Ларечина развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Доступные файлы (1):

n1.docx

Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Ларечина Е.

Книга представляет собой программу, подробно описывающую работу с детьми раннего возраста и их родителями: игры, рукоделие для мам, пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью, музыкально-ритмические упражнения.

Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей и всех тех, кто интересуется вопросами развития и воспитания детей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.

В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна — в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?

Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.

Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?

В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родительско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать — ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.

Данное пособие предназначено не только для детских психотерапевтов и психологов, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.

Специалист по детской клинической психологии

канд. псих, наук, доцент Мамайчук И. И.

Источник

Книга представляет собой программу, подробно описывающую работу с детьми раннего возраста и их родителями: игры, рукоделие для мам, пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью, музыкально-ритмические упражнения.

Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей и всех тех, кто интересуется вопросами развития и воспитания детей.

Страниц 160 стр.

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.

В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна — в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?

Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.

Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?

В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родительско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать — ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.

Данное пособие предназначено не только для детских психотерапевтов и психологов, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.

ОТ АВТОРА

Исследуя особенности эмоциональных отношений матерей к детям раннего возраста с использованием различных диагностических методик, я знакомила каждую маму с результатами диагностики. Одна из методик — анкета № 1, разработанная совместно с И. И. Мамайчук, — приведена в конце программы. Данная анкета используется мной на протяжении нескольких лет работы с матерями детей раннего возраста. Она доступна и удобна для заполнения, позволяет увидеть проблемы пренатального, перинатального и постнатального периода у ребенка и, соответственно, более эффективно выявить проблему мамы. Эта работа всегда перерастала в полноценное психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. Я очень благодарна мамам за проведенное с ними время; именно эти беседы помогли мне увидеть причины эмоционального дистанцирования матери и ребенка второго года жизни и, таким образом, понять, откуда прорастают корни проблемных взаимоотношений с ребенком в последующие годы.

Читайте также:  Выготский и его труды в психическом развитии ребенка

Анализ содержания этих исследований и бесед позволил выделить особенности эмоциональных отношений, свойственные большинству диад мать — малыш. Даже если беременность не была планируемой, появление ребенка в доме для большинства мам было большой радостью. Конечно, длительность эмоционально-тактильных контактов с ребенком у матерей была разной, в то же время период до года вызывал у мам, как правило, приятные воспоминания. Действительно, если малыш до года в основном психически и физически здоров, это благодарный, очаровательный ребенок. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, к двум месяцам начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее.

Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.

Для некоторых мам такое изменение социальной ситуации неожиданно. Многие из них признаются, что чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним, и здесь начинается противоборство: «Я его или он меня». Приходилось слышать такие высказывания: «Если его сейчас не сломать, то он потом всю жизнь на нас ездить будет!».

Надо сказать, что такое противоборство, кроме появления невротических реакций у детей (сосание пальцев, частые слезы, топанье ногами, катание на полу, аутоагрессия — хватание себя за волосы и т. д.) и душевного расстройства у родителей, ни к чему не приводит. Занимаясь по программе «Дитятко», мамы через наблюдение за малышом учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью. Общаясь друг с другом, с педагогом и психологом, мамы получают положительную эмоциональную поддержку, а при необходимости — профессиональную квалифицированную помощь.

Читайте также:  Задержка в развитии когнитивных функций у ребенка

Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми посещающие группу, гораздо более спокойно и позитивно относятся ко всем новообразованиям ребенка, стремятся к сохранению теплых эмоциональных отношений и к принятию ребенка таким, какой он есть.

Педагог-психолог Ларечина Е. В.

Источник

Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Доступные файлы (1):

n1.docx

ЗАНЯТИЕ № 15. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА АПРЕЛЯ

Основные задачи

Познакомить детей с еще одним весенним явлением — прилетом птиц.

Материалы и оборудование

1. Для рукоделия (см. Приложение).

2. Для изодеятельности: воск в горшочке, дощечки.

3. Для развития общей моторики: 2 обруча, 4 чурбака, скамья, стойка.

4. Для сказки: куклы — дед, баба, курочка, мышка.

Ход занятия

I часть. Свободная игра. Рукоделие

Валяние мячиков из шерсти (см. Приложение).

