Организация комплексной диагностики развития ребенка
Светлана Алексеевна Андрюхина
Комплексное обследование детей — залог объективной диагностики речевого и познавательного развития
За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.
В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
В связи с этим очевидна актуальность комплексного обследования в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей с дошкольного возраста.
Оценка и процедура проведения диагностических заданий могут быть различными в зависимости от целей диагностики. Цель комплексной диагностики — оценка уровня развития интеллектуальных операций, познавательных процессов, речевого развития.
Чтобы дать количественную и качественную оценки уровня развития ребенка, следует соблюдать общие правила проведения обследования:
необходимо установить с ребенком контакт, основанный на доверительном стиле общения, поддерживать действия ребенка при выполнении заданий, не говорить ребенку о допущенных в ходе обследования ошибках;
В первую очередь в комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.
Комплексный подход в диагностике всегда должен быть многоуровневым. Этот подход последовательно охватывает уровни развития сенсорных функций, психики, моторики и речи ребенка. В дальнейшем он предусматривает определение речевой, интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, поведенческой деятельности ребенка, уровень овладения им различных навыков. Обязательным исследованием при комплексной диагностике считается исследование состояния зрения, слуха, двигательной сферы, психоневрологического и речевого статуса.
Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка.
Целью комплексного логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на развитие в целом.
Построение работы учителя — логопеда невозможно без качественной комплексной диагностики речевого развития ребенка. В основном в своей работе используют классические методики логопедического обследования: Иншакова О. Б «Альбом для логопеда», альбом Володиной, и др.
Данные методики подразумевают исследование каждого составляющего компонента речевой деятельности (лексики, грамматики, звукопроизношения).
Использование комплексной логопедической диагностики позволяет решить следующие задачи:
— выявить нарушения в звукопроизношении (искажения, замены, смешения) и состояние слоговой структуры слова;
-определить, насколько сформированы грамматические категории в речи ребенка;
— выяснить соответствие уровня словарного запаса возрастной норме;
— исследовать мыслительные способности ребенка;
-определить умение выделять слова с заданным звуком из ряда слов.
— пронаблюдать навыки коммуникативного взаимодействия со взрослым.
Перед началом работы для нахождения личностного контакта используется игровой персонаж. Это может быть любая яркая дидактическая игрушка,с помощью этой игрушки достаточно просто провести обследование артикуляционного аппарата ребенка, предложив выполнить с игрушкой несколько простых артикуляционных упражнений. Данный прием позволяет расположить дошкольника к взрослому и облегчить установление контакта.
Результаты обследования можно фиксировать на диктофон или с помощью бланков.
Тщательное изучение каждого дефекта речи у ребенка позволяет выбрать коррекционную методику, строго применимую к данному ребенку в зависимости от его психоэмоциональных и речевых возможностей. Педагог-логопед должен сам являться образцом правильной речи. Во время занятий с ребенком не допускаются: суета педагога, раздражение, окрики, повышенный тон, передразнивание и передергивание слов.
В заключении можно сказать что комплексное обследование значимо при объективной диагностики речевого и познавательного развития т. к.
Если раньше основной задачей было выявление отставания в умственном развитии, то в настоящее время необходимо тонко дифференцировать степень и характер нарушений умственного и речевого развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить особенности нарушений психического развития. Все это имеет важнейшее значение, так как от этого зависит какую программу обучения ребёнок может осваивать, и какое образовательное учреждение он будет посещать в дальнейшем.
Источник
Ранний период развития ребенка от рождения до трех лет выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Особенностью центральной нервной системы новорожденного является ее значительная морфологическая и функциональная незрелость по сравнению с организмом взрослого. Дальнейшее ее развитие будет происходить в послеродовом периоде, причем большая длительность периода постнатального созревания имеет определенный смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкой дифференцированной адаптации к условиям среды, возможность безграничного обучения не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. В постнатальном развитии нервной системы имеет равнозначное значение как нарастание массы мозгового вещества, так и образование и дифференциация межнейронных связей. В формировании интермодальных и интромодальных связей огромную роль играет активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется лишь при помощи взрослых.
В первые годы жизни ребенок проходит путь от существа беспомощного к человеку мобильному, социально активному. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно-потребностной сферы, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности.
Раннее детство — наиболее значимый этап с точки зрения психолого-педагогического воздействия. В связи с этим исключительно важное значение приобретает ранняя дифференцированная диагностика отклонений в развитии. В случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика даст возможность максимально раннего начала коррекционно-педагогической работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии. Причиной тому является необычайная пластичность мозга в раннем возрасте, его чрезвычайная восприимчивость к внешним воздействиям. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с компетентно подобранными программами медицинской коррекции и коррекционно-педагогической работы могут в значительной мере, а иногда и полностью, нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, будут являться мощными факторами профилактики детской инвалидности.
Отправной точкой коррекционно-педагогической работы является комплексное пролонгированное обследование ребенка. В ходе такого обследования выявляется наличие факторов медицинского, генетического и социального риска, происходит функциональная идентификация, определяется фактический уровень психофизического развития ребенка.
Систематизированное диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов, так как оно позволяет не только выявить латентные отклонения от нормативных показателей, но и проследить взаимосвязь между формированием отдельных функциональных областей развития. Таким образом, координация работы специалистов различного профиля происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, позволяет прогнозировать дальнейший план действий, служит основой для определения содержания, форм и методов «раннего обучения».
Комплексное обследование индивидуальной структуры нарушений развития предполагает определение степени первичного дефекта, характеристик патологических синдромов, сопутствующих заболеваний, соматического состояния ребенка, характера влияния социальных факторов на уровень его развития. Причем социальные факторы играют определяющую роль в картине развития. Л.С. Выготский показал в своих исследованиях, что эта закономерность проявляется как при наличии здоровья, так и при отсутствии его. Проблема патогенных воздействий социальной среды имеет особое значение в раннем возрасте, так как из-за незрелости мозга приводит к выраженным отклонениям психофизического развития. Вредные факторы, нарушающие взаимодействие ребенка с социумом, особенно в первые дни и месяцы жизни, тормозят, деформируют процесс созревания мозга, патологически влияют на функционирование сложной системы межанализаторных связей. Разделение в структуре дефекта симптомов болезни и проявлений дизонтогенеза имеет большое значение для дифференциации методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику вторичного дефекта, возникающего вследствие взаимодействия ребенка с неадекватной средой. Поэтому непреходящее значение в процессе ранней комплексной диагностики имеет социальный блок.
Не менее важным в процессе обследования ребенка раннего возраста является медицинский блок, относящийся к компетенции врача-клинициста. В процессе медицинской диагностики выявляется структура ведущего нарушения и осложняющих его расстройств, специфика течения данного патологического процесса, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии, патогенеза, преимущественной локализации поражения или задержки созревания центральной нервной системы. Определяется психоневрологический, соматический и антропометрический статус ребенка, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции (от срочного хирургического вмешательства до пролонгированного восстановительного лечения). На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и зарубежными авторами. В одних случаях диагностический материал представляет собой перечень нормативных показателей развития по отдельным функциональным областям (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева Программа ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» и др.). В других — предлагается обобщенная схема обследования уровня развития ребенка в определенный возрастной период (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, В.Н. Ярыгин Мюнхенская функциональная диагностика и др.).
Необходимо отметить, что отдельные отечественные методики ранней диагностики и оценки нервно-психического развития отражают лишь общий алгоритм развития, последовательность и сроки формирования функций. Однако они не учитывают индивидуальных особенностей созревания любой анатомо-физиологической системы, в рамках которых опережение или отставание в становлении какой-либо функции рассматривается не как отклонение от нормы, а как специфическая особенность индивидуума.
Психолого-педагогический блок, относящийся к компетенции специалистов из области специальной педагогики и психологии, представляет собой диагностику актуального уровня развития ребенка по основным функциональным областям методом тестирования. Анализ результатов комплексного диагностического обследования позволяет сделать необходимые организационные и научно-практические обобщения, отраженные в графической диаграмме.
Подробное изучение результатов диагностического обследования ребенка является определяющим моментом в формировании педагогической компетентности родителей. В условиях раннего выявления отклонений в развитии ребенка и соответственно раннего начала стимулирующего воздействия трудно переоценить роль родителей в педагогическом процессе. Педагогическая деятельность родителей как параспециалистов позволяет с максимальной эффективностью решать задачи индивидуального обучения ребенка при условии активного участия разных специалистов (врачей, педагогов, психологов).
«Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» разработана коллективом сотрудников под руководством Л.И. Аксеновой.
Программа позволяет решить следующие задачи:
■оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем;
■оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка;
■прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Структура «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» состоит из трех блоков (рис. 16):
Рис. 16. Структура ранней комплексной диагностики развития ребенка.
1. Социальный блок представлен в форме социального паспорта семьи. Он предполагает определение социального статуса семьи, который включает изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и подразделяется на социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бытовых условий проживания, уровень материального благополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Результаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отражены значимые аспекты диагностики микросоциума.
2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает анализ медицинской документации, включающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также заключения врачей: психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ортопеда. Содержание заключений вышеперечисленных специалистов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо задачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка. Данные медицинского обследования обобщаются и представляются в виде заключения об оценке психоневрологического, соматического и антропометрического статуса ребенка.
3. Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц для обследования детей. Содержанием этого блока является диагностика реального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе анализа литературных источников и практического опыта формирования нормативных показателей развития по основным функциональным областям:
1. Слуховое восприятие (для самых маленьких).
2. Зрительное восприятие (для самых маленьких).
3. Сенсорное развитие.
4. Движения общие.
5. Движения рук.
6. Предметная деятельность.
7. Речевое развитие.
8. Самообслуживание.
9. Социальное развитие.
Основополагающим критерием оценки уровня сфор-
мированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не «маркировать» ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется количественными и качественными изменениями от момента ее появления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2-3 месяцами.
Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом по паспорту, а может иметь тенденцию как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей. Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет», так как данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы абилитации ребенка, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Он представлен двумя видами диагностических таблиц.
Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от 0 до 12 мес. — зрительное восприятие, слуховое восприятие, развитие общих движений, развитие движений руки, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, социальное развитие. Второй вид таблиц включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от 1 года до трех лет — сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой деятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие.
Организация ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет включает 2 основных этапа: подготовительный и операционный.
1. Подготовительный этап содержит:
■диагностику социального статуса семьи;
■диагностику соматического и психоневрологического статуса ребенка.
2. Операционный этап предусматривает:
■организацию процедуры обследования ребенка специалистом-дефектологом с учетом нижеизложенных
требований к ее проведению;
■заполнение по результатам обследования психолого-педагогического блока;
■составление профиля развития ребенка.
Для получения объективного представления об уровне развития ребенка важно создать оптимальные условия при организации процедуры обследования.
Требования к проведению процедуры обследования следующие: учет целей и задач обследования; учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования; учет временных факторов; учет состояния ребенка в момент обследования; учет поведения родителей во время обследования.
Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорта, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от 7 мес. кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка 2-3 года жизни используются детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, а если ребенок взволнован, держать его на руках. В отдельных случаях педагог может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника. Процедура оценки уровня развития ребенка может быть организована как в условиях семьи, так и в условиях медико-психолого-социального центра, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), службы медико-социальной экспертизы, дошкольного учреждения. Домашнее обследование зачастую бывает более информативным, так как ребенок.не испытывает стресса от незнакомой обстановки. Если его обследуют в учреждении, то ему необходимо дать некоторое время (20-30 мин) для адаптации. В это время, когда к ребенку не предъявляют никаких требований, очень эффективно наблюдение его поведенческих реакций, оценка стиля общения родителя и малыша.
Большое значение для получения надежных и как можно более объективных данных имеет состояние ребенка при обследовании. Сонливость, усталость, плохое самочувствие окажут негативное влияние на результаты обследования и будут способствовать получению недостоверной картины.
Оптимальное время обследования — через 1,5-2 ч после кормления. Существует большая вероятность, что именно в этот промежуток времени ребенок будет сыт, бодр и работоспособен.
Наблюдение за ребенком проводится в ситуации общения с педагогом, с родителями, со сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе наблюдения целесообразно вести протокол, фиксируя в нем все эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, а также реплики или поступки окружающих (детей и педагогов), вызвавшие эти реакции. Наблюдение за ребенком наиболее информативно, если оно проводится не менее 2-3 раз. Оценку развития ребенка следует начинать с заданий, соответствующих его паспортному возрасту, а в случае недоношенности — биологическому возрасту. Возраст ребенка 1—3 лет оценивается «с недостатком», т. е. округляется в сторону уменьшения до величины, присутствующей в таблице (ребенка в возрасте 1 г. 4 мес. оцениваем по графе 1 г. 3 мес.). В том случае, если ребенок не в состоянии выполнить задания, предлагаются задания, рассчитанные на предыдущий возраст. Полученные результаты сопоставляются с данными развития отдельных функций в норме. Для того чтобы определить, какому возрасту соответствует развитие функциональной области в целом, следует найти среднее значение по обследованным показателям данной функциональной области. Для этого суммируются значения верхних границ нормы сформированности функции и полученное значение делится на количество показателей. Полученный результат может совпадать с паспортным возрастом ребенка, превышать его или оказаться меньше.
На основе полученных средних значений по всем функциональным областям составляется профиль развития. Профиль развития является показателем уровня актуального развития ребенка, а также фокусирует ведущее нарушение в картине развития. При развитии, соответствующем возрастной норме, профиль представляет собой прямую линию. При задержанном или искаженном развитии профиль отражает наиболее проблемные звенья в развитии ребенка.
Заключительным этапом обследования является прогнозирование развития ребенка и выбор стратегии конструирования его индивидуальной программы обучения, а также организационных форм обслуживания ребенка и семьи (консультирование, посещение группы кратковременного пребывания, домашнее визитирование и пр.).
Источник