Роль искусства в развитии речи ребенка

Роль искусства в развитии речи ребенка thumbnail

Синтез искусств и развитие речи

Яшкина Светлана Ивановна

Воспитатель детского сада № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Приоритетное направление деятельности нашего детского сада – развитие речи дошкольников.*

Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искус-
ство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя
познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает воз-
можность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого че-
ловека, представляет нам эталоны разнопланового общения, являясь школой
искусства общения. Кроме того, коммуникация возможна как в процессе художественного восприятия (общение с автором, с художественными образ-
ами произведения), так и между людьми по поводу произведения искусства,
что, безусловно, сказывается не только на расширении сферы общения, но и
на качественном содержании коммуникаций. Все это убеждает нас в необходимости использования потенциальных коммуникативных возможностей искусства для развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада. В подтверждение правомерности данного вывода можно привести высказывание И.Канта из его работы “Критика способности суждения” об аналогии “искусства с тем способом выражения, которым люди пользуются в речи, чтобы как можно более полно сообщить друг другу не только свои понятия, но и свои ощущения”.

Отечественные психологи Л.С.Выготский, Л.М.Гурович,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Т.А.Репина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов,
П.М. Якобсон и др. в своих научных работах убедительно доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их
элементарная эстетическая оценка. С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали. 

При «синтезировании» произведений литературы и живописи, на наш
взгляд, происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа. Изображение обогащается адекватным по
содержанию и настроению поэтическим текстом и, в свою очередь, слово,
сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно и
образно воспринимаемо. В процессе художественного восприятия литературных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а живопись,
в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание
им собственных речевых конструкций. * Взаимодействие искусств (пейзажной
живописи и поэтических произведений) выстраивается нами на принципах
“дополнительности” и соотнесенности и представляет собой процесс
“размывания” границ между видами искусств.

Огромное влияние на обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями) оказывают музыкальные произведения. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет
художественный образ, передавая его затем в словах. У ребенка также совершенствуется слух, развивается творческое воображение. А именно от этого психического процесса зависит развитие у детей умения составлять сюжетные рассказы.* Разнообразная тематика музыкальных произведений способствует обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствованию четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетания в словах, формированию умения изменять силу голоса.* Музыка активизирует речь детей, побуждает их к четкой, твердой артикуляции. Посредством музыки дети учатся сопоставлять простейшие свойства звуков, различать простейшую структуру музыкальных произведений, отличать выразительность контрастных художественных образов.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Создать такие ситуации помогает театрализованная игра. В ней даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Искусство театра обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.* В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Коммуникативная образовательная деятельность с детьми носит интегрированный характер.?

? На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами, а также развитию умения строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.

На втором этапе происходит формирование у детей умения строить связное высказывание на темы произведений разных жанров (живописи, музыки, литературы). При этом используются разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия произведению и его объяснение. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам на тему знакомого произведения, издание книжек-самоделок.

Самым ярким примером синтеза искусств является литературный праздник. В процессе подготовки к празднику дети знакомятся с произведениями определённого автора, его книгами. Рассматривают иллюстрации, сделанные художниками-иллюстраторами в этих книгах. Слушают музыку, написанную композиторами к этим произведениям, или разучивают и поют песни. Хореограф ставит танцы, используя песни на слова этого автора. Руководитель театрального кружка инсценирует с детьми отрывки произведений. В сценарий праздника включается также ритмопластика. В оформлении музыкального зала к празднику используются детские работы, выполненные после знакомства с творчеством писателя или поэта. В зале и в групповых комнатах оформляется выставка книг автора, д/игр и пособий на эту тему («Озвучь картинку», «Узнай произведение», «Найди героя», «Книжка рассыпалась», наборы кубиков, пазлов и т.д.). В развивающей среде группы появляются персонажи любимых произведений для обыгрывания, работы детского творчества (рисунки, поделки, книжки-самоделки и т.д.). Такого рода синтезирование произведений живописи, музыки, литературы позволяет ребёнку в полной мере овладеть разнообразными языковыми средствами, а связная речь становится более выразительной, образной.

Читайте также:  Таблица развития зрения у ребенка

Литература:

Роль искусства в развитии речевых коммуникаций у детей. // Известия высших учебных заведений. — Северо-Кавказский регион, серия Общественных наук, № 1,1997.

Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности стар-
шего дошкольника. — Ростов на Дону: РГПУ, 1995.

Борисюк И.К. Синтез музыки и речи в процессе обучения дошкольников сюжетному рассказыванию.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада.- Москва, 2003г.