II часть. Приветствие

Пальчиковая гимнастика

СловаДвижения
Птички, птички, невелички, 
Все летали и летали, 
крыльями махали.Машем поднятыми руками.
Высоко летали, крыльями махали. 
Низко летали, крыльями махали,Опускаем руки.
Далеко летали, крыльями махали,Вытягиваем руки вперед.
Близко летали, крыльями махали,Приближаем руки к груди.
Полетали, устали, 
На головушку сели, опять полетели.Движения по тексту.
На ладошку сели, песенку запели: 
«Клю-клю-клю (2 раза),Делаем пальцы «клювиком»,
как я зернышки люблю!»стучим по другой ладошке.
Вот птенцы,а вот гнездо.Пальцы правой руки в щепоть
 («птенцы»).
Всем птенцамЛевой рукой обхватить пальцы
 («гнездо»).
В гнезде тепло. [24]Смена рук.
Предварительно педагог показывает гнездо на картинке, рассказывает,
для чего оно нужно. 
Вот из гнездышка торчатРуки подняты с пальцами,
Клювы маленьких скворчат.сложенными «клювиком».
Клювик — раз,Одну руку вытягиваем вперед,
Клювик — два,затем другую.
 Ладошки по очереди
Лапки, лапки, голова.ставим на стол, складываем
 пальцы в «замок».

Ill часть. Изобразительная деятельность

Лепка из воска. «Гнездо для птичек»

1. Педагог раздает всем по кусочку воска.

2. Мама лепит птичку.

3. Малыш лепит гнездо вместе с мамой. Сначала кусочек воска делится на маленькие части. Каждую часть малыш скатывает в длинную и узкую «колбаску».

4. Мама помогает малышу, складывая из колбасок гнездышко.

5. Когда гнездо готово, малыш сажает в него птичку.

IV часть. Музыкально-ритмическая

1. Хоровод

СловаДвижения
Ночь прошла, темноту увела.Руками машем от себя.
Замолчал сверчок,Подносим палец к губам.
Запел петушок,Поджимаем одну ногу.
руками бьем по бокам. 
Встала Машенька, 
открыла ставенку:Обнимаем себя, руки в стороны,
«Здравствуй, солнышко-поклоны в стороны.
колоколнышко!» [14] 
«Водичка». 
Маму за руку берем, 
побежим за ручейком.Малыши с мамами бегут по кругу.
Ручеек бежал, устал,Останавливаемся. Руки вперед,
В деревеньку прибежал.соединяем и разъединяем ладони.
Наши уточки с утра — 
кря-кря-кря! (2 раза)Широко разводим руками.
Наши гуси у пруда — 
га-га-га!(2 раза)Руки на пояс, трясем головой.
А индюк среди двора —Руки вверху, поворачиваем
бал-бал-бал! Балды-балда!ладошки вправо, влево.
Наши гуленьки вверху —Руки полусогнуты.
Грру-грру-у-грру-у-у!Прижимаем и отводим локти.
Наша курочка в окно —Руки внизу, напряжены,
Ко-ко-ко! (2 раза)кисти чуть в стороны,
Ну, а Петя-петушок, 
золотой гребешок, 
Рано-рано поутру нам 
споет: «Ку-ка-ре-ку!» [40]резко поднимаем и опускаем руки.
Курочка моя, умница моя,Мамы и дети сидят на полу,
Вот зерно,водичка,ноги поджаты. Колени у мам
Ты снеси яичко, умница моя.разведены, дети между ними.
Беленькое 
(рябенькое, серенькое)Руки «ковшиком», касаемся пола.
Ко-ко-ко! (2 раза)Качаемся в стороны, руки за спиной.
Ой, снесла яичко,Руки перед собой полукругом,
 ладони вместе.
А в скорлупке — трак!Ладони к уху.
Половинки — крак!Разъединяем ладони.
Побежали, побежали!Пальцами стучим по полу.
— Вы куда, куда, куда?Машем к себе, прячем
Ну-ка все сюда, сюда!ладони под мышки.
К маме под крылышко. [24]Играем 3 раза, меняя цвет яичка
 (рябенькое, серенькое).
Вышла курочка гулять,Дети и мамы идут по кругу
Свежей травки поклевать,вперевалочку, руки
А за ней — цыплятки,полусогнуты в локтях.
желтые ребятки. 
Ко-ко-ко! (2 раза) 
Не ходите далеко!Грозим указательным пальцем.
Лапками гребите,Присели, пальчиками скребем
Зернышки ищите.по полу волнистыми движениями.
Съели толстого жука — ам!Хлопаем в ладошки,
Дождевого червяка — ам!поднимая и опуская руки.
Выпили водицы 
полное кооытце (2 раза). Г331 
Читайте также:  Развитие ребенка двух до трех
Игра «Цыплята и одуванчики»: 
Вот цыпляткиМамы в произвольном порядке
по полянке разбежалися,стоят руки вверх,
В одуванчиках цыплятки 
затерялися (2 раза).ладони в стороны — «одуванчики».
Чтоб цыпляток отыскать,Дети и педагог бегают между ними.
Нужно зернышек достать.Каждый ребенок находит свою маму.
Цыпа-цыпа-цыпа!Мамы вытягивают вперед руки,
 «крошат».
— Клю-клю-клю! (2 раза)Дети бегут в середину и пальцами,
Как я зернышки люблю! [42]сложенными «клювиком»,
 стучат по полу.

