Родительское собрание интеллектуальное развитие ребенка

Татьяна Бичикова
Родительское собрание «Интеллектуальное развитие старших дошкольников»

Интеллектуальное развитие старших дошкольников (родительское собрание)

Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

Задачи:

-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.

-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.

— Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.

Актуальность:

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка- дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.

Ожидаемые результаты:

— у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей

родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей

родителями получен опыт самостоятельного подбора игр

1слайд

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, не только каждый родитель, но и педагоги нашего д/сада

Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

2слайд

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей в ДОУ создана предметно-развивающую среду, где вы являетесь нашими помощниками

Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать.

Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. Но мы не спешим отвечать на все вопросы. Чаще спрашиваем у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Либо создаем проблемную ситуацию, Малыш ищет пути решения, высказывает свои догадки из опыта, знаний.

3 слайд

Можем решить проблему при помощи экспериментирования, но для этого должны быть материалы. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». И не надо отмахиваться от детских вопросов «Подрастешь-узнаешь», «Поговорим об этом завтра»

Играть вместе с детьми нужно — это не оспоримо!

4 слайд-5 слайд

Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно.

Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т. д. А) Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико- синтетической и планирующей деятельности.

6,7,8 слайд

Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками, спичками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.

9слайд

Так-же широко используем в совместной деятельности прописи с заданиями.

10слайд

В) «Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

11слайд

В Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.

Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям, меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

12слайд

Загадка — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,

истолковании[Для детей, этот вид материала является самым ярким и

интересным, причем не зависимо от их возраста.

Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

1. Какой день недели перед субботой?

2. Если стул ниже стола, то стол…

3. Чем отличается гайка от винта?

4. Утром мы завтракаем, а днём …

5. У каких геометрических фигур нет углов?

13 слайд

Задачи – шутки — это занимательные игровые задачи. Дети очень

активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они

настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда

занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное

эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру,

преобразовать, которая увлекает его. Для их решения в большей мере надо

проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.

Ж) Математические задачки-шутки для детей

— В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

— Сколько орехов в пустом стакане?

— По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

— Может ли дождь идти два дня подряд?

— Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)

— У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

1 Игры для родителей:

1. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

2. Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

3. Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?

4. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол пошел дождь. Как

звали шофера, и какой был номер? (Толька, мокрый)

5. Может ли дождь 2 дня подряд идти?

Читайте также:  Правильное развитие ребенка в животе

6. Когда черной кошке легче всего пройти в дом? (когда дверь открыта

7. Почему львы едят сырое мясо?

8. Может ли страус назвать себя птицей?

9. Что случилось 31 февраля?

10. Почему человек назад оглядывается?

15слайд

Лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и

требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности

действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до

конечной точки.

16слайд

Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков

17 слайд

Игры в шашки и шахматы

Док-тор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля…

18 слайд Ежегодно занимают призовые места на районной паучно-практической конференции.

19 слайд Победителями в интернет -конкурсах

20слайд Мамы и папы! Вы можете помочь детям развить свои интеллектуальные способности!

• Если:

.Создадите дома развивающую среду, где ребенок может экспериментировать, играть в маленьких ученых, может рассматривать и изучать «научные книги»

• Приобретете или изготовите детям логические игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Лабиринты», «Головоломки» и др.

• Будете с детьми решать логические задачки, проблемные ситуации, отгадывать загадки, ребусы, кроссворды

• Научите играть в шашки и шахматы

Источник

Родительское собрание

  «Интеллектуальное развитие ребенка»

3 класс

Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное.

Блез Паскаль.

Задачи собрания:

1. Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников.

2. Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.

Форма собрания: Учебное занятие №1 в домашней школе интеллектуального развития ребенка.

Вопросы для обсуждения:

 — Значение воображения в интеллектуальной деятельности человека.

 — Воображение и творческие способности.

 — Родительский практикум.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Классный час с учащимися «Мир вокруг меня».

Одним из заданий классного часа является анализ учащимися чернильной кляксы на листе ватмана. Учащимися предлагается увидеть в кляксе очертания какого-то рисунка.

2. Выставка поделок ребят под названием «Необычное в обычном».

