Дневники развития ребенка н а менчинской

Дневники развития ребенка н а менчинской thumbnail

Предисловие

ОТ РЕДАКТОРА

Дневники родителей, отражающие ход развития ребенка, являются одним из наиболее ценных материалов для детской психологии. Систематически ведущийся дневник дает относительно полную историю развития ребенка. Другие методы исследования (например, наблюдения и эксперименты, проводимые в детском саду или в школе) позволяют глубже проникнуть в своеобразие отдельных этапов развития, но они сами по себе не могут дать такой полной картины всего хода развития ребенка, какую рисует правильно веденный дневник. По такому дневнику можно проследить на протяжении ряда лет формирование психических качеств личности ребенка, возникновение и развитие отдельных психических процессов. Только дневник, ведущийся самым близким к ребенку человеком, дает возможность подметить первые проявления отдельных психических свойств или процессов.

Дневник Н А Менчинской представляет большую научную ценность прежде всего потому, что автор его — видный психолог, много работавший по вопросам детской и педагогической психологии. Н. А Менчинская знала, что именно нужно наблюдать, знала, как проводить наблюдение. Иногда, не ограничиваясь простым наблюдением, она проводила со своим сыном небольшие эксперименты, дававшие возможность вскрыть то, что оставалось недоступным неопытному наблюдателю. В этом отношении публикуемый дневник выделяется из всех напечатанных до сих пор дневников русских авторов.

Другой ценной особенностью публикуемого дневника является то, что он захватывает больший период времени, чем это делается обычно в дневниках родителей. Автор вышла за пределы дошкольного детства и отразила в своем дневнике первый год школьной жизни своего сына — период исключительно важный в истории психического развития ребенка.

Наконец, особенный интерес представляет этот дневник потому, что Саша, «герой» этого дневника, это — советский ребенок наших дней, родившийся в годы второй Сталинской пятилетки, переживший Великую отечественную войну.

Н А. Менчинская стремилась всесторонне охарактеризовать развитие своего сына. В известной мере ей это удалось. Естественно, однако, что отдельные стороны психического развития Саши оказались освещенными более глубоко и подробно, чем другие. Больше всего материала записи Менчинской дают по вопросу о развитии мышления и речи. Отдельные вопросы речевого развития Саши представлены с почти исчерпывающей полнотой. Как специалист по вопросам психологии арифметики, Н А. Менчинская сумела дать единственные в своем роде по тонкости и детальности наблюдения за развитием навыков счета и зачатков «арифметического мышления». Очень большой интерес представляют, на мой взгляд, записи, говорящие о развитии воли ребенка, о первых проявлениях у него чувства долга Особенную ценность имеют те места дневника, в которых отразились первые проявления советского патриотизма ребенка.

Такова ценность дневника как научного источника для детской психологии. Но значение этой книги шире. Ее с интересом будут читать не только специалисты, психологи и педагоги, но и широкие круги родителей, кровно заинтересованных в вопросах воспитания. Книга Менчинской ставит много актуальных и острых вопросов семейного воспитания. Не следует искать в дневнике решения этих вопросов, данного в общей форме. Это не руководство по воспитанию, но это очень поучительный рассказ о том, как шло воспитание ребенка в здоровой советской семье, притом семье научных работников, специально занимающихся вопросами педагогики и детской психологии. Они, естественно, допускали отдельные ошибки в воспитании своего ребенка, но они относились к этим ошибкам сознательно и стремились возможно скорее и эффективнее исправить их. Автор дневника не скрывает тех педагогических трудностей, с которыми она сталкивалась, и тех ошибок, которые она допускала. Она говорит о них полным голосом, стремится возможно глубже разобраться в них с тем, чтобы найти пути преодоления трудностей и исправления ошибок Читая эту книгу, не следует забывать, что это не обобщение — научное или художественное. Это — подлинный жизненный документ, в котором отражены в неразрывном единстве общее и частное, типичное и случайное. Вычленение общих закономерностей, отделение типичного от случайного — дело тех исследователей, которые будут работать над этим дневником, сопоставляя его с другими жизненными документами: другими дневниками, материалами наблюдений и экспериментов. Этой задачи автор дневника перед собой не ставил и не мог ставить. Но свою задачу автор выполнил: он дал подробную историю развития и воспитания в семье одного советского ребенка. Это — не глава из педагогики или из детской психологии, но это один из тех камней, на которых строится здание подлинно научной психологии и педагогики.

