Дети здороваются с мишкой.

Рассматривают его).

— Детки, какой мишка? (Большой, мягкий).

— Али, кто больше мишка или зайка? (Медведь больше чем зайка)

— Посмотрите, какой у мишки нос.

— Какой? (Маленький и круглый).

— Олечка, а это что? (Глазки, ушки)

А медведь хочет с нами поиграть, поиграем! (Физ минутка).

Подвижная игра

«У медведя во бору»

— Хорошо поиграли.

— Мишенька — медведь! А не ты ли потерял эти бусы? (Спрашивают дети).

— Нет! (Отвечает медведь)

— Что же, ребята, давайте угостим медведя медом (он очень его любит). И пойдем дальше искать хозяина этих бус.

— До свидания, мишенька! (Дети прощаются с медведем). Идем дальше.

— Ой, тише, тише я слышу, что кто-то шуршит (нахожу под кустом ежа).

— Да кто же это? Ежик! И он мне что- то хочет сказать (подношу к уху).

Ребята ежик мне рассказал, что очень торопился домой и пока бежал, растерял все свои грибочки, давайте поможем ему и соберем грибы. Посмотрите под ножки (собираем грибочки большие и маленькие).

-Посмотрите сколько мы грибов собрали! (много, а какие они? (большие и маленькие)

-Молодцы помогли ежу.

-Ребята, так может, это ежик потерял бусы? Спросите его. (Маша, Миша)

— Нет, говорит еж.

— Что же, ребята ежу мы помогли, нам надо идти дальше.

— Ой, ребята, а кто это на дереве сидит? (Дети видят белочку, здороваются с ней).

— Какой у белочки хвостик? Носик? Ушки? Глазки? (На вопросы отвечают дети, я помогаю, если они затрудняются с ответами).

— Белочка, а мы про тебя знаем потешку:

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисички-сестрички,

Воробью, синички,

Мишки-толстопятому,

Заиньке усатому.

(Пальчиковая гимнастика.)

— А что-то, белочка, ты такая грустная? (Спрашиваю у белочки).

— Я потеряла очень красивые бусы (плачет).

— Не плачь, белочка! Мы с ребятами нашли бусы. Посмотри, не твои — ли?

— И правда мои цветные бусы! А бусинки разного цвета. Подскажите мне ребята, какого цвета бусинки? (Дети отвечают, если затрудняются с ответом, помогаю им).

Белочка благодарит детей и дарит им корзиночку с орешками.

Дети прощаются с белочкой.

-А нам ребята в детский сад отправляться пора, к нашим игрушкам.

Источник

Татьяна Кузьмина
Конспект занятия по сенсорному развитию дошкольников

Конспект занятия по сенсорному развитию дошкольников.

Город Ковылкино. МБДОУ «ЦРР-д/с «Солнышко»

Цель:

 Развитие знаний и восприятия детей.

Задачи: 

-Закреплять навыки порядкового счёта;

-упражнять в установлении отношений между предметами по ширине. -Уточнить приёмы деления прямоугольника на 2, 4 равные части;

-учить понимать соотношение целого и частей.

— Закреплять представления о треугольниках.

-Формировать умение действовать по образцу и без него.  

-Обучать умению выделения параметров величины: короче— длиннее.  

-Закрепить свойства бумаги.

Развивать умение слышать воспитателя.

-Закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов.

Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, слуховые, обонятельные.

-Воспитывать эмоционально – положительное отношение к игре.

Оборудование: карточки с двумя свободными полосами,

пеналы с моделями геометрических фигур,

полоски разные по длине,

различные виды бумаги,

стаканы с водой,

ножницы,

карточки с цифрами от 1 до 7,

обручи,

геометрические фигуры,

бросовый материал.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята, давайте посмотрим, на гостей, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее.

(ответы детей).

Воспитатель:

Ребята нам пришло письмо, а в нём сказано, что в стране «Математика» случился переполох: цифры все заколдованы, геометрические фигуры спрятались и другие неприятности.