Для поделок ребятам предлагается различный материал: коряги, пластилин, проволока, проволока, листья деревьев, перья птиц и т.д. Из привлеченного материала они должны сделать поделку и дать ей название с объяснением.

3. Выставка проектов ребят под названием «Перевертыши».

Ребятам предлагаются различные привычные предметы обыденной жизни. Им необходимо показать, как их можно использовать не по прямому назначению. Такими предметами для анализа могут стать: зонт, шляпа, дорожный знак, сумка, грелка, ремень, очки, вязальные спицы, кирпич, солнечный луч, трамвай и т.д. Каждый ребенок должен не только представить свой проект, но и защитить его, доказав полезность использования данного предмета в новых условиях.

4. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование детей.

Нравится ли тебе:

 — наблюдать за облаками;

 — рисовать;

 — делать творческие проекты;

 — придумывать на уроках по заданию учителя;

 — делать необычные вещи из обычных вещей;

 — сочинять стихи и рассказы;

 — конструировать;

— фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

 — наблюдать за явлениями природы;

 — представлять себя в прошлом и будущем.

 Анкетирование родителей.

Ваш ребенок:

∙        фантазер;

∙        придумщик различных игр и забав;

∙        сочинитель невероятных историй;

∙        творец и выдумщик невероятностей;

∙        экспериментатор и изобретатель.

 — Вы стараетесь в нем сохранить все эти качества или хотите их развить?

 — Как вы поступаете, если считаете, что ребенок переходит все границы в своих фантазиях?

 — Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность умение представлять?

 — Считаете ли вы эти интеллектуальные умения важными в учебной деятельности?

Ход занятия

I. Вступление классного руководителя или школьного психолога

    Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности  к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно.

    Многие психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

    Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьника.

    Без развитого воображения нет мыслительной деятельности.

    Воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память, некоторые операции мышления.

    Ни для кого не секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

   Одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления. Это невозможно сделать, если, развивать воображение без участия эмоциональной сферы.

    Обучение ребенка сравнению, формирование у него культуры понимания и использования в речи средств выразительности, метафор и гипербол способствует развитию творческого мышления.

    Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях и социальных контактах, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

    В школе ребенок получает эту возможность, но она является дозированной. Она только будит интерес ребенка, в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

    Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия.

    С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе к учебной.

    II. Классный руководитель знакомит родителей с проектами и поделками ребят по теме занятия и анализирует выполнения ребятами полученного задания.
    III. Анализ анкет учащихся и их родителей.

    IV. Упражнения для развития воображения учащихся дома.

    Упражнение 1.

Предложите своему ребенку на несколько секунд превратиться в :

 — Тигра, крадущегося по джунглям;

 — Робота;

 — Парящую над скалами птицу;

 — Инопланетянина;

 — Вождя индейского племени;

 — Пограничника.

    Упражнение 2.

Предложите своему ребенку объяснить вам на что похожи:

 — облака;

 — солнце;

 — яблоко;

 — кривая линия;

 — окно;

 — треугольник.

    Упражнение 3.

Предложите своему ребенку найти сходство и различие между предметами:

 — мальчик и мужчина;

 — цветок и ягода;

 — платье и костюм;

 — закат и рассвет;

 — страна и город;

 — квадрат и круг.

    Упражнение 4.

Назовите ребенку сказочных персонажей из разных историй и попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими лицами. Например, Баба Яга и Колобок.

   Упражнение 5.

Предложите ребенку составить рассказ из предложенных вами слов. Каждое слово должно быть употреблено не более одного раза. Слова должны употребляться в том порядке, в котором вы их детям предложили. Например, солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слезы.

    Упражнение 6.

Предложите ребенку рассказать сказку, которую он хорошо знает, на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок» — велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.

    Упражнение 7.

Предложите ребенку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать и дать ему название.

    Упражнение 8.

Отрабатывайте с ребенком дома понятия «выше, ниже, слева, справа, впереди, позади». Для этого поиграйте в игру, которая называется «Путаница». Вы называете предложение: «Шкаф стоит слева от окна. Ты согласен?». Ребенок должен либо согласиться, либо возразить вам.

Читайте также:  Значение движений для развития ребенка

    Упражнение 9.

