Рекомендации по развитию познавательной активности ребенка

Ирина Назарова
Памятка для воспитателей «Рекомендации по развитию познавательной и коммуникативной активности ребёнка-дошкольника»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Умён тот, кто умеет мыслить.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности — ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю, которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Рекомендации по развитию активности ребёнка — дошкольника (познавательной, коммуникативной).

1. Предоставить ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Необходимо позитивная мотивация к той или иной деятельности. Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия выделен цветом, графически обозначен и т. д.).

5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самых детей, а не взрослого.

Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

Варианты заданий:

во время одевания (раздевания) предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг;

определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

На прогулке:

собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);

во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Источник

зинаида монгуш
Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

— становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

— формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

— формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

— развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;

— развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Читайте также:  Особенности развития и поведения приемного ребенка

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

— различение живого и неживого;

— бережное и уважительное отношение к живому;

-готовность заботиться о ком-то или чем-то;

— представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

— орудия труда, инструменты — взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

— технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

— игрушки — ребенок использует по своему усмотрению;

— материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

— эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье:

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи.

10. Проводите совместные наблюдения и опыты.

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Рекомендации по возрастным группам

Создание предметной среды 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:

— глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;

— разнообразные коллекции;

— измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

— азбуки картинные, книги для первого чтения;

— авторские сказки;

— былины, мифы, легенды;

познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

— детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

— детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

— часы настенные и календарь;

— настольно-печатные игры – лото, пазлы;

— настольные игры – домино, шашки, шахматы;

— чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

— оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Уважаемые родители!

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Читайте также:  Роль театральной деятельности в развитии речи ребенка

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А всовместной деятельность со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!

Источник

Степанова Ольга
Рекомендации по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста

1. Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями детства.

2. Рассказывать о своей работе. В доступной форме показывать ребёнку, что кроме основной профессии у всех людей есть другие виды деятельности (бытовые, домашние) .

3. Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, сопровождать рассказом о их свойствах, функциях.

4. Рассматривать и наблюдать с ребёнком различные явления и объекты природы в разное время года (появление радуги, тумана, росы)

5. Собственными действиями и поступками демонстрировать ребёнку бережное и созидательное отношение к другим людям, к конкретным представителям животного и растительного мира.

6. Создать условия для сравнения по величине доступных для наблюдения объектов. В общении с ребёнком разъяснять различные параметры величины, показывая образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья вышек, чем скамеечка) .

7. Привлекать внимание к количественным характеристикам величин (сосчитай сколько; каких предметов поровну) .

8. В повседневной жизни предлагать своему ребёнку различные игры-эксперименты.

Методические рекомендации по организации развивающей среды по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста в семье

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи.

10. Проводите совместные наблюдения и опыты.

Читайте также:  Вера дворянинова гармоничное развитие ребенка

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую среду должны входить:

— глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;

— разнообразные коллекции;

— измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

— азбуки картинные, книги для первого чтения;

— авторские сказки;

— былины, мифы, легенды;

познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

— детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

— детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

— часы настенные и календарь;

— настольно-печатные игры – лото, пазлы;

— настольные игры – домино, шашки, шахматы;

— чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

— оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Источник

Рекомендации родителям  по организации познавательной деятельности детей.

Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста предполагает:

 Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

 Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

Развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем его предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени; развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования:

  • Живые объекты, природа:различение живого и неживого,бережное и уважительное отношение к живому,готовность заботиться о ком-то или о чём-то;
  • Представления о правилах безопасности поведения;
  • Неживые объекты, предметы:орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как ими пользоваться;
  • Технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • Игрушки – ребёнок использует их по своему усмотрению;
  • Материалы (конструкторы, изоматериалы и т. п. – ребёнок исследует и использует их самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • Эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
  • Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
  • Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1.  Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2.  Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3.  Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4.  Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5.  Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «навырост».

6.  По возможности больше путешествуйте с ребёнком.

7.  Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8.  Ходите с ребёнком в музеи.

9.  Проводите совместные наблюдения и опыты.

10.  Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11.  Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Источник