-Что нам делать?

Давайте отправимся в путешествие по стране «Математика» наводить порядок.

А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, помогать друг другу.

А на чём мы можем отправиться?

(ответы детей).

Воспитатель:

Мы с вами пойдём пешком.

-Мы идём, идём, идём и в страну мы попадём.

Вот мы и пришли в волшебную стану «Математику».

Воспитатель:

-А вот и первое задание: перед нами цветные полоски.

Это волшебные ступеньки.

Нам с вами надо расположить их в порядке возрастания.

Первая-самая короткая. И так далее.

Какие по цвету ступеньки? 3-какая? 5, 7 и т. д. (ответы детей).

-А потрогайте их на ощупь-какие они?

Ответы детей (гладкие, шершавые)

Воспитатель:

-А из чего они сделаны?

Ответы детей (картон, бумага)

-Молодцы.

-Но, что же это?

Воспитатель:

-Смотрите на доске все фигуры разбросаны, они потеряли свои места.

-Давайте расположим их правильно: в два ряда: в верхнем ряду-треугольники, в нижнем- квадраты.

Задание выполняют два ребёнка.

Воспитатель: «Правильно ли выполнено задание?

-Какие фигуры находятся в верхнем ряду?

-Какие в нижнем?

-Какие фигуры по цвету, величине?»

Воспитатель:

-А теперь на месте расположите фигура на карточках точно так же.

Воспитатель:

-Сколько каких фигур?

(ответы детей).

Воспитатель:

-Возьмите в руки треугольник и пощупайте его.

-Какой он?

Ответы детей (гладкий, шершавый)

-А из чего сделаны наши фигуры?

Ответы детей (пластмасс)

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:

-Ой, посмотрите здесь на полянке кто-то играл и разбросал геометрические фигуры.

-Давайте уберём их на свои места.

В большие обручи мы положим деревянные геометрические фигуры, а в маленькие-пластмассовые.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:

-Смотрите здесь листы бумаги.

-Какой формы?

На какую фигуру он похож?

Как разделить листочек на двоих?

(ответы детей)

Разрезаем.

Сколько частей получилось?

Они одинаковые?

(ответы детей)

Как это проверить? (наложить)

На четверых?

(ответы детей)

Воспитатель:

-Посмотрите у вас на тарелочке лежат маленькие бумажечки.

-Возьмите самую маленькую.

-Что это?

Ответы детей (картон)

-Следующий белый листик.

-Это альбомный лист.

-И последний-салфетка.

Воспитатель:

-Попробуйте смять сначала картон, после альбомный лист и салфетку.

-Что смялось легче всего?

Ответы детей.

-А теперь попробуем оторвать кусочек.

-Что легче рвётся?

Ответы детей.

А теперь опустим в воду.

Какой листик быстрее намок

Ответы детей.

Молодцы.

Воспитатель:

-Посмотрите здесь лежат листики.

-Скажите какое время года (ответы детей).

-А как называется явление природы, когда опадают листья? (ответы детей).

-Но эти листья не простые-они волшебные.

Воспитатель:

-Посмотрите внимательно на них написаны цифры.

— Какие?

-А сколько у нас дней в неделе (ответы детей).

Первый-понедельник, второй-… и т. д.

По моей команде-неделя стройся-вы должны стать по порядку.

А мы проверим.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:

-Смотрите, перед нами три дорожки.

-Чтобы вернуться назад мы должны пройти по деревянной дорожке.

-Какая она по счёту с права налево.

-Идём и возвращаемся в детский сад.

-А здесь для вас сюрприз.

-В тарелочках посмотрите, что лежит?

Ответы детей (камешки, ракушки)

-Потрогайте какие они на ощупь и составьте из них картинку. Какая вам нравится.

Ответы детей.

Высказывания детей. Рассказ по картине, которую составили дети

Источник

Наталья Царюк
Конспект занятия по сенсорному развитию с детьми 3–4 лет

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

Цель: Научить детей сопоставлять предметы по цвету; познакомить с понятием «круглый»; формировать представление о величине предметов.

Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к разным видам деятельности.

Материалы: Листы бумаги с нарисованными на них полосками красного и синего цвета (на каждого ребенка, по одному красному или синему шарику (на каждого ребенка, по три картинки с изображением различных предметов красного цвета и по три картинки с изображением предметов синего цвета, кубики, две коробки — красного и синего цвета. Маленькие мячси разного цвета.

Ход.

(Перед началом ОД педагог раздает каждому ребенку по листу бумаги с нарисованными на них цветными полосками.)

Воспитатель берет из корзины мячик красного цвета и начинает сам играть с ним. Дети, заинтересовавшись тем, что делает воспитатель, подходят к нему, кто-то сам берет мяч, другим воспитатель предлагает поиграть, взяв любой мячик из корзины.

Воспитатель: У меня красный мячик, а у тебя, Оля, какого цвета мячик.

Оля: У меня тоже красный мячик.

Воспитатель: Подойдите ко мне ближе те детки, у кого такой же мячик по цвету, как у меня. Какого цвета у Саши мячик? Какого цвета у Наташи мячик.

Правильно ребята у нас красные мячики.

А теперь я взяла синий мячик. У кого такого же цвета мячик? Далее предлагает мячикам отдохнуть в корзинке.

Показывает детям на своем листе бумаги красную полоску. Ребята, какого цвета полоска изображена на моем листе?

Дети: Красного.

Воспитатель: Покажите на своих листочках полоску такого же цвета.

(Дети показывают.)

Воспитатель: (Показывает детям на своем листе бумаги синюю полоску.) А эта полоска какого цвета?

Дети: Синего.

Воспитатель: Проведите своими пальчиками по синей полоске от начала и до самого конца.

(Дети выполняют.)

Воспитатель: Сережа, по полоске какого цвета ты ведешь пальцем?

Сережа: Синего цвета.

Воспитатель: Теперь проведите по красной полоске.

(Дети выполняют.)

Воспитатель: Вика, сейчас по какой полоске ты ведёшь пальчиком?

Вика: Красной полоске.

Воспитатель: Проведи пальцем еще раз по полоске от начала и до конца. Полоска какая?».

(Ребенок отвечает. Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель помогает «длинная».)

Воспитатель: У каждого из вас есть карточки с цветными картинками. Положите карточки с картинками красного цвета на красную полоску. Дима, назови, что нарисовано на этой картинке.

Дима: Мячик.

Воспитатель: Какого цвета мячик? Мячик красный.

Воспитатель: А теперь положите карточки с картинками синего цвета на синюю полоску. Сережа, назови, что нарисовано на твоей синей картинке.

Валера: Кубик.

Воспитатель: Кубик какого цвета? Кубик синий.

(Если ребенок не знает, как называется предмет, изображенный на картинке, то это делает воспитатель и просит ребенка повторить новое для него слово.)

Упражнение «Прокати шарик через ворота».

Воспитатель: (Выставляет на стол две коробки красного и синего цвета. В красной коробке лежат — красные шарики, а в синей — синие.) Лена, возьми красный шарик, покатай его по столу. Шарик какой?

Лена: Шарик круглый.

Воспитатель: А ещё он какой?

Лена: Гладкий. (Воспитатель помогает с ответом.)

Воспитатель: А какого он цвета?

(Ребенок отвечает.)

Воспитатель: Вова возьми синий шарик. Опиши его.

(Ребенок отвечает. При необходимости воспитатель помогает с ответом (шарик круглый, он синего цвета, катается по столу).)

На столе выстраиваются ворота из кубиков.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. Возьмите каждый по одному шарику и прокатите его через ворота при этом скажите, какого цвета ваш шарик и почему он катится?

(Ответы детей.)

Воспитатель: наши мячики, которые мы положили в корзинку, уже отдохнули. Их можно взять и поиграть с ними на прогулке.

Источник