Предложите ребенку крылатое выражение и попросите его составить с этим выражением рассказ. Например, «У семи нянек дитя без носу».

   Упражнение 10.

Начните с ребенком читать какой-нибудь рассказ и превратите его чтение, спустя несколько минут. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребенку сравнивать свой рассказ с прочитанным.

   Упражнение 11.

Предложите ребенку придумать предложения со словами, у которых несуразные смысловые связи. Например, жук-стул, рыба-пожар, кит-сигарета, мухомор-диван.

   V. Рефлексия занятия.

В конце собрания родители получают распечатку с заданиями по теме занятия. Эти задания родители должны выполнить с ребятами дома и на следующем собрании высказать свое мнение по домашней работе.

Источник

наталья горовая
Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей»

Родительское собрание на тему:

«Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей.

Круглый стол для родителей детей средней группы

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки для родителей;

• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье.

Ход мероприятия

В помещении стоят стулья по кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Если вы насчитали, что ваш ребенок задал за день больше десяти вопросов, то поздравляем! Он вошел в возраст почемучек. Поздравляем и одновременно предупреждаем: теперь вам придется очень непросто!

Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Это чудеснейший возраст потому, что неугомонный почемучка, проявляя любознательность, тренирует свои познавательные способности. Ведь в 4–5 лет человечек знает еще так мало и хочет узнать многое! Очень важно не пропустить этот момент: не погасить жажду знаний резкой фразой: «Отстань, не до тебя сейчас!» Ведь любознательность развивает и память, и творческую жилку. От нее же зависит и интерес к людям, а, следовательно, умение общаться.

Это — момент «взрывного» развития активного словарного запаса малыша. Только от взрослых, которые его окружают, зависит, насколько пополнится словарь. В это время формируются основы представлений о мире, закладывается стереотип поведения и обучения на всю дальнейшую жизнь.

И, наконец, именно в этот момент развивается учебная познавательная мотивация, без которой в школе — как без рук. Без интереса познавать новое школьные годы не превратятся в праздник, а станут сплошной чередой унылых будней. Вряд ли вы хотите для своего ребенка такого будущего. Любознательность — это глаза, направленные в мир. Поэтому не закрывайте эти глаза, а лучше постарайтесь направить взгляд в нужную сторону. Хвалите ребенка за всякий интерес, за любой вопрос, за каждую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого вам обходится. Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

Безответные вопросы

Что же происходит, если на вопросы ребенка вы не находите ответов, и малыш привыкает задавать риторические вопросы? Малыш очень скоро усвоит, что вам это неинтересно, а поскольку вы — безоговорочный авторитет для ребенка, он решит, что узнавать новое — неинтересно и утомительно. И когда вы пожалуетесь соседке: «Его ничто не интересует!» — учтите, что в этом вы виноваты сами. Его исследовательский пыл угас из-за вашего холодного «мне некогда».

Конечно, порой пятилетний малыш вопросом хочет привлечь к себе внимание. Вопросы могут быть механическими, и ваше раздражение иногда понятно — в самом деле — надоедает! Но будьте на страже, не пропустите среди пустяковых вопросов ценный вопрос.

Есть особый закон детства: сколько внимания вы уделяете своему дошкольнику, столько душевности и теплоты он вернет вам в подростковом возрасте. Когда хочется отмахнуться, промолчать, вспомните об этом.

Где же вы, вопросы?

Да, бывает и такое: возраст почемучки пришел, а ребенок не задает вопросов. Что делать?

Во-первых, без паники. Если ребенок увидит вашу обеспокоенность, то сам может насторожиться, не говоря уже о том, что некоторые дети «используют» тревогу родителей. Если ребенок задает неправильные вопросы «почему трава?» или «зачем муравей?», то, возможно, он провоцирует вас на то, чтоб вы обратили на него внимание и исправили неправильно заданный вопрос. Проанализируйте свое общение с малышом. Возможно, вы мало уделяете времени «разговору по душам».

Во-вторых, подсовывайте ему любые детские энциклопедии. Благо, сейчас такой литературы можно найти на любой вкус, для любого возраста. Можете сами прочитать кое-что вслух и воскликнуть: «Ух ты!», «Ну надо же!», «Как интересно!», «А я и не знала, что…», «Оказывается, что…» Малыш обязательно заинтересуется и начнет вам подражать — что ж, похвалите своего умничку… и начинайте все сначала!

