Роль игры в развитии внимания ребенка

Роль игры в развитии внимания ребенка thumbnail

Научная статья

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сергеева Елизавета Александровна

Учитель физической культуры

ГБОУ школа №275 Красносельского района

Постановка проблемы. Общеизвестно, что от уровня развития внимания зависит успешность образовательного процесса. Внимание является важнейшим психическим процессом, от которого зависит результат познавательной и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, основа их хорошей успеваемости (Выготский Л.С., 1976).

В настоящее время у детей младшего школьного возраста возникают трудности в процессе обучения, связанные с недостаточным уровнем развития внимания. Эта проблема беспокоит и родителей, и учителей, и психологов, работающих с детьми (Немов Р.С., 2016).

Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какой–либо деятельности. Другими словами, лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные действия, человек задействует механизмы внимания (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2004). Таким образом, очевидно, что методически грамотно выстроенный урок является условием для развития и активации внимания. Он имеет большую значимость, потому что развитие и обучение детей осуществляется именно через учебную деятельность. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к урокам, получали от них удовольствие, в ходе занятий у детей развивались физические и психические качества. Учителю для овладения вниманием школьников необходимо использовать яркий и эмоциональный материал (Рубинштейн С.Л., 2009).

Цель статьи – теоретически обосновать использование подвижных игр с преимущественной направленностью на развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы. Теоретический анализ данных научно–методической литературы позволил нам определить, что имеется много действий и способов поддержания и развития внимания на уроках по физической культуре. Профессором Е.П. Ильиным (Ильин Е.П., 2005) была предложена система, способствующая улучшению устойчивости внимания, в которой он рекомендует применять на уроке соревновательный и игровой методы, подвижные игры и игровые упражнения, которые способствуют проявлению внимательности, находчивости и сообразительности, оценке пространственных, временных и пространственно-временных условий деятельности, своевременному реагированию на сложившуюся обстановку и изменяющиеся правила (Дягтерев Ю.В., Литвинов В.Г., 2009).

Однако нельзя забывать о том, что сильное возбуждение в игровой деятельности препятствует концентрации внимания на технике выполнения физических упражнений. В этой связи представляется целесообразным:

  • использовать на уроке упражнения, которые доставляют ученикам удовольствие, восторг и радость нецелесообразно, особенно перед разучиванием техники физических упражнений;

  • для активации внимания необходимо определить важность выполняемых действий в течение урока;

  • минимизировать отрицательное отношение детей к изучаемым физическим упражнениям;

  • заранее подготавливать места занятий для того, чтобы при проведении урока не затрачивалось время на расстановку оборудования и раздачу инвентаря, организации мест занятий.

Внимание у детей младшего школьного возраста характеризуется плохой переключаемостью с одного объекта на другой и рассеянностью. Поэтому на уроке нужно использовать именно те подвижные игры, на которые затрачивается минимальное количество времени, в которых высокая подвижность чередуется с короткими интервалами отдыхами. Правила используемых игр должны быть доступными и простыми для детей.

Содержание игр, эстафет и игровых упражнений полностью сразу лучше не объяснять. Разъяснение игр рекомендовано проводить в несколько шагов:

  1. Детей нужно ознакомить с игрой, сообщить название, рассказать основной сюжет и правила.

  2. Детально разобрать правила игры.

  3. Необходимо вносить изменения в правила и содержание игры.

Рассказ правил, содержания и сюжета игр лучше всего проводить на том месте, где она будет проходить. Также необходимо расставить детей, определить их роли.

Окончание игры является одним из важных действий учителя при правильной подготовке подвижной игры. Задерживать или преждевременно заканчивать игру не следует. Продолжительность игры обусловлена условиями, характером, количеством участников.

Время окончания игры определяется по симптомам утомления. Это могут быть: учащенное дыхание, искажение правильного выполнения движений, понижение интереса, рассеянность внимания, нарушение правил игры. В этих случаях необходимо планомерно заканчивать игру.

Распределять во время урока подвижные игры рекомендуется следующим образом.

Подготовительная часть урока ориентирована на создание эмоционального фона и психологической установки на предлагаемые действия. Задания с большой интенсивностью не рекомендовано использовать в подготовительной части, так как они могут понизить работоспособность учащихся.

Вследствие этого применяются малоподвижные игры, а также строевые упражнения, общеразвивающие и специальные упражнения на внимание.

Читайте также:  Диагностика семьи изучение условий и факторов развития ребенка в семье

В основной части урока проводятся игры, в которых проявляется максимальная двигательная деятельность («Воробьи и вороны», «Бездомный заяц», «Гуси–лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

Основная цель заключительной части урока – снижение психической и физической нагрузки, закрепления двигательных умений и навыков, получение учениками положительных эмоций, а также приведения состояния организма учеников в относительно спокойное состояние. Для этого соответственно проводятся малоподвижные игры.

Иногда уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2–3 игры, знакомые детям, и 1–2 новые (Жуков М.Н., 2002).

В исследовании, которое проводилось в ГБОУ СОШ № 275 Красносельского района, в содержании экспериментальной методики применялись игры, эстафеты, игровые упражнения на развитие внимания, которые решали задачи программы по физической культуре. Также, при подборе игр учитывались физическая подготовленность, индивидуальные и возрастные особенности учеников.

В исследовании принимали участие школьники 8–11 лет. Из них были сформированы две группы: КГ– 20 человек и ЭГ–20 человек.

Эксперимент представлял собой разработку комплекса средств физической культуры с игровой направленностью, направленный на развитие внимания у школьников 8–11 лет и его использование в учебно–воспитательном процессе.

Игровой материал применялся в подготовительной, основной и заключительной частях урока.

В экспериментальной группе применялись игровые упражнения и подвижные игры исключительно с мячом, а в контрольной группе – без мяча.

Содержание игр и игровых упражнений представлено в таблице распределения игр.

Табл.1

Распределение подвижных игр в педагогическом эксперименте

1) Общеразвивающие упражнения в движении с мячом.

2) Малоподвижная игра «Съедобное–несъедобное»

3) М.И. «Земля, огонь, воздух, вода»

4) М.И. «Попади в мяч»

5) М.И. «Ящерица»

6) Малоподвижные игры без мяча

1) Игр.упр. «Слушай задание»

2) Игр.упр. «Следи за действиями»

3) Малоподвижная игра (М.И.) «Ладошки»

4) М.И. «Запрещенное движение»

5) М.И. «Отгадай чей голосок»

6) М.И. «Класс, смирно!»

7) М.И. «Три движения»

Основная часть

1) Рывок за мячом;

2) Удержи мяч на руке;

3) От 1 до 12;

4) Передал – садись;

5) Перестрелка;

6) Передача мяча в колоннах;

7) Прокати мяч между ног;

8) Мяч по полу;

9) Метко в цель;

10) Мяч за черту;

11) Догони мяч;

12) Мяч в кругах;

13) Охотники и утки.

1) Вызов номеров

2) Шишки, желуди, орехи

3) Бездомный заяц

4) Удочка

5) Воробьи и вороны

6) Пустое место

7) Совушка

8) Болото

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что использование игровых средств с преимущественной направленностью на развитие внимания у школьников 8–11 лет на уроках физической культуры, значительно улучшили показатели внимания школьников ЭГ по сравнению с испытуемыми из КГ. У детей КГ также возросли результаты, но не столь значительно, по сравнению с испытуемыми ЭГ.

Вывод: Анализ литературных источников, педагогические наблюдения позволяют сделать заключение о том, что свойтсва внимания у детей младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень развития.

Игровая деятельность является необходимым средством физической культуры, особенно в младшем школьном возрасте. Правильно и хорошо организованная игра содействует развитию психических процессов, а именно вниманию детей, обучающихся в начальной школе.

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. – М, 1976. –212 с.

2.Гогунов, Е.Н.Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: «Академия», 2002. – 288с.

