Роль игры в развитии ребенка с нарушениями слуха

ирина чернышенко
Особенности игры у детей с нарушением слуха

Данные общепедагогических исследований (Г. Л. Выготской, А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, С. Н. Феклистовой) подчеркивают необходимость и важность игры как одной из форм организации жизни детей с нарушенным слухом, эффективным средством их общего и речевого развития, а также воспитания положительных качеств личности. Еще, организатор первого в России и Европе детского сада для детей с нарушенным слухом Н. А. Рау писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями». Впервые изучение особенностей игры глухих детей было осуществлено Г. Л. Выготской. Основное содержание исследования было направлено на выявление особенностей формирования сюжетно-ролевой игры детей дошкольников с нарушенным слухом. На основании полученных результатов ею были разработаны методические рекомендации, включающие несколько направлений формирования умения детей разыгрывать ролевые сюжеты.

Проблема игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости проведения игры у младших школьников с нарушением слуха. Они, как никакие другие дети, требует к себе особого внимания. Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Какие же своеобразия имеет игра детей с нарушением слуха, отличающие ее от игры слышащих детей. Следует отметить, что дети с нарушенным слухом играют, не менее охотно, чем слышащие. Дети неизменно получают большое удовлетворение от игр. Игры эмоционально обогащают их. Сама же сюжетно-ролевая игра формирует у детей с недостатками слуха воображение, служит средством овладения нормами и правилами социального поведения.

Со стороны содержания игры младших школьников с нарушенным слухом обнаруживают известное сходство с играми слышащих детей. Если в дошкольном возрасте у детей с нарушением слуха преобладают игры сюжетно-отобразительные, то в младшем школьном- непосредственно сюжетно-ролевая игра. Содержание игр детей со слуховой депривацией, как и слышащих, является окружающая детей действительность: в играх отражается деятельность людей и их взаимоотношения. Дети с нарушенным слухом играют, используя круг впечатлений, получаемых ими из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира ими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи, нельзя ожидать полного сходства в содержании игр детей с нарушенным слухом и слышащих детей. Сюжеты игр слышащих детей значительно многообразнее, в них шире отражается не только непосредственный, но и опосредованный опыт детей (то, что они узнают из общения с окружающими, из рассказов, сказок, бесед и т. п.). Игры младших школьников с нарушенным слухом дольше, чем у слышащих, задерживаются на уровне предметно- процессуальных, а их сюжетные игры однообразнее и проще, чем у слышащих сверстников.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта детей с нарушенным слухом, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений. Кроме того, наблюдается задержка развития игровой деятельности детей с нарушенным слухом в сравнении с играми слышащих школьников.

Многие исследователи называют игру воображением в действии. Общеизвестно, что воображение развивается лишь с развитием речи, в единстве с ней. В случаях недоразвития речи задерживается и развитие воображения, необходимое для развития игровой деятельности детей. Если в дальнейшем сама игровая деятельность становится прекрасной школой для развития воображения, то для возникновения этой деятельности необходим известный уровень развития воображения. Задержка в развитии воображения не может не сказаться на игровой деятельности детей, обедняя и упрощая ее. Наглядное мышление детей с нарушенным слухом тоже отстает в своем развитии. Несмотря на неоднократно отмечавшуюся в литературе их наблюдательность, специально проведенные исследования обнаружили неполноценность их наглядного мышления по сравнению со слышащими детьми. Стало быть, наглядное мышление тоже не может быть полноценной базой и опорой для развития игровой деятельности.

Читайте также:  Пол ребенка по неделям развитие плода и ощущения женщины

Одна из причин, вызывающих задержку развития игровой деятельности, заключается в трудности руководства этим видом деятельности. И действительно, слышащий ребенок к приходу в школу уже имеет в своем «репертуаре» целый ряд игр. Основная линия руководства играми в этом случае направлена на их обогащение и развитие; основная формула руководства – слово педагога.

У детей с нарушенным слухом дело обстоит по-иному. Сложность обучения и руководства игрой состоит в том, что возможность обогащения её с помощью речи ограничена. Все обучение этому виду деятельности осуществляется на основе показа и совместного с ребенком действия, и только потом уже слова.

Слышащий ребенок совершает первые шаги в социализации через общение со взрослыми с детьми, через восприятие информации с помощью радио, телевизора, компьютера, посещение кино, театра и т. д. Выдающийся представители отечественной психологии отмечают, что при общении ребенка к духовной и материальной культуре создаваемой обществам происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная и для слышащего ребенка, тем более для ребенка с нарушением слуха. У глухого ребенка отсутствует слуховое восприятие нет речи, нет общения. Первые шаги его социализации совершаются при помощи взрослого, а вторые шаги при помощи общения со сверстниками. Именно так глухой ребенок сможет воспринимать и усваивать социальный опыт. Где? И как? Это может происходить?