Действительный член Академии педагогических наук РСФСР, профессор Б. М. Теплов.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

В этой книге дана история жизни одного ребенка от рождения до 8 лет.

Дневники родителей чаше всего ограничиваются периодом дошкольного детства, но автор этого дневника продолжал свои заметки, захватив и 7-летний возраст ребенка. Это диктовалось, прежде всего, стремлением показать в известной завершенности жизнь ребенка в период Великой Отечественной войны и ее влияние на него. Победное окончание войны знаменовало поворотный пункт и в биографии этого отдельного ребенка. Помимо этого, первый год пребывания в школе имеет особое значение в любой детской биографии. Именно в этот период обнаруживаются сильные и слабые стороны дошкольного воспитания, со всей силой выявляются некоторые намечавшиеся ранее черты характера и наблюдается очень тонкий в психологическом отношении переход от дошкольника — к школьнику — ребенку, занявшему новое место в жизни.

Автор дневника — психолог и мать, отсюда понятна та двойная задача, которая стояла перед ней при ведении записей. Книга ни в какой мере не претендует на то, чтобы быть руководством по воспитанию, ибо такое руководство не может быть написано на основе истории воспитания одного ребенка. Тем не менее, каждая мать сможет здесь найти ряд моментов, которые напомнят ей свои собственные трудности, удачи и неудачи, помогут ей проанализироватъ их и более уверенно двигаться вперед в сложном деле воспитания.

Дневниковые записи о развитии психики отдельного ребенка, несомненно, являются необходимым материалом для построения науки — детской психологии. Однако закономерности развития детской психики нельзя выводить на одном ребенке. Поэтому автор и считал своей задачей дать правдивое и документальное описание развития ребенка и воздерживался от широких истолкований и обобщений, от той или иной психологической интерпретации.

При ведении записей я исходила из следующих принципов.

  1. 1. Я пыталась описывать явления в их развитии, стремясь зафиксировать тот момент, когда то или иное явление или психологический факт появилось впервые. Затем я прослеживала его дальнейшую судьбу и те изменения, какие оно претерпевало. Но, естественно, что осуществление этого принципа мне полностью не удалось; нередко из поля зрения ускользали или первоначальный момент появления какого-либо процесса или промежуточные ступени его развития, или, наконец, иногда ускользал завершающий этап.
  2. 2. Нередко я переставала быть пассивным наблюдателем и активно вмешивалась в процесс, внося, таким образом, в свои наблюдения элемент «экспериментирования». Так, например, я неоднократно пыталась вызвать у восьмимесячного ребенка подражание речи и, когда это не удавалось, стремилась вызвать подражание движению. Или я начинала ребенка в 1 г. и 2 м. «обучать» счету, причем в данном возрасте я и не рассчитывала на успех, но меня интересовало, что в этом сложном счетном процессе им усвоено будет в первую очередь и т. п. Хочется предупредить того читателя, который будет искать в этой книге прежде всего решения вопросов воспитания, что такое «экспериментирование» осуществлялось для того, чтобы лучше выявить, как формируется тот или иной процесс, но в целях воспитания оно является, конечно, ненужным.
  3. 3. В своем дневнике я пыталась, по возможности, всесторонне охарактеризовать развитие личности ребенка: развитие его воли и характера, изменение его отношения к людям (детям и взрослым, близким и чужим, друзьям и врагам), отношение к родине, к учению, особенности его игровой деятельности на разных возрастных этапах, начатки трудовой деятельности, развитие его мышления и речи.Полностью реализовать этот принцип мне не удалось, и одни стороны развития личности оказались более ярко и детально раскрытыми (как, например, развитие мышления и, в частности, числовых представлений), другие же (например, развитие движений) остались вопреки стремлениям автора в тени, а третьи (и таких — большинство) оказались раскрытыми не во всей их жизненной полноте.
  4. 4. Описывая развитие психики ребенка, я стремилась возможно более полно обрисовать тот воспитательный фон, на котором происходило это развитие, специально останавливаясь на характеристике воспитательных приемов и пытаясь проследить, какое воздействие они оказывали.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

13.02.2020

«Каждый важен» — концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности

22.01.2020

Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление»

17.01.2020 19:39:00

«Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка»

Медиатека

Все ролики

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка доктор комаровский видео

Имя  Начало  Окончание  Цена +доставка  Ставки

Дневники развития ребенка н а менчинской

Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери.

500.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 2002г.