3. Дегтярёв, Ю.В. Игры – обучение, тренинг, досуг / Ю.В. Дягтерёв, В.Г. Литвинов. – М.: 2009.

4. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. –М.: «Академия», 2004. – 160 с.

5. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин / , 2005. – 412 с.

6. Капустин, А.Г. Технология игровой деятельности / А.Г. Капустин / Физическая культура в школе. – 2007, № 7. – С. 41–42.

7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4–е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 640 с.

Читайте также:  Слабое развитие плечевого пояса у ребенка

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.

Источник

«РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В  РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Как отмечает Е.В. Гаспарова, не умаляет своего значение игра и в старшем дошкольном возрасте.

По мнению А. К. Бондаренко игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических функций. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются. Сознательная цель (сосредоточить внимание) выделяется для ребенка в игре раньше и легче всего.

Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает дошкольника к целенаправленному сосредоточению. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Н. Я. Михайленко отмечает то, что используемые в работе с детьми элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание старших дошкольников на достаточно высоком уровне.

Для поддержания устойчивого внимания старшего дошкольника необходимы следующие условия:

– отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

– привычные условия для игровой деятельности. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если сам процесс игры ребѐнку интересен, то это создает установку и условия для развития и концентрации внимания;

– существование устойчивого интереса к процессу и результату игровой деятельности;

– создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания при выполнении игровых действий, но даже и усиливают его;

– тренировка внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокой степени развития. На развитие произвольного внимания в игре влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры. Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

К факторам привлечения внимания относят:

– структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

– организация игры (четкое начало и окончание; наличие необходимых атрибутов для игры);

– последовательность и систематичность требований взрослого;

– смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка и др.

Внимание – это специфическая функция сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Хочется отметить, что внимание обладает разными свойствами, может быть произвольным непроизвольным. В старшем дошкольном возрасте сформированы процессы непроизвольного внимания, все усилия должны быть направлены на развитие и совершенствование произвольного внимания.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием. Чем лучше развита речь у ребенка старшего дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем активнее формируется произвольное внимание.

Читайте также:  Сташевская 100 и 1 игра для развития ребенка 6 лет

Е. Н. Тверитина говорит о том, что на развитие внимания в игре влияет способность выполнять указания взрослых. Для детей с невнимательностью характерно то, что они постоянно отвлекаются от выполнения основного игрового сюжета.

Мимика и поза очень ярко свидетельствуют о невнимательности детей, главным показателем которой являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в игровой деятельности. Необходимо учитывать особенности, которые у разных детей в старшем школьном возрасте проявляются в преобладании тех или иных свойств внимания.

Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают старшего дошкольника в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.

А. К. Бондаренко пишет, что, руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием. В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию:

а) не называть запрещенных цветов, например, черного и белого; б) не называть дважды один и тот же цвет.

Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался тогда, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры.

Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

На всем протяжении дошкольного возраста ребѐнка притягивает эмоционально насыщенный материал. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от старшего дошкольника переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Если для младших школьников обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чѐтко определил стоящее перед ним игровое задание (лишь при этих условиях малыши могут на первых порах обнаружить произвольное внимание), то старшие дошкольники могут делать это самостоятельно.

  • Н. Тверитина подчеркивает, что, организовывая соответствующим образом деятельность детей, мы побуждаем старших дошкольников намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки.

Так, намеренно изменили обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместили на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда экспериментаторы намеренно поставили перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).

После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня [4, с.102].

Таким образом, дошкольное детство, основным видом деятельности которого является игра, является наиболее плодотворным периодом в плане формирования умственных качеств. С помощью специально организованной деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание должно быть адекватно формируемому свойству внимания.

Литература:

  1. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012. – 196 с.
  1. Гаспарова, Е. В. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. В. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С.45.
  1. Михайленко, Н. Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С.15.
  1. Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова. – М.: Педагогика, 2014. – 112 с.

Источник