Кто такой сегодня ребенок с проблемами в развитии

Кто такой сегодня ребенок с проблемами в развитии thumbnail

Дети с проблемами в развитии – кто они?

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.

Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в  ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. 

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

 Психологические особенности детей с нарушениями речи

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

ЗПР

     Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

      Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Клара Самойловна Лебединская выделяет  четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

— конституционального происхождения;

— соматогенного происхождения;

— психогенного происхождения;

— церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти  и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти,  нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка.  Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и  развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно  отражается на интеллектуальной  продуктивности.

Читайте также:  Центр развития ребенка новые черемушки

 ЗПР церебрально-органического генеза

Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР.  Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза.   Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей  наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением  когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:

— легкая умственная отсталость;

-умеренная умственная отсталость;

— тяжелая умственная отсталость;

— глубокая умственная отсталость.

Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими  и домашними навыками.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное,  непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 — 3 летнему возрасту.

Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.

Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:

Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка — не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего — речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.

У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.

Читайте также:  Ребенку два года отстает в развитии

Источник

КТО  ТАКОЙ  СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК  С  ПРОБЛЕМАМИ  В РАЗВИТИИ?»

Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ  СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК  ТАТЬЯНЫ  АЛЕКСЕЕВНЫ.

Современный мир сложен, многообразен: трудно сказать, комфортно ли в нём, и нам – взрослым, и детям.

Мы точно знаем, как им (детям) жить и чему для этого надо учиться. А нужны ли конкретные знания ребёнку с проблемами в развитии? Это мы, взрослые, адаптируем их «неразумных детей» к нашему образу жизни, к нашему мышлению, к нашему обществу. Мы старательно делаем их, такими же, как мы. Пусть любят мир, который мы и создали для них же.

Есть некое содержание информации, которое надо «вживить» в ребёнка.  Методы могут быть гуманными, а могут быть и насильственными. Задумываемся ли мы над тем, что потенциально присутствует в ребёнке? Как развернуть то уникальное, индивидуальное, заложенное природой в этом цветке?

Наша среда обитания, несущая любовь и тепло, не всегда защищает ростки жизни.

Ребёнок с проблемами в  развитии  прежде всего – БОРЕЦ. Ему самостоятельно,  даже в присутствии взрослых, приходится преодолевать барьеры: понятийной, речевой, двигательной деятельности. Он  не строит «розовые  замки», он  не может «прогнуть» этот мир под себя,  он – обустраивается, не  конфликтуя,  в том  пространстве, где  приобретает опыт сравнивания, ассоциаций.

Ребёнок с проблемами в развитии – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ. Он сам движется по топям и лугам жизни. Он строит собственный образ, то есть, образуется. Значит, он – ТВОРЧЕСКАЯ  ЛИЧНОСТЬ.

У взрослых множество дидактических принципов, частных методик, технологий, множество моделей учебно-воспитательного процесса, стандарты, программы,  планы. Взрослые вкладывают в ребёнка всё желаемое, а он в процессе познания выполняет задания по подобию, по образцу, в совместной деятельности. Но, если ребёнку предоставить свободу, он сотворит из материала что – то своё, не похожее на запрограммированную инструкцию.

Поэтому, ребёнок с проблемами в развитии – ПРАКТИК. Недоступность объёма и осмысления  подлежащего усвоению материала,  даёт ему право пробовать всё «на зуб», ощупывать, ощущая руками, двигаться ногами, проверяя прочность следующего шага. У него включены все возможные анализаторы: зрение, слух,  осязание, обоняние. Он – МЕЧТАТЕЛЬ. Он творит  искренне, не скрывая своих эмоций. Они ярче, глубже, потому что не контролируются. Они – из души, из глубины естественности, из чистоты помыслов. Его не « напрягает»: правильно ли воспримут окружающие его поведение, как этот мир реагирует на него. Для него важнее – как он реагирует на этот мир, как он в нём общается.

Ребёнок с проблемами в развитии такой же, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад: со своими неуправляемыми отрицательными и положительными эмоциями, с искренностью желаний, наивностью в убеждениях. Активизация его познавательных интересов происходит в совместной деятельности, где главный  принцип: ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОМОГАТЬ.

Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в семье – любимый, дорогой, желанный. Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в школе —  принимаемый, ожидаемый, желанный. А, значит, вместе с родителями мы поможем ему не бояться этот мир, понимать его, дарить любовь этому миру, не ожидая милостыни.

Источник

КТО  ТАКОЙ  СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК  С  ПРОБЛЕМАМИ  В РАЗВИТИИ?»

Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ  СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК  ТАТЬЯНЫ  АЛЕКСЕЕВНЫ.

Современный мир сложен, многообразен: трудно сказать, комфортно ли в нём, и нам – взрослым, и детям.

