Рекомендации по речевому развитию ребенка
Храмцова Наталья
Рекомендации по речевому развитию ребенка
Далеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной.
Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии.
Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи, то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить, то отнеситесь с вниманием к следующим советам:
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
• Смягчайте речевые неудачи малыша, внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех.
• Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность.
• Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь.
• Не искажайте слова при общении с ребенком, не имитируйте детскую речь.
• Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа.
• Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка, как бы подсказывая ему нужные слова.
•Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой.
Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движение языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования;
• занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом;
• движения проводите неторопливо, четко, ритмично;
• сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка;
• следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики.
Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка
«Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу)
«Иголочка» (высунуть узкий язык вперед)
«Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу — опускается на нижнюю, верхнюю — нижнюю; затем так же на зубы; верхние — нижние, потом за зубы: верхние — нижние).
«Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу)
«Лошадка» («поцокать», пощелкать языком).
«Часы» (язык вправо-влево)
«Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у»)
«Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и»).
«Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка).
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» и т. д., можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы.
Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи:
«Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик — я, вот и вся моя семья», начиная с большого пальца. Или: «Этот пальчик — в лес пошел, этот пальчик — гриб нашел, этот пальчик — чистить стал, этот пальчик — жарить стал, этот пальчик —все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца.
Как видите — ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.
Таким образом, и логопед и воспитатель должны работать в тесной взаимосвязи, чтобы помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.
Источник
Ирина Голубева
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста.
Составитель: учитель-логопед Голубева И. Н.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Золушка»
г. Шарыпово
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться
с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего,
в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.
К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
— Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой)
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
«Показатели речевого развития детей 6 — 7 лет»
К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Ребенок должен:
— Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш], твёрдые от мягких
([т-ть], [д-дь]) и т. д.
— Называть слова на заданный звук.
— Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
— Определять последовательность и количество звуков в слове.
Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми
и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью.
— Употребление существительных в именительном падеже единственного
и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья).
— Образование существительных множественного числа в родительном падеже
(дом-дома, ухо-уши).
— Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? — розовая).
— Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр).
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(заяц – зайчик, шкаф — шкафчик).
— Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок).
— Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши).
— Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый).
— Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит).
Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
— Составлению творческих рассказов
— Составлению рассказов по картине, по серии картин
— Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов», дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить
у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,
что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
— беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);
— наблюдения за погодными изменениями;
— совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» — «кружечки».
«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать
15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается
(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
— Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
— Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.
— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,
та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)
— Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т. п.
— Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения.
Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной
к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы
с синонимами:
— подбор синонимов к изолированному слову;
— объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
— замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
— составление предложений со словами синонимического ряда;
— составление рассказа со словами синонимического ряда.
Советы родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.
Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости
от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая,
не торопя, не отвлекаясь.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения
и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно
с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Источник
Ольга Аристова
Рекомендация для родителей по развитию речи
Рекомендации для родителей по речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые родители!
РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно — логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры:
1.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т. д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех-, лето-, день-, холод- ,север- … и т. п.
Глаголы: пришёл-, нырнул- …
Прилагательные: широкий-, маленький-, богатый-… и т. п.
Наречия: далеко-, высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)
5. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
7. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
9. Учите с детьми скороговорки и чистоговорки (следите за четким звукопроизношением).
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Ежедневно занимайтесь с ребенком 10-15 минут.
Источник