Развитие художественно изобразительных и эстетических навыков у ребенка

Светлана Травкина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Уважаемый президиум пленарного заседания, коллеги присутствующие, вашему вниманию предлагается доклад по результатам работы на тему

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: найти и апробировать эффективную методику для эстетического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического развития детей дошкольного возраста.

3. Выявить специфику эстетического воспитания дошкольников.

4. Провести работу по художественно-эстетическому развитию.

5. Провести итоги проделанной работы.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным если:

— будут рассмотрены теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.

— выявлены методы и специфика эстетического развития дошкольников.

3. Разработана система занятий по изобразительной деятельности.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

развитие творческого потенциала ребенка;

развитие образного, ассоциативного мышления;

развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Наше экспериментальное исследование ставило своей целью изучение влияния реализации индивидуального подхода к обучению дошкольников изобразительной деятельности на уровень овладения умениями и навыками данной деятельности.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

1 этап – изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности;

2 этап – процесс формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;

3 этап – контрольное изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности.

В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №…. общеразвивающего вида»

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей недосформированы изобразительные умения и навыки: рисунки отличаются схематизмом, простотой передачи предмета, цветового решения, выполняются по шагу детьми, не осознаются и не используются передача знаков и характер изображения, что важно для полноценного, яркого, выразительного образа, делают изображения предметов в статике, отсутствует проявлять фантазию, творчество.

После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательная деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.

Как показал анализ детских рисунков на контрольном этапе, дети обнаружили богатство воображения: стараясь показать сказочность образов, они изменяли реальный цвет предмета или объекта, придавали ему таинственность, фантастичность. В творческих заданиях переплетались, правда и вымысел, фантазия и реальность. Заметно улучшилась техника исполнения: дети передавали форму предметов, разнообразие цветов и оттенков, использовали приемы тушевки, штрихования, заливки, «тычок», «сухая кисть».

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. В процессе экспериментальной работы было отмечено, что дети по нескольку раз пытались исправить, дополнить свои работы или создать их заново.

Источник

Светлана Гришаева
Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических ценностей

Если перефразировать Б. М. Неменского: «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.

Это говорит о том, что детский сад, вернее мы, педагоги совместно с родителями, решаем, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы нравственно — эстетические взгляды».

Одним из средств формирования художественно-эстетических взглядов является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности и духовно-нравственных ценностей.

Изобразительное творчество стоит на трёх китах: «мир искусства» (с его особым образным языком — картины, скульптура, архитектура, «мир красоты» (окружающая действительность: природа, предметы, социальное окружение) и «мир собственного творчества».

Ребенок осваивает своего рода параллель — красоту мира и его отражение в художественном образе и при этом он отображает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и, конечно, использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты».

Формы организации изобразительной деятельности в детском саду:

— Специально организованная образовательная СООД (последовательно усложнённая система заданий, обучающая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего).

— Часть комплексного, тематического, интегрированного занятия.

— Самостоятельное детское творчество.

Что же определяет выбор средств, методов и приёмов для развития изобразительного творчества детей? Соотношение обучения технике (рисунка, лепки, аппликации, художественного конструирования) и творчества.

Средства и методы художественно — эстетического развития.

Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер изобразительной деятельности дошкольника и её результативность.

Эстетическое воспитание в детском саду начинается с помещения. Все, что окружает ребят: предметы мебели, посуда, игрушки – должно воспитывать своей эстетичностью. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла вызывает если не отрицательные эмоции, то равнодушие и нежелание с ней играть. Но не столько красивые предметы эстетически воспитывают, сколько заботливое отношение воспитателя и детей к вещам.

Успешному развитию детского изотворчества очень помогает наличие в группах уголка для занятия свободной художественной деятельностью. А так же организация работы изостудии.

Лернером И. Я., Скаткиным М. Н. разработана новая классификация методов художественно — эстетического развития.

Информационно – рецептивные (наглядные) методы. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти.

В природе непосредственное наблюдение за предметами и явлениями с последующим изображением (наблюдение за гнущимися от ветра деревьями – помогает понять природу движений; наблюдения за животными помогают передавать характерные черты); сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства (рассматривание в природе и на картине цвета снега, помогает определить, какими цветосочетаниями передают его художники); участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе (строительство из песка, снега, рисование на песке ит. д.).

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Дети начинают понимать: что каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества; что находить красоту можно не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном, в непритязательном и простом.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Рассматривая иллюстрации, дети видят, какими средствами художник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу. Сравнивая различные иллюстрации к одной и той же сказке, дети понимают, что у каждого художника свое видение героев и сюжета.

Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Это способствует формированию уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны. Дети окунаются в атмосферу творчества, видят настоящее искусство близко, имеют возможность прикоснуться к изделиям. Это вызывает желание самим заняться творчеством.

Тематические экскурсии по знакомству с профессиями. Дети в творческих работах передают явления общественной жизни. Детей волнуют профессии родителей, труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность увидеть «рабочие места», форменную одежду, чтобы впоследствии отразить своё впечатление в рисунке.

Создание мини-музея. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.

Показ воспитателя, являясь наглядной основой, выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за созданием рисунка, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать полный, частичный показ приемов рисования, совмещать со словестным объяснением. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия необходимо обращать внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится приём беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине, приём вхождения в картину. Это и приём сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение; художественно – образное слово – загадки, стихотворения, отрывки из сказок, читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова, пословицы и поговорки, приметы и др. Ведь слово способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. На своих занятиях я предлагаю такие игры, как:

«На что похоже?» — рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи. Например, круг (солнышко, колесо, колобок, часы, мяч и так далее);

«Познай себя», «Собери портрет»;

• Пальчиковые игры;

«Феи» — учить, упражнять, закреплять знания детей о дифференциации цветов на тёплые – холодные, грустные – весёлые.

Сюда же входит приём создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей; приём «живая кисточка», «волшебный карандаш», мультимедийные персонажи.

Данные методы обучения необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

Среди методов затрагивающих художественное воспитание выделяют следующие:

методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);

методы организации художественной деятельности, к ним относится метод упражнения в практических действиях, направленный в большей степени на развитие технических навыков (приём «Рука в руке», приём повтора, работа с трафаретами, рисование по контуру, различные раскраски);

метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, рисование с использованием элементов нетрадиционной техники). Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать

Популярен сегодня метод проектов. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности.

Использую в своей работе методы и приёмы ТРИЗ в образовательном

ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения):

1. Оживление или антропоморфизм;

2. На что похоже?

3. Дизайн своей буквы, вещей;

4. Соединение техник и материалов.

• Эмпатия:

1. Приём вживания в образ; приём вхождения в картину.

2. Примеривание образа: «Мама — сказочная героиня», «Папа-богатырь».

3. Моё настроение.

• Словесные приёмы:

4. Загадки-обманки;

5. Перепутанные сказки;

6. Хорошо-плохо;

Детско-родительские творческие мастерские. Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников. В большей степени родители своим примером могут показать отношение к изобразительному творчеству, обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях, научить своего ребенка радоваться красивому букету, нарядно одетой кукле. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников.

Выставки. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Он хочет, чтобы его рисунок видели, оценили, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творческим работам.

Использованная литература.

С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин по материалам статьи «Метод обучения»

Л. Э. Левина, С. Г. Курашинова «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: https://e-koncept.ru/2016/56838.htm.

Источник