Это может происходить во время временной интеграции, когда дети с нарушением слуха интегрируется в группы детей общего развития они вместе проводят спортивные и музыкальные развлечения, занятия, прогулки, совместные праздники. И во время встречной интеграции, когда в группу детей с нарушением слуха приходят слышащие дети и они вместе играют в сюжетно ролевые игры.

Удовлетворяя желание быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Но игры других детей несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников.

Используя апробированные виды интеграции в работе с детьми с нарушением слуха мы преодолеваем не только негативное отношение к детям с ООП,но и развиваем разговорную речь, организуем слухо-речевую среду, развиваем творческий потенциал детей с ООП, передаем социальный опыт.

Игра – это воспроизведение детьми при помощи взятой на себя роль и использования различных игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношение. В ходе игр «какие – либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводится ребенком в других, игровых обстоятельств».

Удовлетворяя желание быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Источник

Светлана Учеватова
Особенности игр детей с нарушением слуха

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Её огромное значения для психического развитие ребёнка. Возникновение игры у ребёнка связанно с развитием предметной деятельностью. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры.

Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Тематика их игр значительней беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становится подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленять существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющими основными для данной игры. Они копируют в игре внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть.

Читайте также:  Родительские собрания в начальной школе роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудности замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребёнку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов заместителей связанно с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением слуха без специального обучения не формируется.

Педагогические условия развития игры.

Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию должны быть созданы необходимые условия в течении дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в разных формах: в свободное деятельности детей, на прогулке, на занятиях.

В течении дня выделяются несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в знакомые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм.

Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случайным. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами.

Необходимо иметь сюжетно- образные игрушки (куклы, игрушки- животные, игрушки- двигатели (машины, каталки и др., строительный материал, костюмы и атрибуты для игр- драматизаций.

Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки для повседневных игр должны быть доступны детям. Оборудована комната куклы, спальня, кабинет врача. В младших группах таблички с названиями игрушек. В старших группах можно иметь небольшие тексты, позволяющие детям развернуть общение в связи с игрой.

Важным условием обучения детей с нарушением слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы –заместители, показывает возможные роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем необходимо понимать, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребёнка.

Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связанны с другими разделами программы.

Взаимосвязь между разделами позволяет обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал.

Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

Источник

ирина чернышенко
Исследование на тему «Значение игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха»

Цель исследования: изучить роль и место игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха.

Задачи исследования: дать общую характеристику игровой деятельности младших школьников; рассмотреть особенности игры у детей с нарушением слуха; рассмотреть особенности воспитания младших школьников с нарушениями слуха с помощью сюжетно-ролевой игры.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Читайте также:  В чем автор видит роль взрослых в развитии самосознания ребенка приведите четыре положения

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения.

Благодаря использованию игр в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Особенности игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха.

Проблема игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости проведения игры у младших школьников с нарушением слуха. Они требует к себе особого внимания. Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Преодоление страхов и отрицательных эмоций.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта детей с нарушенным слухом, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений. Кроме того, наблюдается задержка развития игровой деятельности детей с нарушенным слухом в сравнении с играми слышащих школьников.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников с нарушением слуха.

Сюжетно-ролевые игры детей с нарушенным слухом имеют некоторые особенности по сравнению с играми слышащих детей:

1. В играх детей с нарушенным слухом обращает на себя внимание чрезмерная детализация предметных действий. Дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются на их играх. Не умея самостоятельно выделить в воспринимаемом самое существенное, такие дети, нередко, в своих играх подражают всем частным особенностям, которые для слышащих не имеют такого важного значения. Сюжет заслоняется выполняемыми предметными действиями, снижается уровень игры.

2. Довольно типична для младших школьников с нарушенным слухом склонность к педантичному копированию окружающей действительности. Так, вместо того, чтобы творчески войти в роль, дети очень часто просто подражают конкретным людям, воспроизводя их действия.

3. Зачастую в играх детей с нарушенным слухом можно обнаружить тенденцию к стереотипности действий. Дети стремятся к механическому повторению одних и тех же действий, одних и тех же слов, одних и тех же ролей, стремятся воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремятся к простому повторению предыдущих игр на эту тему.

4. В играх детей с нарушенным слухом очень значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит только одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как сразу же у него находится несколько «последователей», которые начинают слепо во всем ему подражать. Зачастую вся игра некоторых детей бывает построена на простом подражании действиям одного из детей. Подражая кому-нибудь, сам ребенок в ряде случаев не вносит в игру от себя ни одной детали.

5. Для детей с нарушенным слухом характерно, что они безоговорочно подчиняются правилам игры, диктуемым ее логикой, и педантично их придерживаются.

Исследование показало, что у младших школьников с нарушениями слуха имеются отставания в развитии словесно-логического мышления и речи. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с такими детьми, используя современные воспитательные методики.

Чем благоприятнее созданы условия для развития глухих школьников, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

Источник