280.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и м…

199.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. РЕДКОСТЬ!!!!

150.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет

450.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Развитие личности ребенка Н.Ньюкомб

7.00$

Дневники развития ребенка н а менчинской

Развитие личности ребенка. Н. Ньюкомб. 8-е издание.Питер. 2003

250.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Мать и Дитя энциклопедия развития вашего ребенка

300.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики

140.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Берковиц Р. Н., Эйгес Н. Р. Дневник матери

500.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

1935 год. Книжка развития ребёнка. Охрана матери и младенчества

300.00 р.  

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики

410.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

450.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Кулакова Н. И. Развитие ребенка в первый год жизни

127.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Кулакова Н.И. Развитие ребенка : второй год жизни : Практический курс для родителей

150.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

кн10г 1974 Мещеряков Слепоглухонемые дети Развитие психики ххххх А

500.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Аксарина Н. М., Кистяковская М. Ю. и др Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет

149.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики

400.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Толстой С.Л. Мать и дед Л.Н. Толстого. Очерки жизни, дневники, записи и письма по неизданным мат.

3500.00 р. Торг уместен

Дневники развития ребенка н а менчинской

Я91 Н.НОВОТОРЦЕВА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Пособие для родителей и педагогов в 3-х кн.! Цена за 1 кн

80.00 р.

Уточните поиск:  букинистика воспитание детей развитие ребенка ребенок

Дневники развития ребенка н а менчинской

книга МАТЬ И ДИТЯ энциклопедия развития вашего ребенка С-П., 2002, НЕВА, ЛАВРЕНОВА, ЛАВРЕНОВ

130.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Лавренова Г. В., Лавренов Ю. В. Мать и дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка

299.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Школьникова Н.В. Игры для развития речи детей 5-6 лет. Витебск Педагог 1992г.

150.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста.

350.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста.

350.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Дневник Машеньки или энциклопедия развития ребенка с первого дня жизни до 2-х лет

100.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

И.Н.Малахова «Первые шаги в мире звуков» 1977г Изд-во «Знание»

30.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Н.Курочкина ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ. ВРЕМЕНА ГОДА. 2004 г

40.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Н.Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ. 1996 г

50.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии.

90.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка

426.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Островская И., Мошкевич Э. Развитие ребенка от рождения до 3 лет. Рахит Заочные курсы для матерей

1400.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Л.А.Венгер,Э.Г.Пилюгина,Н.Б.Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка

70.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника

90.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Книга «Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей» Кулакова Н.И.

320.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Варкки Н.,Калинина Р., Программа творческо-эстетического развития ребенка. Серия: Детская психологи…

100.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

О.В.Еремеева, А.В.Митрошенков, Мать и дитя. От беременности до трех лет

250.00 р.  

Дневники развития ребенка н а менчинской

Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. Готов ли ваш ребенок к школе 6-7 лет (2000)

120.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Жукова Н. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. 2008 г.

180.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993.

1000.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7

90.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Альтгаузен Н. Туберкулез у детей Заочные курсы для матерей

1400.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду.

100.00 р.  

Дневники развития ребенка н а менчинской

«Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления» Розов Н.Х., Рейхани Э., Боровских А.В.

170.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Григорьева В.Н. Игрушки для детских садов. 1966 г.

4000.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Жукова Н.; Волина В.; Ундзенкова А. и др. Завтра в школу (2001)

150.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Книга Н. Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ С Рубля!

1.00 р.  

50.00 р.  

Дневники развития ребенка н а менчинской

Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

100.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Ткаченко Н. А. Букварь. Раннее обучение чтению. От 2 лет. М., АСТ 2016 г.

300.00 р.

Дневники развития ребенка н а менчинской

Е.Н.Вавилова Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя детсада

100.00 р.  

Показать еще 50 …

Источник

Дневники развития ребенка н а менчинской

Расстановка ударений: ДНЕВНИ`К РАЗВИ`ТИЯ РЕБЁНКА

ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — систематическая запись наблюдений за ходом развития ребёнка на протяжении всего детства или какого-либо отдельного его периода. Ведётся родителями, воспитателями, а также специалистами-исследователями.