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий./Под редакцией Ушаковой О.С. -Москва, 2004г.

Таким образом, в процессе общения с искусством, дошкольник познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений, черпает в них культурные эталоны речевой коммуникации, производит частичный перенос их в повседневную действительность. И только синтезирование

Процесс художественного восприятия имеет структуру диалога. Взаимодействие автора произведения со слушателем, зрителем, читателем носит межсубъектный характер и является актом сотрудничества и сотворчества. Об этом говорится уже в работах Г.В.Ф. Гегеля и И. Канта. Искусство не только бесконечно углубляет наше понимание реального человеческого общения, но и беспредельно разнообразит его сферу квазиобщением (общение реального субъекта с воображаемым субъектом), обогащая наш жизненный опыт. Б.М. Неменский обращает внимание на тот факт, что путь целостного осознания жизни через искусство доступен даже ребенку. Т.И. Алиевой отмечается, что у детей широко представлены такие формы видения мира, которые схожи с распространенными видами построения литературного образа, а именно — олицетворение и персонификация. Р.М. Чумичева, в свою очередь, рассматривает искусство как форму органичного освоения окружающего мира и фактор развития личности ребенка, обращая внимание на то, что образный, яркий, выразительный язык искусства близок и понятен дошкольникам. Общение с искусством, выступающее мощным эмоционально-интеллектуальным педагогическим средством, позволяет обеспечить условия ребенку для создания им собственного культурного образа и для его самовыражения посредством речевой коммуникации, проживания и переживания вместе с автором и героями произведений различных ситуаций, недоступных ему в реальной жизни. Ценность и значимость искусства обусловлена его диалогичностью, потенциальными коммуникативными возможностями и эмоционально энергетическим зарядом, стимулирующим личность к коммуникативному взаимодействию с ним и по поводу него. Произведение искусств само является моделью общения и побуждает ребенка к взаимодействию с ним и по поводу него

В старшем дошкольном возрасте речь ребенка приобретает уже автономный, внеситуативный характер, зачастую предшествует действию и организует его. На шестом году жизни ребенок имеет достаточно богатый словарный запас, полностью овладевает звуковой системой родного языка, усваивает основные грамматические категории и их синтаксическое выражение, что позволяет ему правильно строить свои речевые конструкции и быть понятым не только взрослыми, но и сверстниками. Повышенный интерес к сверстнику, как к партнеру по совместной деятельности, обуславливает потребность ребенка в речевой коммуникации. У старшего дошкольника начинает проявляться способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Именно это позволило нам определиться в возрасте детей, включенных в эксперимент.

В качестве репрезентанта развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста (шестой год жизни) нами было выбрано искусство. Будучи составной частью культуры, искусство обладает выраженной коммуникативной функцией и выступает как универсальное средство развития. Данная мысль находит свое дальнейшее развитие в трудах Ю.Б. Борева, М.М. Бахтина, B.C. Библера. Х-Г. Гадамера, С.М. Даниэля, М. Дюфрена, И.А. Джидарьяна, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта, К.С. Станиславского, Л.Н. Столовича, Ю.М. Шора и др.

Искусство является важнейшим, выработанным историей культуры, способом моделирования самого общения. По мнению X-Г. Гадамера, автор и читатель выступают активными субъектами взаимодействия, а художественное восприятие представляет собой процесс их сотворчества и сотрудничества. Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, по мнению исследователей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Образование, трактуемое в контексте культуры, предполагает усиление роли искусства как составной ее части и как наиболее сильного по своему воздействию интеллектуально-эмоционального фактора в педагогическом процессе.. В исследовании нами определено взаимодействие литературных и живописных произведений как педагогическое средство развития речевых коммуникаций старших дошкольников, в силу того, что искусство целостно отражает гуманные и эстетические ценности человеческих отношений.

В процессе проведения эксперимента выяснилось, что речевые коммуникации старших дошкольников зачастую не отличались связностью, развернутостью, образностью и логической последовательностью. Речевая коммуникация детей на данном этапе была представлена отдельными словами, содержащими указывающий или вопросительный смыслы и не ориентированными на личностную коммуникацию. В немалой степени это явилось следствием того, что у воспитывающих взрослых по отношению к ребенку зачастую отсутствовала установка на личностно-развивающее взаимодействие, что свидетельствует о преобладании субъект-объектного характера взаимодействия воспитателя с детьми. Причиной низкого уровня развития речевых коммуникаций старших дошкольников выступила также и пространственно-предметная среда дошкольного образовательного учреждения, не содержащая в себе культурно-речевые образцы и не выполняющая развивающей и стимулирующей функций.

