Роль чтения в развитии речи ребенка

«Роль чтения
в формировании психически и нравственно здоровой личности» 

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                    Стецова Т.Ю. воспитатель                              МАДОУ №219

 « детский сад комбинированного вида»

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

Например,

— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок на мошок
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.

Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Читайте также:  Развитие ребенка с его рождения презентация

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Читайте также:  Воспитание ребенка раннего развития диагностика

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 

Наверх

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области

 Статья:
« Роль детской книги в речевом развитии дошкольника»

                                          Подготовила воспитатель  Прокопенко О.Д.

Разви́тие ре́чи   — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением   средствами как устной, так и письменной речи,  Речевые процессы тесно связанные с памятью, мышлением, воображением, эмоциями

      Именно  дошкольный возраст — это период активного развития у ребенка этих процессов, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область « Речевое развитие».  

 Одной из задач образовательной области      « Речевое развитие по ФГОС является  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.  

Речь развивается в единстве с мышлением и   усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и приёмы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от простого к более сложному.

Почему детям необходимо читать книжки.

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга   помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

 Книги для детей от 0 до трех лет должны быть очень короткими, их задача — описывать только одно событие и содержать много повторов и рифм. А  взрослым нужно читать эти тексты эмоционально, с изменением выражения и тональности голоса.  Дети в возрасте до двух-трех лет обожают так называемые малые фольклорные формы: потешки, песенки, прибаутки, которые обычно сопровождаются соответствующими движениями.

Как выбрать лучшие книги для детей до 3 лет  

  • Страницы — из прочного, толстого картона
  • Цвета – умеренно яркие.
  • Иллюстрации — простые и реалистичные.

На странице должно быть одно изображение или простой сюжет, чтобы ребенок мог легко найти соответствие между текстом и картинкой. При этом изображения должны быть максимально приближены к реальности, то есть собака может быть черной или рыжей, но не синей или зеленой, да и одежды на ней быть не должно.

Чем интереснее будет наполнение книги, тем больше она понравится ребенку, поэтому  выбирать издания с «пушистыми» страницами, «квакающими» или «гавкающими» вставками, тайными окошками и раскрасками.  

  Книги для ребенка 3-4 лет — это книги о других детях, различных животных, явлениях природы, правилах жизни, всяческих бытовых или игровых ситуациях . Список книг для чтения в 3-4 года должен содержать произведения, которые расширяют кругозор ребенка, помогают выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир

Содержание   должно быть увлекательным и не оказывать травмирующего действия на психику ребенка. При этом лучше  читать не целый сборник сказок, а отдельные маленькие книжки, где есть иллюстрации к каждой ключевой сцене. Необходимость иллюстраций для детей 3-4 лет объясняется тем, что ребенку в таком возрасте очень сложно воспринимать устный рассказ, поскольку он еще не может представить описанную в нем ситуацию.  

Детям 4 лет, которые уже научились воспринимать простые сказки, можно почитать более сложные книжки. Среди них «Федорино горе», «Мойдодыр», стихи С.Маршака, ряд народных сказок   Иными словами, рассказ или стих может состоять уже с нескольких эпизодов и быть более длинным. Дошкольнику для восприятия таких книжек требуется достаточно большой запас слов. Красочные иллюстрации этих историй остаются по-прежнему важными.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Кроме художественных книг, ребенку 3-4 лет также стоит  читать развивающую литературу. Это могут быть и различные энциклопедии,   книги-инструкции по изготовлению тех или иных поделок.  

 Книги для детей 4-5 лет уже достаточно сложны по сюжету. Ребенок уже способен прогнозировать, домысливать содержание читаемой книги, комментировать прочитанное, давать оценку описываемым событиям, выбирать книгу для чтения самостоятельно, обосновывая свои литературные предпочтения. 

Выбирая книги для детей 4-5 лет, нужно видеть цель, на которую направлено чтение: учитывать умения, которыми должен владеть ребенок в этом возрасте.

Среди них:

— отвечать на вопросы;

— оценивать героев и их поступки — давать простые характеристики («Какой волк?» — «Злой, страшный, серый»; «Какая Снегурочка?» — «Красивая, добрая»);

— пересказывать простые истории и читать наизусть небольшие стихотворения.

Этим задачам хорошо отвечают СКАЗКИ.

Обычно в них несложные и понятные сюжеты, четко разграничены добро и зло.  

При этом,  обсуждать  нужно каждую прочитанную книгу. Так  ребенок обучается анализу текста. Ребенок вырастет, привыкнув думать, а не просто «глотать» книги механически. Задавать вопросы разного характера: кого ребенок жалеет, кого поддерживает, а кого нет? Наказан ли «плохой» герой, справедливо ли это?

 Дети в возрасте 5-6 лет уже готовы к большим книгам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети пятилетнего возраста с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах.  

Парадокс: для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать увлекательные истории.   Тщательно продуманные образы, полностью задействованное пространство, скрупулезно прорисованные детали создают особую, отличительную атмосферу виммельбухов. Такие книги для рассматривания пользуются бешеной популярностью и сейчас находятся в топах всех книжных хитов.

Находилки-развивалки, они же гляделки или виммельбухи, появились в России не так давно и сразу нашли как поклонников, так и противников.   Называть эти книги можно по-разному, но суть их одинакова.  Главная особенность заключается в том, что в виммельбухах  много картинок и практически нет текста. Картинки заполняют все пространство разворота и отличаются тщательно прорисованными деталями. Количество деталей не поддается счету, их необыкновенно много. Картинки предполагают развитие разных сюжетных линий. Книги рекомендованы для детей не младше двух, так как размер изображения для раннего возраста мелковат. Находилки-развивалки изготовлены из плотного картона и насчитывают от 7 до 10 разворотов. Обычно при их изготовлении используют большой формат А2, но есть и уменьшенные дорожные варианты.

  Картинка порождает множество вопросов у ребенка в раннем дошкольном возрасте, и взрослым нужно быть готовым удовлетворить любопытство  ребенка. На каждой странице таится множество разных историй, их нужно суметь увидеть. Рассказчиками сначала могут выступать только родители или педагоги, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Заинтересовавшись ребенок, будет сам стремиться рассказать свою сказку. Тем более, что многие дети придумывают истории, когда представляют, что читают обычные книги с красочными картинками.

 Находилки-развивалки позволяют быть автором, рассказчиком, чтецом, слушателем. При каждом исполнении рождается новый неповторимый сюжет.  Всегда можно предполагать разное развитие событий, устанавливать новые взаимосвязи, знакомиться с новыми словами и понятиями.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства.  В промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. В этиой связи развивающие возможности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение – все это формируется благодаря общению с книгой.

В заключении я хочу привести стихотворение:

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской —
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)

Источник