Первые попытки записи наблюдений за ребёнком относятся к концу 18 в. и связаны с распространением в психологии и педагогике идеи развития. Уже в 1787 нем. врач Д. Тидеман опубликовал Д. р. р. Однако лишь начиная со 2-й пол. 19 в такого рода дневниковые записи приобрели более систематич. характер и получили развитие в ряде стран, в т. ч. и в России. Большую ценность представляют «Наблюдения за жизнью ребёнка» (1877) Ч. Дарвина. Значительное влияние на распространение дневниковых записей имела книга нем. учёного В. Прейера «Душа ребёнка» (1882). Из числа рус. авторов Д. р. р. следует отметить А. Левоневского, В. Рыбникову-Шилову, Э. Станчин-скую и др. В сов. психологич. науке богатый материал о развитии ребёнка дан у Н. А. Менчинской. Большую работу по собиранию и систематизации дневниковых материалов проделал Н. А. Рыбников.

Наряду с дневниками, всесторонне характеризующими одного ребёнка или группу детей (напр., у Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, Менчинской), имеются также дневниковые записи развития отдельных психич. процессов, напр. речи (В. Штерн, А. Н. Гвоздев). В нек-рых дневниках записываются не только данные наблюдений, но и результаты экспериментов. Особый характер носят дневниковые записи при сравните льно-психо л огич. исследованиях (напр., у Н. Н. Ладыгиной-Коте, сопоставлявшей развитие ребёнка и детёныша шимпанзе).

Для успешного ведения Д. р. р. требуется известная психологич. подготовка, наличие заранее разработанного плана и систематичность в проведении и фиксации наблюдений. Запись должна носить строго объективный характер, чтобы констатируемые факты не смешивались с субъективными домыслами и произвольным толкованием полученных данных. Дневники, ведущиеся без соблюдения этих требований, могут служить лишь вспомогательным материалом для науки.

Д. р. р., систематически ведущийся опытным и внимательным наблюдателем, является ценным материалом для детской психологии. Хотя другие методы (прежде всего различные виды эксперимента) позволяют глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, однако ни один из них сам по себе не может дать такую полную картину общего хода психич. развития, какую рисует правильно ведущаяся дневниковая запись длительных систематич. наблюдений за ребёнком. Изучение дневниковых записей способствует нахождению правильных методов педагогич. воздействия на ребёнка.

Лит.: Левоневский А., Мой ребёнок, СПБ, 1914; Рыбников Н., Введение в изучение ребёнка, 2 изд., Минск, 1921; Рыбникова-Шилова В. А., Мой дневник, [Орел], 1923; Станчинская Э. И., Дневник матери, [М.], 1924; Павлова А. Д., Дневник матери, М., [1924]; Ладыгина-Коте Н. Н., Дитя-шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, М., 1935; Фигурин Н. Л. и Денисова М. П., Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года, М., 1949; Гвоздев А. Н., Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка, ч. 1 — 2, М., 1949; Meвчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957.

А. В. Запорожец. Москва.

Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Источник

Менчинская Наталья Александровна

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Менчинская Наталья Александровна (1905-1984) — доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л.С. и Лурия А.Р. Менчинская внесла заметный вклад в психологию обучения, в понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.

Менчинская Н.А. — автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: «Психология обучения арифметике» (1955); «Психология усвоения знаний в школе» (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским, 1959); «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах» (в соавторстве с М.И. Моро, 1965); «Вопросы умственного развития ребенка» (1970); «Психологические проблемы активности личности в обучении» (1971) и др. Изданный при участии М. (как автора и ред.) в 1971 сб. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга «Развитие психики ребенка. Дневник матери» (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Менчинская Наталья Александровна (1905–1984) — российский психолог. Основная область исследования — педагогическая психология.

Менчинская Н.А. изучались закономерности усвоения знаний, обоснованы эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, вопросы методики и психологии обучения арифметике («Очерки психологии обучения арифметике», 1955).

Литература

  1. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
  2. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М., 1962 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
  3. Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач. М., 1946
  4. Очерки психологии обучения арифметике. М., 1950
  5. Психология обучения арифметике. М., 1955
  6. Развитие психики ребенка (дневник матери). М., 1957
  7. Психология применения знаний к решению учебных задач. М., 1958 (ред.)
  8. Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1961 (ред.)
  9. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965 (в соавторстве с М.И. Моро)
  10. Психология решения учащимися производственно-технических задач. М., 1965 (ред.)
  11. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. М, 1968 (ред.)
  12. Вопросы умственного развития ребенка. 1970
  13. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971 (ред.)
  14. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
  15. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996
  16. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М. -В., 1998

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

  • Россия

Библиография: 

  • Менчинская Н.А.

Источник