2. Упражнения на развитие общей моторики

1. Пролезть в обручи.

2. Пройти «змейкой» вокруг чурбаков.

3. Проползти по скамейке.

4. Прыжок.

5. Переползти через стойку.

3. Игры на руках и коленях

СловаДвижения
Кую, кую ножку,Дети сидят у взрослых на коленях,
 мамы ритмично постукивают
Поедем в дорожку.по стопе ребенка. Держат малышей
Дорожка кривая,за руки, колени отводят вправо, влево.
Лошадка хромая,Поочередно приподнимают колени,
Грязь по колено,гладят по коленям малышей,
Дров ни полена.постукивают по ручкам ребром ладони,
 разводят руки в стороны.
Скок, скок, скок (2 раза),Подбрасывают на коленях,
И свалились под кусток!затем раздвигают ноги,
 опуская малышей между ног.
На молоденькой лошадке —Дети сидят лицом к мамам,
Трюх-трюх-трюх,держась за руки. Подбрасывание
А на старой да на кляче —на коленях быстрое и медленное.
Бух!Ребенок отклоняется назад и
(Играем 2 раза.) [42]ложится на выпрямленные
 мамины ноги.

4. Игровой массаж

Варианты массажа пожеланию мам.

V часть. Чаепитие Игра «Наша крыша»

СловаДвижения
Наша крыша не течет,Мама держит руку ладонью вниз,
Золотом покрыта.ребенок гладит руку.
Курочка, курочка…Подставляет пальчики под ладошку,
Петушок!мама ловит пальчики.

VI часть. Сказка

Русская народная сказка «Курочка Ряба» [35] (см. Приложение).

VII часть. Прощание

Приложение

Валяние мячиков из шерсти [24]

Материалы:таз с горячей водой, газета, цветная непряденая шерсть, кусок капронового чулка, хозяйственное мыло.

Порядок изготовления: Из газеты слепить шарик. Шарик покрыть несколькими слоями шерсти, опустить в горячую воду. В воде мячик выровнять, придавая округлую форму. Положить мячик в капроновый чулок и продолжить валять в воде, намыливая его со всех сторон, пока он не станет круглым и твердым. Высушить мяч на солнце. Мяч готов.

Темы для рукоделия мам

Валяние зайчика, мышки (так же, как мячик).

Темы для изодеятельности

Лепка из цветного воска или пластилина. Занятие № 15А — «Яички на тарелочке». Занятие № 15Б — «Веселый колобок». Занятие 15В — «Тортик».

«Яички на тарелочке»

Материалы: воск или пластилин трех цветов и еще коричневый кусочек для тарелочки.

Порядок изготовления: кусочек воска скатать, чтобы получился шарик, постепенно зажимая с одной стороны, добиваясь формы яйца. Так скатать еще 2 яйца. Сделать шарик из коричневого кусочка, сжать, края получившейся лепешки слегка приподнять. Яички выложить в тарелочку.

«Веселый колобок»

Материалы: желтый пластилин или воск, зубочистки, горох.

Порядок изготовления: скатать шарик. Мама зубочисткой намечает, где будут у колобка глазки, нос, рот. Малыш горохом выкладывает части лица по намеченным контурам. Колобок готов.

«Тортик»

Лепится так же, как тарелочка, но лепешка должна быть потолще. Верх можно украсить произвольно.

Курочка Ряба

(сказка адаптирована для показа)

Жили себе дед да баба. Ля-ля-ля-ля-ля… (напевка на мотив «Русской плясовой»). Была у них курочка Ряба. Кудах-тах-тах (2 раза). Снесла курочка яичко: яичко не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил; баба била, била — не разбила. Мышка бежала, пи-пи-пи-пи, хвостиком махнула, яичко упало — бух! — и разбилось. Дед плачет: у-у-у! Баба плачет: а-а-а! Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».

Источник