Роль игры в коррекции развития ребенка

Роль игры в коррекции развития ребенка thumbnail

Елена Герасимова
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Игра дает первые возможности для самовоспитания дошкольника, развития произвольной регуляции его поведения, так как в игре ребенок должен соотносить свое поведение с требованиями принятой на себя роли. Игра оказывает терапевтическое воздействие на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т. е. Отреагировать на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутанны и неприятны. Игра для дошкольников – наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Таким образом именно игра позволяет ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить 2 основных направления практического использования игр в работе дошкольников:

1 направление – «недирективная игровая терапия».Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослым. (Взрослый избегает директив, указаний и оценок, ребенок играет так как ему захочется.)

2 направление — использование в практике специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребенка, обучать его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игру детей можно достаточно оценить, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Большинство нормально развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где трудно найти слова.

Если же детские проблемы внешне малоизвестны, «не бросаются в глаза», то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих «незаметных факторов» на психическое развитие ребенка достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.

Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными.Одна из самых существенных — нарушение состояния здоровья ребенка: наличие легкой симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний.

Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребенок нуждается в благоприятной социально – психологической (развивающей) среде, включающее специально организованное предметно – игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Двигательные движения способствуют удовлетворению потребностей ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя. Выполнение физических упражнений в игровой терапии предполагает сознательную установку на достижение результата действия, которые способствуют конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т. д.

Использование движений позволяет ребенку выразить психическое состояние через выполнение упражнений с эмоциональным и мимическим отражением замысла.

Для детей, имеющих отклонение в поведении, выразительность движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает у них умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними и внешними проявлениями; развивает психофизические качества.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.

Обучая движениям в игровой терапии, мы оказываем влияние на здоровье ребенка, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональное состояние ребенка, т. е. на его внутренний мир.

Читайте также:  Организация комплексной диагностики развития ребенка

С детьми, имеющими отклонения в эмоционально — волевой сфере, могут наблюдаться различные нарушения.Например: дети не точно воспринимают, не запоминают последовательность всех элементов движения. Присутствие торопливости, вспыльчивости, импульсивности, агрессии, застенчивости, тревожности, не умения сосредотачиваться на своем теле, расслабляться мешают ребенку.

Важная особенность игровой терапии состоит в том, что перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания же, добытые собственными усилиями сознательнее усваиваются и прочнее запоминаются.

Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у детей с нарушением поведения возникают быстро, после короткого латентного периода, также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых игровых примерах.

Не мало важную роль в игровой терапии играют дыхательные движения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. В таких упражнениях, где детям предлагается сидя на полу делать глубокий вдох и выдох на определенный счет. Усложняя задания, можно чередовать дыхательные упражнения со звуками. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. через выразительные движения ребенок может самовыражаться. Общение, влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для его развития и, прежде всего на его готовность жить и участвовать в коллективе, его психологическую готовность к школе.

В программу коррекционных занятий важно включать перекрестные телесные упражнения.

Функциональные упражнения «Колпак мой треугольный», «Море волнуется…», «Руки — ноги», «Чайничек с крышечкой», «Черепаха», «Буратино» помогает детям развивать концентрацию внимания и двигательного контроля, а также снимать импульсивность.

Включая в занятия когнитивные упражнения, мы формируем двигательную память у детей. Например; в упражнение «Движение», предлагается детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторять их как можно точнее и в той же последовательности.

Для эмоционального развития и развития взаимоотношения со сверстниками применяем коммуникативные упражнения.Например: «Золотая рыбка», «Маска», «Голова-мяч», «Сиамские близнецы», «Сороконожка».

Агрессивное состояние детей корректируется так же функциональными упражнениями.Например: «Рубка дров», «Танцы противоположности» в этой игре участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой – веселый.

Использование заклинаний в игре «Тух-тиби-дух» помогает избавиться против плохого настроения, обид и разочарований.

Применение в занятиях визуализации помогает вообразить несуществующий объект, явления или событие.

«Визуализация цвета», «Визуализация человека, а также визуализация геометрических фигур, волшебника, водопада помогают развивать мозолистое тело, и следовательно интегрировать работу мозга. Используя упражнения на релаксацию, особенно если ребенок отличается повышенной эмоциональностью, агрессией появляется возможность снимать эмоциональное напряжение путем внушения. Ребенок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые «Команды» — специальные формулы внушения в стихотворениях. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

Коррекционная работа должна включать различные игровые виды массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Так, один и тот же массаж можно использовать частично, для работы с детьми другой возрастной группы или вне занятий.

