Диагностика семьи изучение условий и факторов развития ребенка в семье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

«Педагогическая диагностика изучения семьи

как условие оказания ей помощи в воспитании

и развитии детей»

Подготовила:

Михеева Т.В..

2016 год.

«Что такое семья, понятно всем. Семья — это дом, папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, забота друг о друге…»

Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране; неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экрана телевизора; материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их становиться, к сожалению, все больше), которых необходимо оградить от детей, чтобы они не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное бремя, они видят в детях ненужную обузу.

Дети остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро.

Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки как детей, так и родителей.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика позволяет определить, что в настоящее время понизился уровень воспитанности учащихся, нарушилась обратная связь с родителями, наблюдается слабый учет личностного фактора и благополучных взаимоотношений учителя с учащимися. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;

  • беседу;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • деловые игры;

  • материалы детского творчества и творчества родителей.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.

Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи.

Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи.

Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи

Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

  • Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

Цель использования методики (вид диагностики)

Необходимая информация

Методы и методики

Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)

Социально-демографическая характеристика семьи:

  • социально-демографический портрет семьи;

  • организация и принципы семейного воспитания;

  • взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…

Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика)

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

  • Что я хочу получить в результате диагностики?

  • Как я буду работать с полученным материалом?

  • Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Читайте также:  Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития ребенка

В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);

  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

  • корректность (определяется качеством диагностического материала).

Мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?

Н-р: Родителям предлагаю заполнить анкету-размышление:

  • Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?

  • Что Вам мешает правильно его воспитывать?

  • Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?

  • Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?

  • Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?

Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Грамотно проведенная и обработанная диагностика позволит учителю:

  • Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.

  • Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.

  • Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.

  • Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).

  • Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.

  • Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

Все это в свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой эффективности воспитательной работы.

Источник

Диагностика семьи является постоянным компонентом деятельности СП, на котором основывается система помощи и поддержки семьи.

Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:

объективность — заключается в непредвзятом рассмотрении проблемы;

причинность — выражается в выяснении причин возникновения и особенностей протекания того явления, которое родителями понимается как проблема;

комплексный подход – предполагает увязывание полученных данных со всем комплексом проблем воспитания и жизни семьи;

достаточность — не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний;

последовательность.

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

1) теоретическое положение — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

2) практическое положение — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Информация о семье может быть получена в ходе патронажа — посещения семьи на дому, что позволяет СП ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка), познакомиться с условиями жизни семьи, выявить возможные факторы риска (медицинские, социальные, бытовые).

Читайте также:  Показатели нормального развития ребенка дошкольного возраста

Таким образом, социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда СП находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно СП может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее.

Патронаж позволяет оценить обстановку дома, что позволяет более верно понять экономическое положение семьи; увидеть, например, бытовые условия ухода за больным ребенком, оценить отношение к нему и другим детям в семье. При этом достаточно просто увидеть, в какой комнате живет ребенок или все дети, какие у него игрушки, имеется ли специальный уголок с предметами ухода и занятий с ребенком и т.п. Оценка организации жизненного пространства семьи имеет существенное значение при планировании СП дальнейшей работы с ней. Она может повлиять на выбор конкретных действий, которые помогут устранить возникшую проблему, более отчетливо представить, насколько заботятся родители о своем ребенке.

Патронаж может проводиться и с контрольными целями: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. Такой патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью и предстоящем визите и его целях (договориться по телефону или послать письменное сообщение, учитывая при этом пожелания родителей о дате и времени встречи).

Семьи, в которых рождаются дети с аномалиями развития, потенциально относятся к группе риска. Им нужно помочь адаптироваться к ситуации рождения больного ребенка и проблемам, связанным с ней. Социальный работник на первой встрече с семьей осуществляет своеобразную селекцию семей, самостоятельно адаптировавшихся, и тех, у кого возникли серьезные семейные трудности.

Как правило, большинство семей при рождении больного ребенка испытывают материальные трудности, поскольку снижается их жизненный уровень. Выполняя организационно-посредническую деятельность, СП связывает их с официальными государственными структурами, способными реализовать гарантированные законом права таких семей.

Патронажи могут быть единичными и регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей. С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы.

Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Встреча СП с семьей в ее доме будет продуктивной, если в ней примут участие все члены семьи. В том случае, если в доме оказался кто-то из родственников или соседей, их также можно привлечь к разговору. Организованная таким образом встреча даст возможность получить всестороннюю информацию, которая пригодится при последующей работе с семьей.

Работа СП в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и СП.

2 этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3 этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости СП прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации СП формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4 этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. СП может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы СП составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). СП продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Работая с семьей, СП нередко прибегает к социальному надзору. СП использует следующие формы надзора. Официальный надзор — это надзор, осуществляемый СП по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый СП, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 33 энгельс

По результатам патронажа или осуществленного надзора составляются следующие документы: акт обследования семьи учащегося (составляется школьным СП), социальный паспорт семьи.

Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу. Все необходимые показатели измеряются и анализируются. Анализ информации, полученной в ходе изучения семьи, позволяет сделать вывод о воспитательной активности семьи, уровне педагогической культуры родителей.

Диагностика проблем семьи может осуществляться с помощью беседы, универсального метода сбора и поиска информации. Например, клиентом СП-консультанта может быть мать, сын которой недисциплинирован и непослушен. Технологически беседа выстраивается следующим образом (рассмотрим на избранном примере):

1. Начальный этап.

На этом этапе устанавливается эмоциональный контакт с собеседником, взаимоотношения «сопереживающего партнерства». Целесообразным является использование таких психологических приемов, как «сопереживание», «эмпатическое выслушивание». Матери нужно дать возможность откровенно поделиться своими трудностями, рассказать о том, как она их понимает. Важно выслушать клиента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если СП с ним в чем-то не согласен (т. е. необходимо дать человеку возможность выговориться). Недопустимы никакие упреки и обвинения в адрес матери, даже обоснованные. В результате собеседник будет восприниматься клиентом как человек чуткий, заслуживающий доверия.

2. Рекогносцировка.

В ходе рекогносцировки СП следует выявить, что собой представляет клиент. Эта информация относится к конфиденциальной и вместе с тем весьма необходимой, поскольку на ее основе СП намечает план помощи своему клиенту, семье.

3. Детальное обследование.

СП должен определить причины, которые привели к нему клиента, и установить сущность проблемы, которую предстоит решать. Устанавливается последовательность событий, которые привели к кризису в семье, причины поведения ребенка. Источниками информации являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то, как они произносятся – интонации, темп речи, изменения вокализации клиента, иные виды экспрессивного поведения.

3. Завершение.

При проведении беседы важно отсутствие посторонних лиц (желательно, чтобы никто не прерывал разговора).

Во время беседы можно предложить клиенту заполнить небольшую анкету, направленную на обобщение проблемного поля семей, выявления потребностей в определенном виде социально-педагогической помощи.

Получить достаточную информацию, полностью выявить проблему воспитания во время первой встречи не всегда удается. СП может предложить расширить состав участников следующей беседы, пригласив на нее отца ребенка, учителей и др. Такие совместное обсуждение во многих случаях дает больший эффект.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов, т.е. реализация разработанной СП программы (плана) социально-коррекционного воздействия может осуществляться путем совместной работы со специалистами, занятыми в той или иной социальной сфере.

Техника анализа проблем включает в себя следующие моменты:

— точное определение сути проблемы;

— выяснение того, как ее понимает семья;

— формирование более полного представления о ситуации, в которой оказалась семья;

— изучение причин сложившейся ситуации и представление о ее последствиях, если изменений не произойдет;

— понимание характера внутрисемейных отношений и определение собственных возможностей семьи в изменении ситуации;

— анализ окружения семьи и ресурсов, которыми оно располагает для ее поддержки;

— исследование мотивации семьи для принятия помощи со стороны СП или от других специалистов;

— изучение возможности предоставления помощи официальными структурами в соответствии с законом;

— формулирование потребности семьи в соответствии со сложившейся ситуацией и определение достижимых целей в удовлетворении этих потребностей.

Если в процессе диагностики родительских проблем выявлена не одна, а несколько проблем, требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения.

Для этого разработан рядметодов:

1. Метод ранжирования альтернатив.

Эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

2. Метод дерева целей.

Определение конкретных подцелей в решении проблемы, которые необходимо достичь на пути достижения главной.

Дата добавления: 2013-12-29; просмотров: 8161; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9818 — | 7503 — или читать все…

Читайте также:

Источник