Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенка

Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенка thumbnail

Выступление на педсовете Мусатовой Т.Т.

на тему:

Кукольный театр как средство развития творческих способностей.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания.

С помощью кукольного театра опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту.

Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— нравственным воспитанием;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Через театр ребенок научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр помогает видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту изюминку, которая делает его личность неповторимой.

Театральные импровизации позволяют детям сформировать полноценные представления о мире, дают возможность юному актеру выплеснуть свою энергию. Кому в раннем детстве посчастливилось прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот никогда не очерствеет душой, не обеднеет духовно.

Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д.

Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения:

1. Мелкую и крупную моторику.

Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.

Крупная моторика развивается когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

2. Память.

Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

3. Образное мышление.

Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы.  На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

4. Чувства уважения и такта, навыки общения.

Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

5. Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Дети Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.

Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Читайте также:  Выготский психология развития ребенка читать онлайн бесплатно

Кукольный театр —  наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием  личностных качеств, памяти, фантазии, раскрепощенности, воображения и предприимчивости.

Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы,  стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни.

Кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений,  активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка.  Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи  с работой мозга, а в следствие,  и с развитием речи, мышления.

Источник

Оксана Гуляева
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка

Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.

Кукольный театр! Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.

Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей, способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.

Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.

Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы педагоги используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться нами педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я могу решать комплекс взаимосвязанных задач:

Познавательного развития:

Социального развития:

Речевого развития:

Эстетического развития:

Развития движений:

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону,подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В группе для игр я изготовила различные виды театра. Используя подчастую бросовый материал. Кукол делала из стаканчиков: из под лапши и йогурта,дисков СД, майонезных бутылочек, сама сшила пальчиковый театр и варежковый театр. Подставок для кукол не хватило,я взяла банку из под кофе и надела кукол на них. Куклы стоят в речевом центре. Дети сами по необходимости и желанию берут и обыгрывают с ними в режиссерские игры. У них развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка. Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!

Читайте также:  Купить настольные игры для развития речи ребенка

Использованная литература:

1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика –

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенкаРоль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенка

Источник

Светлана Новикова
Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей

4)Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает. Развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с кукольным театром стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!

5)С помощью нашего театра кукол мы решаем психолого-педагогические задачи, осуществляем эстетическое воспитание детей, развиваем их творчества.

6)Знакомство детей с театральной куклой начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, воспитывает доброту, создает радостную атмосферу.

7)Со второй младшей группы начинается обучение малышей простейшим приемам кукловождения. Для этого используются различные виды настольных театров. Дети разыгрывают хорошо им знакомые русские народные сказки «Курочка ряба», «Маша и Медведь», «Колобок» и т. д.

8)Работу над спектаклем начинается со знакомства с куклами, я предлагаю детям поиграть с ними, подержать в руках, хорошенько рассмотреть. Спрашиваю, из какой сказки куклы. Предлагаем кому- нибудь из детей рассказать эту сказку, остальные ребята дополняют.

9)Стараюсь не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявить творчество, сами придумывали диалоги, самостоятельно искали выразительные интонации. Для этого необходимо разбудить фантазию ребенка, помогать только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания.

10)Например сказка «Маша и Медведь» мы разучиваем сценки маленькими фрагментами, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях. И уточняем какой мишка больше понравился,которого изображал Артем или Максим, и чем? (Артем сердито рычал, как настоящий медведь. А Максима медведь рычал тихо и совсем не страшно)

11)Когда все дети попробовали себя во всех ролях,они сами выбрают себе понравившийся персонаж. Иногда конец сказок вызывает неудовлетворение детей («Колобок», «Красная Шапочка», и тогда мы все вместе придумываем другой конец.

12)Чтобы развить воображение, фантазию, речь детей, я предлагаю им выбрать кукол из разных сказок и придумать с их участием что-то новое. Здесь важна роль взрослого. Речь детей второй младшей группы еще плохо развита, внимание неустойчивое, поэтому взрослый должен помогать наводящими вопросами.

13) Разыгрывание подобных сказок эмоционально раскрепощает детей, повышает уверенность в себе. А как важно для малыша (особенно робкого, стеснительного) поверить в свои силы.

Читайте также:  Центр развития ребенка родничок коломна

14)Три года назад в младшую группу пришел Денис, очень робкий, стеснительный в себе мальчик. Он стал посещать наш детский сад не с сентября, как все дети, а с середины ноября. Естественно, Денис был очень скован. Я составила сценарий сказки «Маша и медведь» так, чтобы Денис смог участвовать в спектакле, но все мои усилия были напрасны. Мальчик выходил к столу, брал в руки медведя, двигал им по столу, но не произносил ни одного слова.

15)Пришлось роль медведя отдать другому ребенку, а Денису предложить роль собачки Жучки. Когда Медведь с коробом приходил к дому бабушки и дедушки, выбегала Жучка и звонко лаяла. Вот эту роль смог исполнить трехлетний Денис. Он звонко лаял, медведь убегал, все получали удовольствие от участия в сказке, но больше всех Денис. Он смог преодолеть себя.

16)Весной мы поставили спектакль настольного театра по русской народной сказке «Теремок», где Денис уверенно исполнил главную роль медведя.

Участие в кукольных спектаклях помогло ребенку поверить в свои силы, осознать свои возможности.

17)К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления куклами настольного театра, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся слушать партнера, вовремя подавать свои реплики, пытаются сочинять небольшие сказки.

18) В средней группе знакомим детей с новым для них видом кукол на ганите (ганит- это палка, на которой насажена кукла). Управление такой куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее.

Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки.

19)Одной из таких сказок стала сказка «Репка». Я решила поставить ее используя для этого деревянные ложки. Родители помогли нарисовать на каждой ложке какой-то персонаж сказки. Чтобы образы были более яркими, красочными, оформили ложки кусочками ткани, украсили тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное, театр ложек продолжил знакомство детей с театром на ганите, являясь как бы его упрощенным вариантом.

20)Управление куклой на ганите помогает детям почувствовать себя участником коллектива, осознавать себя, свои возможности, развивает самоконтроль, чувство дистанции.

21)Постепенно вводятся в спектакли детские шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики, которые обогащают сочиненную ребенком песенку новым звучанием,создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.

22)В старшей группе знакомятся дети с театром марионеток. Управление нашими куклами-марионетками не сложное, но требует от ребят собранности, внимания, так как любое неосторожное резкое движение разрушает иллюзию действий живых персонажей. Чтобы дети легче освоили технику кукловождения, предлагаем им несложные этюды.

23)Играя с куклой, дети сами находят выразительные возможности игрушки, способствующие созданию образа. При работе над спектаклем «Лиса и волк» (по русской народной сказке) Вика в такт своей речи помахивала хвостиком лисички, а Ваня предложил сделать хвост волка съемным, чтобы в нужный момент, по ходу сказки, он мог незаметно его отстегнуть (фрагмент, когда волк резко дергает и оставляет хвост в проруби).Именно необычность кукол побудила ребят искать яркие выразительные интонации, разбудила детское воображение, способствовала развитию творчества.

24)В подготовительной группе решаем более сложные психолого-педагогические задачи. Дети учатся справляться с жизненными трудностями, и я помогаю им осознать закономерности социальных взаимоотношений и логику человеческих поступков. Развивается интуиция, самооценка и самоконтроль ребенка.

25)Использование театральных кукол способствует ускорению процесса обучения, повышает качество творческих проявлений детей и одновременно помогает робким ребятам почувствовать себя более уверенно. Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться.

26)Ребенок понимает, что внимание зрителей прежде всего обращено на куклу, и это дает ему возможность почувствовать себя увереннее. Кукла –это та соломинка, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания.

27) Многим детям наш кукольный театр помог повысить и стабилизировать самооценку, воспитать волю и характер, развить черты лидера.

28)Систематическое и планомерное обучение искусству, коррекция поведения детей, развитие детского творчества дают положительные результаты. Создается та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка.

Литература Дош. Воспитание №8 1994г.

М. Ю. Картушина «Забавы для малышей»

Новикова Светлана Николаевна Детский сад № 4

Сходня

Источник