Мы точно знаем, как им (детям) жить и чему для этого надо учиться. А нужны ли конкретные знания ребёнку с проблемами в развитии? Это мы, взрослые, адаптируем их «неразумных детей» к нашему образу жизни, к нашему мышлению, к нашему обществу. Мы старательно делаем их, такими же, как мы. Пусть любят мир, который мы и создали для них же.

Есть некое содержание информации, которое надо «вживить» в ребёнка.  Методы могут быть гуманными, а могут быть и насильственными. Задумываемся ли мы над тем, что потенциально присутствует в ребёнке? Как развернуть то уникальное, индивидуальное, заложенное природой в этом цветке?

Наша среда обитания, несущая любовь и тепло, не всегда защищает ростки жизни.

Ребёнок с проблемами в  развитии  прежде всего – БОРЕЦ. Ему самостоятельно,  даже в присутствии взрослых, приходится преодолевать барьеры: понятийной, речевой, двигательной деятельности. Он  не строит «розовые  замки», он  не может «прогнуть» этот мир под себя,  он – обустраивается, не  конфликтуя,  в том  пространстве, где  приобретает опыт сравнивания, ассоциаций.

Ребёнок с проблемами в развитии – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ. Он сам движется по топям и лугам жизни. Он строит собственный образ, то есть, образуется. Значит, он – ТВОРЧЕСКАЯ  ЛИЧНОСТЬ.

Читайте также:  Карта развития ребенка дошкольника по фгос

У взрослых множество дидактических принципов, частных методик, технологий, множество моделей учебно-воспитательного процесса, стандарты, программы,  планы. Взрослые вкладывают в ребёнка всё желаемое, а он в процессе познания выполняет задания по подобию, по образцу, в совместной деятельности. Но, если ребёнку предоставить свободу, он сотворит из материала что – то своё, не похожее на запрограммированную инструкцию.

Поэтому, ребёнок с проблемами в развитии – ПРАКТИК. Недоступность объёма и осмысления  подлежащего усвоению материала,  даёт ему право пробовать всё «на зуб», ощупывать, ощущая руками, двигаться ногами, проверяя прочность следующего шага. У него включены все возможные анализаторы: зрение, слух,  осязание, обоняние. Он – МЕЧТАТЕЛЬ. Он творит  искренне, не скрывая своих эмоций. Они ярче, глубже, потому что не контролируются. Они – из души, из глубины естественности, из чистоты помыслов. Его не « напрягает»: правильно ли воспримут окружающие его поведение, как этот мир реагирует на него. Для него важнее – как он реагирует на этот мир, как он в нём общается.

Ребёнок с проблемами в развитии такой же, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад: со своими неуправляемыми отрицательными и положительными эмоциями, с искренностью желаний, наивностью в убеждениях. Активизация его познавательных интересов происходит в совместной деятельности, где главный  принцип: ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОМОГАТЬ.

Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в семье – любимый, дорогой, желанный. Кто такой сегодня ребёнок с проблемами в развитии в школе —  принимаемый, ожидаемый, желанный. А, значит, вместе с родителями мы поможем ему не бояться этот мир, понимать его, дарить любовь этому миру, не ожидая милостыни.

Источник

    

    Дети с проблемами развития

    — группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» —> «аномальные» —> «с отклонениями в развитии» —> «с особыми образовательными потребностями» —> «с ограниченными возможностями здоровья».

    Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. — СПб.: КАРО.
    Н.В. Новоторцева.
    2006.

    Смотреть что такое «Дети с проблемами развития» в других словарях:

    • ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ — группа детей с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др. Эволюция понятия: «дефективные», «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями» …   Психомоторика: cловарь-справочник

    • Дети с русским языковым наследием — Содержание 1 История вопроса 2 Домашний язык …   Википедия

    • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — [см. аномалия] дети, имеющие отклонения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А. д.: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического разви тия, дети с… …   Психомоторика: cловарь-справочник

    • ДЕФЕКТОВ РАЗВИТИЯ ВИДЫ — к основным видам дефектов развития относят: нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, двигательные нарушения и др., которые выступают в качестве первичных дефектов и являются основанием для отнесения ребенка с тем или иным первичным дефектом к… …   Психомоторика: cловарь-справочник

    • Задержка психического развития (ЗПР) —     вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… …   Педагогический терминологический словарь

    • Межличностная ситуация развития — конкретная система межличностных отношений субъекта с его окружением и, прежде всего, с членами различных референтных групп, в которые входит данная личность одновременно и на чье мнение она ориентируется в процессе как своей актуальной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Заброшенные дети (neglected children) — Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, к рых можно было бы избежать, и/или …   Психологическая энциклопедия

    • Заброшенные дети — (necledted children) – дети в ситуации, когда «несущий ответственность за воспитание ребёнка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, которых можно было бы избежать, и/или… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Умственная отсталость — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь улу …   Википедия

    • Таджикская Советская Социалистическая Республика — (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон)         Таджикистан.          I. Общие сведения          Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… …   Большая советская энциклопедия

    Источник