Читайте также:  Центр развития ребенка западное дегунино

В диссертационном исследовании был осуществлен поиск совокупных педагогических условий, способствующих развитию речевых коммуникаций старших дошкольников, которыми выступили: интегрированное на основе гуманистических ценностей содержание литературных и живописных произведений, включенных в специально организованные художественно-коммуникативные виды деятельности; личностно-развивающие методы, активизирующие, стимулирующие и побуждающие ребенка к речевым коммуникациям и обеспечивающие диалог в сфере субъект — объект — субъектных отношений; моделирование развивающей пространственно — предметной культурно — речевой среды, способствующей саморазвитию и самореализации ребенка посредством речевых коммуникаций.

В процессе развития речевых коммуникаций педагогические методы изменялись от обучающих (знаковые, игровые упражнения, наглядные ценностно-ориентированные модели) к стимулирующим (игровые, рефлексивные), к активизирующим (импровизации, вопросов, ассоциации, драматизации, «вопросы — символы») и, затем, — к побуждающим методам (выбора, наглядных моделей информационного, оценочного, диалогового характера), что обусловлено психологическими механизмами перехода внутренней речи во внешнюю.

В педагогическом руководстве также изменялась и позиция воспитателя сначала как образца речевой коммуникации, несущего культурно-речевого клише, далее как равноправного субъекта речевого общения с ребенком, как побудителя речевых коммуникаций детей в их самостоятельной речевой деятельности.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие зависимости:

—      успешность и динамика развития речевых коммуникаций детей зависит от логически последовательного сочетания методических приемов, применяемых в специально организованных видах деятельности, ставящих ребенка в позицию подражания речевым клише, и стимулирующих их употребление в самостоятельной коммуникативной деятельности ребенка;

—      пространственно-предметная культурно-речевая среда, содержащая в себе определенные культурно-речевые образцы, способствует самовыражению ребенка посредством речевой коммуникации.

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста:

—      процесс развития речевых коммуникаций представляет собой одновременное развитие речевого межсубъектного взаимодействия ребенка как с произведениями искусства (субъективированным объектом), так и со взрослыми, и сверстниками (реальными субъектами);

—      наряду с развитием речевых коммуникаций формируется ряд личностно-значимых, гуманных качеств, таких как внимательное и чуткое отношение к сверстникам, эмоционально — ценностное отношение к произведениям искусства;

—      перенос культурно-речевых эталонов из интегрированных видов художественно-коммуникативной деятельности в самостоятельную речевую деятельность ребенка способствует развитию образности, развернутости, интонационной выразительности речевых коммуникации старших дошкольников.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1.    Общение как феномен культуры // Сб. Научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 1. Общественные науки. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1994. — С. 48-58.

2.    Искусство как квазисубъект общения // Сб. Научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 1. Общественные науки. Изобразительное искусство. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. — С. 97-100.

3.    Искусство как средство развития речевых коммуникаций у детей // Сб. Научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 2. Педагогика. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1996. — С. 97-99.

4.    Развитие речевых коммуникаций детей дошкольного возраста в процессе общения с искусством // Тезисы докладов студенческой научной конференции. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1996. — С. 62-63.

3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., «КНОРУС», 2007.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

• игрыдраматизации и

• режиссерские игры.

Видами драматизации являются

• игрыимитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игрыимпровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Вернуться к списку

Проблема использования искусства в качестве педагогического средства ра

дошкольников.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102

«Детский сад присмотра и оздоровления»

г. Кемерово

Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии речи детей дошкольного возраста»

Педагог дополнительного образования Шведкова Людмила Александровна

Кемерово, 2018

Для умственного развития детей дошкольного возраста имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений, лишь способствует обогащению словаря малыша. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его неординарное воображение, тем вероятнее, что тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Давно отмечено, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей. Поэтому, без развитой речи, без настоящего общения, нет подлинных успехов в изобразительной деятельности. Таким образом, определение направлений и условий развития речи детей в рисовании, педагоги относят к числу важнейших педагогических задач.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того, чтобы развивать творческое воображение детей, необходима организация изобразительной искусства. Это в первую очередь подразумевает создание условий в группе. В доступном для детей месте, нужно разместить краски – гуашь, кисти различных размеров, подставки, палитры на каждого ребенка, а также для воплощения различных творческих идей, пробки, тычки, стеки. Для лепки – доски, пластилин, глина, различные мелкие предметы для процарапывания вылепленных изделий.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми в период младенчества