Таким образом, в процессе игровой терапии дети становятся сильнее психологически и физически, т. е. коррекционные игры и упражнения могут быть эффективным средством преодоления трудностей в поведении дошкольников и должны применяться в повседневном педагогическом процессе ДОУ. Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных достоинств детей со стороны родителей и воспитателей, установление доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в различных видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие умений само регуляции поведения.

Источник

Инна Зайцева
Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми

Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми.

Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Читайте также:  Психодиагностика нарушений развития у ребенка

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольника, то здесь встают два основных вопроса. Первый вопрос о том, как сама игра возникает в развитии, вопрос о происхождении игры, второй вопрос — какую роль эта деятельность играет в развитии, что означает игра как форма развития ребенка в дошкольном возрасте. Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребёнка в этом возрасте?

По мнению Выготского Л. С. с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте. Игра для ребёнка дошкольника – это борьба. Первое ребёнку хочется получать удовольствия от игры, но есть игры, которые требуют правил конкретно которым нужно следовать, т. е. если ребёнок не научится, то и удовольствия от процесса игры он не получит.Есть инстинктивные игры: «Дочки – матери», в этой игре девочки берут куклы и ими движет инстинкт, да, да, именно материнский инстинкт. По вспоминанием из своей жизни девочки точно также как и их матери качают кукол, пеленают, несут за них ответственность.

По мнению Д. Б. Эльконина (1978, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

В коррекционной работе успешное обучение и овладение детьми необходимыми умениями и навыками зависит не только от построения педагогом, но и структуры дефекта у ребёнка.

Для каждого вида отклонения применяется определённая методика или игровая технология.

Я рассматриваю игры для детей своей категории дефекта — Задержка Психического Развития.

Игры я разделила на некоторые группы:

— Игры с цифрами и числами;

— игры путешествия во времени;

— Игры на ориентирования в пространстве;

— игры с геометрическими фигурами;

— игры на развития словесно логического мышления;

Я придерживаюсь позиции Выготского, что всё таки игра для ребёнка не может быть основным видом деятельности тем более в старшем подготовительном возрасте, она, является преобладающим видом деятельности. Т. е. обучение необходимо строить в игровой форме. Тем более, что ребёнку с ЗПР трудно взять какую либо развивающую игру и обыграть её самостоятельно на первых парах, даже инстинктивные игры для детей с нарушением эмоционально — волевой сферы иногда создают трудности.

Я предлагаю вашему вниманию развивающую игру, на закрепление математических представлений. Это модуль от игры «Твистер». В дошкольном возрасте дети нашей группы не очень охотно играют в эту игру, так как именно действие и подчинения правилам отталкивает их от игры. Я решила, применить её на закрепление числового ряда.

Правила игры: стрелка показывает на число, необходимо найти по счёту нужного цвета круг и встать на него указанной ногой и т. д.

Закрепляем числительные, какой по счёте сверху — снизу, т. е., как считать в разных направлениях.

Второй вариант этой игры:

Белое поле помогает нам развивать способность ориентироваться на листе бумаге и в пространстве, надеваем шапочки маски, например геометрических фигур и просим детей встать в указанном направлении.

Из опыта:

В самостоятельную деятельность этот игровой модуль попал детям и был интересен, когда изучалась тема «Космос». Дети играли в звёздных воин, конечно здесь можно было бы и порадоваться, но с учётом того, что никто и не вспомнил, что может быть и мирное изучение космоса, конечно же немного огорчило меня.

Заключение:

В заключении хотелось бы вспомнить слова И.Канта: «Предметы, которым обучают детей, должны подходить к их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничанье, модничанье, тщеславие». То же можно сказать и об играх. Которые мы предлагаем нашим детям.

Источник

Общеизвестно,
что дидактические игры являются одним
из эффективных средств сенсорного
воспитания детей, формирования
познавательной деятельности, обретение
ими социального опыта, норм и правил
поведения.

Читайте также:  Период развития ребенка от 1 до 3 лет называется

Существующая
классификация дидактических игр выделяет
три основных вида: с игрушками и
предметами; настольно-печатные; словесные.

Основными элементами
дидактической игры являются: содержание,
обучающая задача, игровые действия и
правила. Для этого в содержание
дидактических для детей с отклонениями
в развитиивклоючаются те сферы жизни,
которые дети трудно усваивают в реальном
обучении.

