Роль чтения в развитии и воспитании ребенка

«Роль чтения в формировании психически         и нравственно здоровой личности» 

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

  Детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в  детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в начальной школе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Они переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Круг чтения  у младших школьников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего школьника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенок читает и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Эти произведения ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, заставляет двигаться, развивать речь. Детский фольклор также способствует эстетическому развитию детей и необходим детям для тренировки интеллекта.

 Ребенку младшего школьного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям 1-2 класса. Таким образом идет воспитание таких чувств как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее. При чтении стихотворений ребенок развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки, а читая книги о веселых приключениях ребенок учится обладать чувством юмора.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта школьника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей школьного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения школьников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для дошкольника и понималось им, школьнику будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 7-9 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения ребенку сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет любого человека на какие-то свершения, дела, действия.

Вибирая книгу ребенку следует помнить и о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка школьного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-школьнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность школьника.

Все эти приоритеты, заложенные в школьном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 

Источник

Ксения Хмельницкая
Роль чтения в воспитании дошкольника

Открытие мира

Детство – время непрерывной цепи открытия. Все ново, все познается без напряжения. Если ребенку давать дополнительно интересную информацию, то развитие области его познания значительно расширится. Это взрослые понимают и стараются ускорить процесс познания мира.

Как необходимое звено в цепи открытия мира – открытие мира через мудрость литературы и устного творчества русского народа, его преданий, традиций.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы фольклора и русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, развивает умение чувствовать красоту, образность и ритм родной речи.

От рождения детям не свойственно сопереживание. Это чувство необходимо развивать. Большие возможности для развития сопереживания представляют семейные взаимоотношения, отношения между сверстниками, кризисные ситуации. Подобные ситуации обсуждаются в группе на занятиях. И здесь большую помощь оказывает художественная литература, просмотр мультфильмов с соответствующей смысловой нагрузкой. После чтения художественной литературы и просмотра мультфильмов обязательным развивающим условием является проведение беседы взрослого с детьми.

Успешная социализация детей происходит в процессе включения их в культуру своей страны и своего народа. Приобщение детей к социокультурным ценностям народа происходит через праздники и соблюдение традиций, понятных детям. Семья – это социальная и психологическая основа развития полноценной личности ребенка-дошкольника. Именно в семье с первых лет его жизни должно начинаться ознакомление ребенка с фольклором и литературными произведениями разных жанров. Потешки, загадки, прибаутки, колыбельные и детские песни – все надо слышать малютке, это бесценный дар предыдущих поколений, с этим багажом ему понятнее будет его край, его Родина, люди, которые живут рядом.

Потом к ребенку придет длинная сказка, рассказанная на ночь или прочитанная. Когда мы с ребенком за книгой вместе, а не отдельно у телевизора или планшета – у нас есть контакт, опыт которого пригодится ему в будущем. Рассказывая сказку, мы можем помочь ему преодолеть свой страх, научить вежливости, терпению сопереживанию. Былинные герои увлекают мужеством, Василиса Прекрасная — мудростью, Аленушка — любовью к братцу. Во всех сказках добро побеждает зло, это важно для ребенка, вступающего в мир.

В детском саду дети фактически не умеют читать, а читающие дети еще не могут осознать полностью прочитанного, поэтому в этом возрасте так необходима помощь взрослого, помощь направляющей руки друга. Детям доставляет огромное удовольствие слушать чтение воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, искать положительных героев, выявлять правильные поступки, находить родное, близкое в художественных произведениях. Любой ребенок готов многократно услышать ту или иную сказку, рассказать стихотворение. И чем лучше получается, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и воспитанию гражданственности.

Значение литературы в воспитании ребенка нельзя переоценить. Она объяснит, что капризничать – это нехорошо, бросать в беде близких людей – совсем плохо и т. п. С доброй целью Лев Толстой написал рассказы для детей, которые понятны детям дошкольного возраста. Они рассчитаны именно на воспитание добрых чувств, в помощь родителям и педагогам в коррекции взаимоотношений детей, отношения их ко взрослым и окружающей действительности.

С самого раннего детства ребенок должен слышать стихи, и тогда он будет любить поэзию. Рифма учит познавать гармонию звуков, способствует умственному развитию, развивает память, выразительность речи, усиливает воображение. Это факт. Для детей встреча с любимыми стихами – это праздник. И, конечно же, любовь к стихам мы используем в воспитательном процессе, в частности, по воспитанию будущих граждан России.

Нас беспокоит небрежение памятью своего рода, заслугами отцов и дедов. Мы замечаем снижение интереса к прошлому своих городов и сел, невнимание к памятникам истории и культуры. Поэтому будем работать в деле воспитания гражданина всеми приемлемыми ребенком способами, в том числе и литературным наследством. В нем есть память человеческого рода, оно есть рупор человеческой мысли. Открывая книгу, которая проверена веками, в которой есть мудрость, мы даем ребенку ключик к познанию мира.

Источник