Работу по развитию связной речи через изобразительное искусство необходимо начинать, прежде всего, с наблюдения и экскурсий. На таких прогулках нужно акцентировали внимание детей на разнообразие форм, строение, цвета деревьев и кустарников. Предлагать сравнивать природу в разное время года. Например: летом березка стоит одетая в красивое зеленное платье. Затем детям предложить описать березку осенью, зимой, весной. В таких беседах дети учатся сравнивать, проводить аналогию, употреблять эпитеты, что значительно обогащает их словарный запас, развивает эстетический вкус. Также в наблюдениях за природой, рассказывать детям о том, как изменяется цвет листвы в зависимости от состояния погоды. Если светит — солнце, то листья яркие, красочные, в пасмурный день – светлеет, как бы теряется на фоне осеннего пейзажа. Осень – прекрасная пора. В яркие, красочные цвета окрашивается боярышник, рябина, цветут астры, георгины. На экскурсиях стараться обратить внимание детей на изящество этой красоты. Задавать вопросы детям, сравнивать, играть в различные игры. Такая работа создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую активность детей. Впоследствии на занятиях по изобразительному искусству применять все полученные знания на практике. Например, на рисовании клумбы с цветами сначала вспомнить форму, цвет различных цветов. Необходимо развивали у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов различными приемами (примакивание, вращение вокруг своей оси клеевой кисточкой, нанесение точек, пятен). Учить смешивать краски. На занятиях такого рода у детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление, ассоциативное восприятие окружающей действительности, речь. Немаловажное значение для речи детей имеет привлечение стихотворного текста, что значительно усиливает эстетическое впечатление и образное восприятие у ребят.

Еще одним направлением в развитии речи у детей является рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к сказкам. При рассматривании большую роль играют наводящие вопросы:

• Что вы видите на картине?

• Кто изображен?

• Что он делает?

• Как одет?

• Какое время года изображено?

Такие вопросы развивают творческие способности детей, воображение, что в последствии помогает детям выразительно и с фантазией отображать это в своих работах.

Лепка также тесно связана с развитием речи у детей. Во время занятий лепкой нужно учить детей лепить всей кистью руки и пальцами. Уточнять форму предметов, их строение, пропорции. Например, при лепке моркови, дети пальцами помогают, чтобы получить овальную форму, совершают вращательные движения между ладонями для получения круглой формы. Огромное значение для детей имеет свободная деятельность. Дети импровизируют, фантазируют. В свободной деятельности дети любят экспериментировать с цветами, что значительно развивает диалогическую и монологическую речь. Чтобы дошкольникам стало интересней, можно включить в свободную деятельность нетрадиционные техники рисования.

Обучение детей рисованию не может быть в полной мере осуществлено без взаимодействия с семьей. В помощь родителям можно выпускать информационные листы, листы-памятки, папки-передвижки. Проводить консультации подгрупповые и индивидуальные. Задача воспитателей приобщить родителей к творческому процессу, заинтересовать их, чтобы они поняли всю значимость развития речи их детей. Например: выпустить информационный листок на тему «Как организовать занятия по ИЗО и лепке дома», где дать советы, что можно слепить из пластилина и глины, как лучше изобразить животных, деревья, и какими доступными средствами. Организация ИЗО, лепки в домашних условиях очень благотворно влияет на мыслительную, речевую, творческую деятельность детей в детском саду.

Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей у детей невозможно без развития речи. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать умение детей передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений, поощрять эксперименты с цветом, знакомить с различными средствами воплощения художественного замысла. А также предоставить дошкольникам возможность осваивать различные пластические материалы, помогая при этом овладевать разносторонними приемами лепки. Все это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.

Использование сюжетной картины в развитии повествовательной речи у детей дошкольного возраста.

Работа по картине Дубовской «Осень в парке»

Прочесть отрывок из стихотворения Бунина «Листопад».

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…»

Спрашивает, может ли эта картина служить иллюстрацией к этому стихотворению.

Просит детей объяснить, с чем сравнил лес Бунин и почему.

(Показывает изображение терема).

Спрашивает, какими цветами расцвечен лес в стихотворении и на картине.

Просит детей объяснить, как художник изобразил лес на картине и что значит «стеной».

Просит детей высказать свою оценку картине (нравится, не нравится, какое настроение в картине и почему).

Слушают стихотворение.

Высказывают свое мнение.

Объясняют почему лес сравнивают с теремом.

Вспоминают цвета осенней листвы, объясняют какие это краски «лиловый», «золотой», «багряный».

Рассматривают репродукцию картины.

Высказывают свое мнение о значении выражения.

Дают оценку картине, объясняют свои ответы.

Источник