Роль конкурсов в развитии ребенка

Роль конкурсов в развитии ребенка thumbnail

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»  Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик  является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных  задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада —  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность  организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством  участия в  дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах  по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ  выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых  на выполнение заданий  отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку  попробовать себя в других областях знаний.

Разные  виды  внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

   С 1 по 11 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «Китёнок», «Ребус», «Родное слово», «Познание и творчество», «Растим патриотов России»,  всероссийская олимпиада «Пятёрочка», «Инфо-урок», всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада, детский экологический конкурс «Зелёная планета-2013», региональный конкурс «Красота Божьего мира», областная олимпиада по творчеству И. Тургенева, по физике «Наследники Левши», областной конкурс к 20-летию Конституции РФ», областная краеведческая викторина «Краеведы-исследователи Тульского края» и другие.

Читайте также:  Дэниел сигел воспитание с умом 12 стратегий развития мозга вашего ребенка

В текущем учебном году школьники приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах.

  1. Учащаяся 7 класса Конюхова Е. заняла 1 место во Всероссийской научной эколого-биологической олимпиаде, став победителем (учитель Сидорова Г.В.). В областной олимпиаде «Подрост-2014» в номинации «Природоохранная деятельность» Конюхова Е. заняла 3 место (учитель Сидорова Г.В.)
  2. Учащиеся Огальцова М. (9 класс), Нуржанова Е., Петросян К., Толоконцева Е., Булычева И., Алисина Е. (10 класс) стали призёрами Всероссийского конкурса «Познание и творчество» в номинации «Химия» (учитель Панфёрцева Н.А.)
  3.  В пятёрку лучших  во Всероссийском конкурсе по русскому языку и литературе «Родное слово» вошли Брындикова А.(3а класс), Косинов В.(4 класс), Дубровин А.(2 класс), Задорин Е.(4 класс), Яковенко М.(8 класс), Усков И.(2 класс), Сергеева Д. (2 класс), Жидкова Е.(4 класс), Минаева С.(5б класс), Конюхова Е.(7 класс) (учитель-организатор Дёмина В.О.)
  4. Учащаяся 11 класса Щербакова А. стала призёром региональной викторины «Краеведы-исследователи Тульского края» (учитель Смирнова Е.А.)
  5. Учащиеся 8б класса Акимова С., Петросян С. приняли участие во Всероссийском математическом конкурсе «Ребус» и стали призёрами (учитель Орлова Е.В.)
  6. Учащиеся  Скороходова Н.(5б класс), Горбанёва С(5б класс)., Щербакова Н.(5б класс), Большов А.(5б класс), Бычков А.(6а класс), Мысик К.(6а класс), Селянина Н.(6б класс), Синяева А.(6б класс), Белоножкина Н.(6б класс), Коломоец Б.(6б класс), Серёгина Е.( 7 класс) стали победителями (1 место) Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс» в номинации «Среда обитания» (педагог-куратор Панфёрцева Н.А.)
  7. Учащийся 9 класса Гордюхин А. принял участие в областном конкурсе сочинений к 25-летию вывода советских войск из Афганистана и награждён грамотой за активную гражданскую позицию (учитель Смирнова Е.А.)
  8. Учащиеся Нуржанова Е. (10 класс). Колыванова В. (9 класс), Трунов Т. (9 класс) вошли в число победителей отборочного этапа Всероссийской олимпиады «Наследники Левши» по физике среди школьников 8-10 классов (учитель Бабаджанян А.А.)
  9. 17 учащихся 2 класса (классный руководитель Сапронова Н.В.), все 16 учащихся 3а класса (классный руководитель Суетина А.В.),  13 учащихся 3б класса (классный руководитель Надёжина О.А.), 12 учащихся 4 класса (классный руководитель Дёмина В.О.)  приняли активное участие во Всероссийских конкурсах «Слон», «Китёнок», «Родное слово», областном конкурсе школьных проектов, посвящённом празднованию 20-летия принятия Конституции РФ в номинации «Конкурс рисунков и плакатов», региональном этапе 9 Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», районном конкурсе «Край наш Тульский» и других конкурсах.
  10.  Более 20 учащихся школы приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Пятёрочка» по разным предметам (куратор Орлова Е.В.)
  11.  Учащаяся 7 класса Ланчева М. приняла участие во Всероссийском детском экологическом конкурсе «Зелёная планета-2013» (учитель Сидорова Г.В.)
  12.  Учащиеся Оглоблина К.(5б класс), Скороходова Н.(5б класс). Зайцев В.(5б класс), Белоножкина Н.(6б класс), Селянина Н.(6б класс), Берчев Б.(6 б класс), Коломоец Б.(6б класс), Нуржанова Е.(10 класс) приняли участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Инфо-урок» (учитель Лавриненко Е.В.)
  13.  Учащиеся 11 класса Щербакова А., Тарасова А. стали участницами Всероссийского конкурса «Растим патриотов России» (учитель Смирнова Е.А.)
  14.  Учащиеся 6б класса Кашков В., Сенькин И., Синяева А., Берчев Б., Селянина Н., Коломоец Б. приняли участие в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов  «Живая классика» (учитель Шаталова Н.В.)
  15.  Учащиеся 6а класса Пимкина Т., Хардыбакина Э., Алёшкина К., Мысик К., Козлова О. также приняли участие в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (учитель Дёмина В.О.)
  16.  Учащиеся 5б класса Скороходова Н., Щербакова Н. приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Пятёрочка» по русскому языку (учитель Карпушкина Е.А.)
  17.  Учащиеся 8б класса Петросян С., Агаева К. приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Пятёрочка» по английскому языку (учитель Телкова В.И.)
  18.  Учащиеся 1 класса Карпушкина А., Щербакова Э. приняли участие во Всероссийском конкурсе «Это должен знать каждый», учащиеся Карпушкина А., Подловилина М. приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Пятёрочка» по математике, Абдурасулова А., Брацков К. по окружающему миру (учитель Чухляева Е.И.)
  19.  Учащаяся 6б класса  Целуйко А. приняла участие во Всероссийских  конкурсах  рисунков «Страна безопасности» и «И снова в сказку»,

