Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста самообразование

Татьяна Бакина
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»

План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Цель: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

— Создание условий для формирования грамматического строя речи.

— Совершенствование грамматического строя речи через игру.

— Активизация словаря детей посредством игровых приемов и упражнений.

Актуальность

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.

Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра — ведущий вид деятельности ребенка — дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2018 г. — Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

— Подбор методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет — сайтах. Оформление плана работы по самообразованию. Выявление и обоснование актуальности проблемы

Октябрь

2018 г. — Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

— Составить картотеку игр для развития речи дошкольников. Оформление выставки и составление картотеки игр

Ноябрь

2018 г. — Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»

— Выставка детских рисунков для родителей Оформление консультаций для родителей, выставка рисунков

Декабрь

2018 г. — Папка-передвижка «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»

— Подбор игр, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста Оформление картотеки игр, папки передвижки

Январь

2019 г. — Консультации для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»,

Читайте также:  Gakken японские принципы развития ребенка скачать pdf

«Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника». Оформление консультаций для родителей

Февраль

2019 г. Папка передвижка «Игры на развитие внимания» «Как разнообразить игровую деятельность» Оформление папки-передвижки

Март

2019 г. Подбор скороговорок и чистоговорок, способствующей правильному развитию речи дошкольника Оформление картотеки чистоговорок и скороговорок

Апрель

2019 г. Подготовить консультацию на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Оформление консультаций для родителей

Май

2019 г. — Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

— Выставка пособий, наглядного материала, игр, конспекты занятий для педагогов

Источник

наталья сандыбаева
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»

План работы по самообразованию

Воспитатель Сандыбаева Наталья Михайловна младшей группы

Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Цель: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

— Создание условий для формирования грамматического строя речи.

— Совершенствование грамматического строя речи через игру.

— Активизация словаря детей посредством игровых приемов и упражнений.

Актуальность

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.

Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра — ведущий вид деятельности ребенка — дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Литература

А. А. Вахрушев «Здравствуй мир!»; А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; А. К. Бондаренко «дидактические игры в детском саду»; Т. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»; О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»; О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным миром и социальным окружением»; А. Г. Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»; Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»; С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

Читайте также:  Сферы воздействия на развитие ребенка в семье

Перспективное планирование по самообразованию на 2016 — 2017 учебный год

Месяц Мероприятия Цель

Сентябрь 1. Создание в группе предметно-развивающей среды.

2. Подбор методического оснащения.

3. Пополнение методической копилки

4. Разработка перспективного плана.

способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Октябрь 1. Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

2. Составить картотеку игр для развития речи дошкольников.

1. обучать детей играм в разных видах деятельности

(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).

2. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к играм.

Ноябрь 1. Консультация для родителей «Роль игры в развитие речи дошкольников».

2. Выставки детских рисунков для родителей.

продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Декабрь 1. Методическая разработка «Развитие речи дошкольников через игру»

2. Выступление на педсовете с докладом из опыта работы «Развитие правильной речи детей через игровую деятельность»

1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Январь 1. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников.

2. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». сформировать навыки

самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

развить творческие способности,

любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

Февраль 3. Папка передвижка «Игры на развитие внимания» «Как разнообразить игровую деятельность»

развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Март 1. Выпустить брошюру с обобщением опыта

2. Показ мероприятия родителям и педагогам продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Апрель 1. Подготовить консультацию на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

1. вызвать у детей эмоциональный отклик через загадку;

2. воспитывать любовь к фольклору, народному творчеству;

3. учить детей внимательно слушать загадку, понимать их смысл, выявлять характерные признаки того предмета или явления, о котором идет речь в загадке;

4. развивать у детей слуховое восприятие, воображение, мышление в процессе отгадывания загадок.

Май 1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

2. Выставка пособий, наглядного материала, игр, конспекты занятий для педагогов

2016-2017 учебный год

Источник

Мария Карасени
Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цель:

• Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.

Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Исходя из поставленной цели, нами намечены следующие задачи:

1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.

2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Приучать детей к умственному труду.

Анализ имеющейся информации по теме проекта. В первую очередь, мы изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта, а также провели ряд мероприятий, которые помогли ответить на вопросы: Как влияют дидактические игры на восприятие и развитие ребенка дошкольного возраста.

Сбор, накопление материала по теме проекта:

• Изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта;

• Создание каталога игр;

• Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.

А также провели консультации для родителей:

1. Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям»

2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

3. Выставка «Игры, какими я играю дома»

4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»

Что узнали интересного?

Общая характеристика дидактических игр

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно — образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Читайте также:  Периоды развития ребенка по гундобину

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход», уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку», формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки, развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях, а игровые действия — для детей раннего и младшего возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста).

Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.

Учится, играя — идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается — блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Методическое обеспечение:

В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».

Большая аппликация игр и поделок. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе».

Хрестоматия – «Волшебная шкатулка»

Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.

С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир».

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе».

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

И. М. Коротков «Подвижные игры детей».

Е. А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».

Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».

Л. В. Куцакова «Конструирования и ручной труд в детском саду».

«Оригами «Сборник № 1

В. А. Грек «Рисую штрихом».

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».

М. А Касицына «Дошкольная математика».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка».

Л. Ф. Тихомирова «Развитие внимания и воображения дошкольников».

В. П. Новикова «Математика в детском саду».

Д. Т. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».

О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?».

В. П. Новикова «Математика в детском саду 5-6лет».

В. П. Новикова «Математика в детском саду подготовительная группа».

Источник