Вывод: Уважаемые родители! Ребенку нужны впечатления, но их обилие их утомляет. Уважайте стремление ребенка познать окружающее, не оставляйте без внимания их вопросы.

Сейчас многие родители интересуются проблемой подготовки детей к школе. Важно помнить, что здесь главное — всестороннее развитие ребенка, а не умение читать, писать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности). Создайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда. Как уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Учтите это в своем воспитании ребенка.

Ребёнок-дошкольник активно старается узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений. Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение — общая единица речи и мышления, смысл и предметная соотнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. Как именно, мы с вами обсудим чуть позже. А сейчас небольшая теоретическая справка:

согласно психологическому словарю, «речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Читайте также:  Индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства ребёнка есть свой период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития определённого свойства, то есть наиболее благоприятным, так как именно в этот период ребёнок наиболее чувствителен к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Для развития речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми — девяти лет.

Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослыми. Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ветер дует на того, кто…». Я говорю утверждение. Если вы с ним согласны, выйдите, пожалуйста, в центр круга и пожмите руки тем, кто также согласился с этим утверждением.

Утверждения: ветер дует на того, кто…

…терпеливо отвечает на все вопросы своего маленького почемучки;

…кто учит стихи со своими детьми;

…кто каждый вечер читает стихи своим детям;

…кто знает хотя бы одну пальчиковую игру (какую);

…кто задаёт вопросы ребёнку по ходу чтения или после него;

…кто смотрит телепередачи вместе с ребёнком.

— Итак, мы познакомились, немного узнали друг друга, а теперь выполним упражнение, которое позволит нам настроиться на дальнейшую работу и позволит лучше слышать и воспринимать новую информацию. Называется оно «Думательный колпак». Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

— Мы с вами настроились на дальнейшее взаимодействие.

— Я даю вам три минуты на то, чтобы вы высказали свой ответ на следующий вопрос: «Как, по вашему мнению, на сегодняшний день обстоят дела с развитием речи у дошкольников?».

— Как бы вам хотелось, чтобы было в идеале?

— Что конкретно вы сами можете сделать уже сегодня для развития речи ребенка?

Воспитатель:— Для формирования правильной и чёткой речи, нам хотелось бы предложить вашему вниманию ряд упражнений.

Чистоговорки — от слов «чисто говорим». Их относят к малым формам фольклора, которые очень любят дети. К тому же, чистоговорки хорошо запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отрабатываемые звуки.

Скороговорки – от слов «скоро говорим». Это очень полезное занятие для детей разного возраста, даже если речь ребенка на первый взгляд в норме. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а другие, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить — речь формируется при помощи занятий.

Поэтому используйте малые формы фольклора, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Конкурс «Мастера скороговорок»

Мы сейчас вам предлагаем посоревноваться в скоростном и правильном при этом произношении скороговорок.

Упражнение «Разговор по картинке» подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззлы или увлечены любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и других. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А ты думаешь?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может, здесь хотели сказать…», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Воспитатель : большую роль на развитие речи ребенка оказывают пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Хочется дать совет всем родителям детей возраста 3-5 лет: если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу, начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Также в этом плане очень полезны массаж, упражнения с ручными тренажерами, занятия ручным трудом, лепкой, оригами, работа с мозаикой, конструкторами.

Рекомендуем вам разучить пальчиковую игру «Почтальон»:

Что принёс нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он. (резко сжимаем и разжимаем кулачки)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали! (загибаем поочерёдно пальцы одной руки)

Воспитатель: дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все вышесказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.

В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.

Пример простых дыхательных упражнений.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:

• широко открыть рот и спокойно подышать носом;

• закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

• вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).

«Поединок».

Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

«Рисунки на стекле».

Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

«Сдуй листочек с ладони».

Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.

«Душистая роза».

Стоя, попросить положить ладони ребенка на ребра по обе стороны грудной клетки. Пусть он представит, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – заметьте, как ребра грудной клетки раздвинулись. Ребенок это