В свете этого
содержание дидактических игр может
решать задачи знакомства с объектами
и явлениями окружающей действительности
посредством игровой ситуации.

Важным
средством коррекции недостаточности
умений управлять своими эмоциями для
детей с отклонениями в развитии являются
дидактические игры с правилами. Они
дисциплинируют детей, корригируют их
психоэмоциональную неустойчивость.

Эффективное
влияние на развитие детей дидактические
игры имеют за счет интереса ребенка к
игровому действию, которое стимулирует
не только его активность, но и побуждает
их к поиску правильного решения и
получению чувства удовлетворения от
решенной задачи.

Универсальность
обучающих возможностей дидактических
игр состоит в том, что их можно использовать,
как на различных видах занятий, в быту,
трудовых действиях, так и в общении
между детьми.

В связи с
этим в коррекционной педагогике
дидактическая игра пользуется особой
популярностью из-за возможности наиболее
эффективно влиять ее средствами на
отклонения в психофизическом развитии.

Детям с отклонениями
в развитии свойственны нарушения
формирования образного мышления в
анализе и синтезе признаков предметов
окружающей действительности. Из-за
этого процесс классификации и сериации
предметов и объектов окружающей,
значительно сложнее.

Формирование
способности анализа игровых ситуаций,
дидактического задания является
органической частью всех игровых
действий. От понимания сути игровых
действий зависит качество выполнения
задания, результат игры.

В связи с
этим, от детей требуется умение быть
внимательным, собранным и активным, так
как дидактические игры ставят детей в
условия выделения существенных,
основополагающих причинно-следственных
связей, которые обусловливают результат
исполнения.

Если в простом
дидактическом задании ребенок после
нескольких попыток решит задание, не
получает положительного результата,
то он отказывается от выполнения
заданий. В дидактической игре желание
выиграть усиливает желание продолжить
игру.

Практическая
выраженность игровых действий стимулирует
наиболее длительный интерес к игре,
повышая уровень их интеллектуальных
возможностей, корригируя эмоционально
— волевую сферу, формируя самооценку и
активность личности ребенка.

На фоне первичного
дефекта, несмотря на разницу его
этиологии, у детей с отклонениями в
развитии, наблюдается нарушение
предметно-практических действий, которые
носят замедленный характер, а качество
их исполнения страдает, результаты
действий значительно снижены.

Недостаточность
контактов с окружающей средой на фоне
первичного дефекта приводит к снижению
уровня навыков общения, обеднения
психоэмоциональных проявлений и
выражений, что свойственно всем детям
с проблемами в развитии.

Все выше перечисленное
может успешно корригироваться с
применением дидактических игр. В этом
случае подбор дидактических игр
осуществляется в соответствии с теми
дидактическими задачами, которые
целенаправленно влияет на процесс
коррекции отклонений в развитии.

В дидактических
играх, как ни в каких других обучающих
ситуациях, можно научить детей способам
обследования предметов, различения,
узнавания и сравнения.

Таковы игры
“Подбери такой же”, “Найди такого же
цвета”, “Узнай по вкусу” и д отли ругие
, в которых дети не только учатся
анализировать признаки, но и дифференцировать
объекты по сходству и различию, а это
то, что необходимо формировать у всех
детей с отклонениями в развитии.

Дидактические
игры учат детей систематизировать
предметы по сходным и отличительным
признакам, а это то, что страдает у всех
детей с проблемами в развитии. В этом
случае благодаря игровому действию
дети наиболее сосредоточенно работают
над выполнением сложной для них задачи.

Через дидактические
игры возможно корригировать недостаточность
внимания, наблюдательности, сообразительности
и памяти.

Дидактические
игры являются одним из эффективных
средств коррекционного — развивающего
обучения, целью которого является
преодоление различных затруднений в
умственной, трудовой, бытовой и учебной
деятельности.

Средствами
дидактической игры имеется возможность
стимулирования инициативы ребенка и
его стремления к достижению поставленной
цели.

Важно в работе с
детьми, имеющими проблемы в развитии
создавать условия для самоутверждения
за счет выигрыша в соревновательных
играх. Особенно важно им преодолевать
чувства неуверенности в себе из-за
недостатков предметно-практической
деятельности, трудностей оречевления
предметных действий, неточности знаний,
умений и навыков.

Соседние файлы в папке книги по тифло

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник