Роль дополнительного образования в развитии ребенка

Роль дополнительного образования в развитии ребенка thumbnail

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Читайте также:  Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник

Дополнительное образование является одним из важнейших сегментов образования как социального института. Дополнительное образование является дополнительным уровнем образования.

Дополнительное образование, — считает А.Г. Асмолов, — поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития». В учреждение дополнительного образования ребенок приходит по собственному желанию и пытается пробовать себя в различных ролях для удовлетворения своих социокультурных и образовательных потребностей. Поэтому дополнительное образование должно быть ориентировано на обеспечение разнообразных видов и форм деятельности ребенка, развития разумных потребностей и способностей, на психолого-педагогическую поддержку его стремления к саморазвитию.

По мнению В.В. Давыдова и других отечественных педагогов и психологов (Т.В. Абрамовой, Г.Н. Панкратовой и др.), хорошая сформированность жизненно важных знаний и умений, а также достаточно

высокий уровень психического развития наиболее характерны для большинства детей, посещающих дошкольные учреждения.

На раннем развитии детей, а именно в дошкольном возрастеименно учреждения дополнительного общественного воспитания, к которым относятся студии раннего развития, предоставляют детям многообразие различных видов «радостной» деятельности, обеспечивают условия для организации детского сообщества, без которого не может быть полноценного и, прежде всего, социального развития — овладения способами общения со сверстниками, познания самого себя через познание возможностей и особенностей других детей, формирования оценки и самооценки и т.п.

По мнению Л.Н. Буйловой, «дополнительное образование — это процесс добровольно избранного человеком освоения вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального профессионального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов, склонностей и способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека».

Основным предназначением дополнительного образования детей, по мнению В.А. Березиной, является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей ребенка.

Таким образом, дополнительное образование представляет собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Ключевая цель развития дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях России определяется его предназначением: стать значимой сферой социальной политики. В условиях развития российского образования необходимость современного дополнительного образования обусловлена требованиями модернизации образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Дополнительное образование детей — это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых, безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Индивидуальная траектория развития обучающихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей. Тем самым современная система дополнительного образования реализует свой воспитательный и культурный потенциал, внося вклад в непрерывное образование обучающихся.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие способностей ребенка

Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования, совершенствование содержания дополнительного образования, его организационных форм, методов и технологий, мониторинг состояния системы дополнительного образования, организация развития деятельности общественных детских организаций, новые подходы государства к развитию воспитания как приоритетному направлению в системе образования — все это заставляет педагогический коллектив нашего учреждения работать на изменения в организации образовательного процесса, изменения в технологиях обучения и воспитания, перестройку в управлении учреждением, т.е. работать в режиме развития.

Осознание ребенком разрыва между требованием задачи и имеющимися у него возможностями является важнейшим источником внутренних мотиваций обучения, воспитания и развития. В связи с этим в настоящее время к педагогу дополнительного образования предъявляются высокие требования, так как именно он должен мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессионально-педагогическую компетентность. Такой педагог поддерживает творческую активность ребенка с момента обсуждения с ним замысла задачи, а затем проектирует образовательную среду, чтобы доказать ребенку в процессе совместной образовательной деятельности, что он справится с новой задачей, дарит радость познания мира, открытия в себе творческих возможностей и чувства, что твои достижения нужны другим людям. Задачей педагога дополнительного образования является организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить свою творческую индивидуальность.

Педагогика дополнительного образования — это педагогика поддержки творческого развития ребенка, в котором обучение и воспитание неразрывно связаны. Сегодня дополнительное образование детей обладает уникальным образовательным (воспитательным) потенциалом, расширяет возможности всей системы непрерывного образования, играет существенную роль в его модернизации — в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания. Последовательность усложняющихся созидательных задач определяет логику, как отдельной образовательной программы, так и коллективной проектной творческой деятельности.

Общеизвестно, что реализация индивидуальных путей развития в личностно-ориентированной парадигме дополнительного образования детей возможна лишь при условии соответствующей подготовки педагогов. Только творческий педагог может воспитать творческое отношение к жизни, научить воспитанника преодолевать неизбежно возникающие трудности. Развитие современной сферы дополнительного образования детей России актуализирует новые требования к уровню квалификации педагогических работников.

Педагог дополнительного образования должен быть и профессионалом в своей области, и профессиональным педагогом. Кроме того, он не только несет ответственность за знания, умения и навыки обучающихся в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных и личностных проблем; он может стать значимым для ребенка, уважаемым и любимым. Следовательно, он должен владеть современными педагогическими и технологиями социального творчества, освоить позиции тьютора, фасилитатора, адвоката детства и т.п.

Компетентностный подход в учреждениях дополнительного образования детей предполагает новое понимание его результата, который заключается в приобретении ребенком нового социального опыта, что создает предпосылки для его дальнейшей, более успешной адаптации в социуме, повышения его конкурентоспособности на рынке труда в постоянно изменяющихся условиях. Применение же в образовательном процессе наиболее эффективных технологий — информационных, развития креативного мышления, рефлексии, коммуникативных, социального проектирования и др. — выступает гарантом качества дополнительного образования.

Педагоги дополнительного образования должны обладать незаурядными личностными качествами: личность может быть воспитана только личностью. Стремление педагога к самосовершенствованию важно, так как он — посредник между ребенком и духовными ценностями прошлого и настоящего. Через педагога воспитанник входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

Педагог дополнительного образования работает с детьми в их свободное время, выделенное ими (или их родителями) для организации собственного досуга, общения, реализации потенциального интереса к определенному виду деятельности. При этом он должен учитывать, что результат обучения достигается не только в рамках освоения дополнительной образовательной программы, так как могут измениться личные интересы учащегося, ценностно-ориентированные запросы семьи и т.п. Необходима специальная подготовка педагога, позволяющая ему приобрести опыт проектирования и реализации дополнительных образовательных программ, содержание которых определяют личностно-значимые проблемы детей и подростков.

Читайте также:  Физ развитие ребенка по месяцам

Основными ресурсами государственного управления системой дополнительного образования в Санкт-Петербурге являются: административный, нормативно-правовой, экономический, кадровый, демографический, этноконфессиональный. социокультурный, информационный, интеллектуальный, образовательный, социально-психологический, коммуникативный, инновационный; ресурсы формирования общественного мнения и самоорганизации. В предметной типологии управленческих ресурсов выделены пять групп ресурсов: экономические, административные и нормативно-правовые, организационные, социокультурные, комплексные.

Основные управленческие ресурсы, используемые в системе дополнительного образования

Рис. 2 Основные управленческие ресурсы, используемые в системе дополнительного образования

Таким образом, из рис. 2 видно, что в основе управления системой дополнительного образования лежит определенный комплекс управленческих ресурсов. Безусловно, что один ресурс, например, только экономический не может обеспечить полноту управления. Соответственно необходимо, что работал механизм всех ресурсов.

К экономическим ресурсам, которые обеспечивают систему дополнительного образования, относят: источники и средства обеспечения функционирования системы социальной помощи: непосредственно финансовые ресурсы, материально-технические ресурсы и производственные ресурсы.

Кроме того, следует выделить три группы управленческих ресурсов системы дополнительного образования по характеру носителя ресурса.

Существуют три уровня субъектного управления системы дополнительного образования, а именно:

  • — Государство;
  • — системы дополнительного образования;
  • — объект — человек.

Все три уровня взаимосвязаны друг с другом и распределены в рамках ресурсов косвенного воздействия (государства), вспомогательного воздействия и прямого воздействия (непосредственно на объект).

К правовым ресурсам системы дополнительного образования следует отнести правовые акты.

На современном этапе развития образования, в процессе реформирования системы образования за последние годы была проведена значительная работа в деле совершенствования ее законодательной базы.

Конституция Российской Федерации устанавливает общий объем государственных гарантий в части обеспечения прав граждан на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Обеспечение государственных гарантий реализуется посредством формирования и исполнения государственного заказа на образование.

На современном этапе развития, в России, в рамках модернизации системы образования действует «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:

  • · модернизация образования как института социального развития;
  • · приведение содержания и структуры образования как образовательной услуги;
  • · развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Также большое значение имеет План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р.

Конкретизирует нормы Конституции РФ о праве на образование — недавно принятый новый Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

В настоящее время, в региональных системах образования России происходят глубокие перемены, обусловленные как переходом в новое тысячелетие, так и демократическим строительством в нашем государстве, а также модернизацией образования на основе нового законодательства.

Вопросы реализации государственной образовательной политики субъектами Федерации и муниципальными уровнями образования требуют серьезного внимания не только управленческих, но и научно-педагогических кругов, органов исполнительной власти всех уровней. Это тем более важно, так как существующее законодательное обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием нуждается в уточнении с учетом новых элементов межбюджетных отношений, реализуемой в стране административной реформы, поставленных временем вопросов о соучредительстве образовательных учреждений и других аспектов современной образовательной политики.

Долгое время обсуждался и принимался новый закон об образовании.

Неоднократно законопроект Федерального закона «Об образовании» от 14.11.2011 обсуждался как со стороны политиков, общественных инициативных групп, а также деятелей образовательной системы. Наконец закон об образовании был принят и вступил в силу в 2013 г.

В новом законе об образовании дополнительное образование регулируется в главе 10, ст. 75 и 76. В данных статьях определяется понятие дополнительного образования, дополнительные общеобразовательные программы, а также система дополнительного профессионального образования.

экономический семья социальный образование

Источник