Учащиеся 6б класса Кондрашова А., Синяева А., Белоножкина Н. приняли участие в областной олимпиаде по защите окружающей среды «Созвездие- 2014», учащаяся 9 класса Моисеева Е. приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Зеркало природы»,  учащаяся 8б класса Федотова Д. стала участницей районного литературно-художественного конкурса «Тёплое православное»  (учитель Артёмова Т.А.)

  1.  Учащиеся Марносова А. (6а класс), Ланчева М. (7 класс) приняли участие в областном экологическом  конкурсе «Зеркало природы» (учитель Бопп М.В.)
  2.  Учащаяся 7 класса Фролова С. приняла участие в областном конкурсе творческих работ «Благодатный отрок», посвящённый 700-летию Сергия Радонежского (учитель Лаптева С.Ю.)
  3.  Учащиеся Фёдорова П. (5а класс), Зайцев В. (5б класс),     Селянина Н. (6б класс) готовят материалы для участия в    областном Фестивале детских проектов «Храм души» по ОПК (учитель Лаптева С.Ю.)
Читайте также:  Физическое развитие ребенка раннего возраста консультация

              Молодцы, ребята!  Мы, педагоги, гордимся вами!

                   Спасибо родителям за помощь и поддержку.    

Источник

Доклад на тему:

«Роль олимпиад и конкурсов в развитии

ребенка.»

Выполнила :Пивоварова И.В.

2018 г.

Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Роль олимпиад в развитии ребенка

В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности, трудолюбия и ответственности. Участие в олимпиадах, зачастую, предполагает дополнительную подготовку по определенному предмету. Таким образом, совершенствуются знания школьника, пробуждается его интерес к дисциплине, стимулируется желание изучать дополнительную тематическую литературу. К тому же, олимпиады — это отличная возможность сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз не допустить таких же ошибок.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка с года

Сегодня, благодаря развитию образовательного пространства во всемирной сети Интернет, даже самые застенчивые школьники смогут принять участие в интеллектуальных соревнованиях. Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы — это отличная возможность для ребенка раскрыть свой потенциал и обрести уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.

Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе написания итоговых аттестаций. Кроме того, олимпиадные достижения станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в некоторых олимпиадах даже может засчитываться вузами вместо вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом, он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях — это повышение самооценки ребенка и, что немаловажно, новые знакомства с людьми, которые имеют такие же интересы.

Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни. 

Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Конкурсы и олимпиады – это  еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.

 Помимо достижения широкого спектра воспитательных целей, конкурсы и олимпиады способствуют решению многих образовательных задач. Прежде всего, предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.

Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со  сверстниками.

Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.

Современное общество требует от человека умения не просто выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных ситуациях, самообучаться на протяжении всей жизни. Уровень образованности человека напрямую влияет на его профессиональную и социальную мобильность, открывает новые возможности для роста и совершенствования. Поэтому педагоги советуют развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста.

Источник