Рекомендации для родителей для развития памяти у ребенка

Рекомендации для родителей для развития памяти у ребенка thumbnail

Макарова Ирина Николаевна
Советы родителям по развитию памяти у детей

Все родители, без сомнения, хотят, чтобы их дети учились с интересом и достигали успехов в обучении. Эта статья расскажет вам о том, как лучше развить память у дошкольников.

Прежде всего нужно помнить, что дети мыслят образами, т. е. чтобы что-то запомнить, ребенку нужно это увидеть или представить. Ему желательно показать, о чем идет речь.

Также необходимо помнить, что дети многое запоминают механически (автоматически, не задумываясь или мало задумываясь над смыслом запоминаемого. Поэтому нет ничего удивительного, если ребенок что-то малозначимое запомнил, а важное нет- он не был рассеянным, просто он еще не умеет отличать важное от второстепенного. Способность выделять важное из потока информации формируется не сразу, а постепенно, с возрастом и эту способность можно и нужно развивать.

Все мы прекрасно знаем, что память бывает:

— кратковременной

— долговременной

— сенсорной

— ассоциативной

— зрительной

— образной

— двигательной

— словесно-логической

— механической и т. д.

Практически все эти способы запоминания информации можно успешно тренировать, если это делать в занимательной форме.

Упражнения для развития памяти дошкольников:

1) предложить ребенку вспомнить:

— что делал,

— что увидел,

— с кем встретился,

— как прошел день,

— с чем играл

2) предложить ребенку вспомнить:

— когда Дни рождения у родителей или родственников

— что ему дарили в последний раз на Новый Год или День рождения,

— как зовут всех родственников,

— какой была первая игрушка, с которой он играл и т. д.

3) предложить ребенку вспомнить 3-4 предмета заданного цвета,

4) чаще просите ребенка запомнить, что нужно купить в магазине. Для этого перечислите планируемые покупки несколько раз: хлеб, молоко, сметана, чай, стиральный порошок. В магазине попросите своего маленького помощника вспомнить, какие покупки вам необходимо сделать. Безусловно, запоминание будет намного эффективнее, если вы позволите своему малышу участвовать в процессе выбора товара, позволите оплатить их или принять сдачу у кассира, положить товар в пакет. Когда ребенок почувствует, что он действительно помогает, в следующий раз он поможет по-настоящему выручить, вспомнив то, о чем забыли вы.

5) покажите ребенку несколько (3-5) разных игрушек, потом попросите его отвернуться. Одну из предложенных игрушек поменяйте на другую, а остальные можно поменять местами. Пусть ребенок снова посмотрит и постарается вспомнить, какой игрушки до этого не было.

6) предложите ребенку описать свою любимую игрушку или игру, используя как можно больше прилагательных, например, коричневый, большой, косолапый, сильный.

7) попробуйте сравнивать то, что видели раньше и то, что видим сейчас. Например, собаку, которую видели вчера и собаку, которую видим сейчас. Одна была черная и гладкошерстная, а другая белая и пушистая. У первой был короткий хвост, а у другой длинный.

8) хорошей тренировкой памяти является работа с картинками. Можно предложить ребенку несколько изображений, потом закрыть картинки, а ребенок должен назвать, что было на картинках. Хорошо подобрать картинку или серию картинок, на которой изображено какое-либо действие. Нужно людям придумать имена. Когда картинки будут закрыты, ребенка попросите вспомнить и назвать по именам кто что делал и у кого что было.

9) чаще разучивайте стихотворения. Начинать нужно с четверостиший. Когда заметите, что ребенок с легкостью запоминает небольшие четверостишия, можно переходить на более длинные, сложные.

10) Вместе с ребенком загружайте стиральную машину, посудомоечную машину. Складывая белье или посуду, проговариваем, что именно будем стирать или какую посуду будем мыть.

Все эти упражнения положительно влияют на развитие памяти у дошкольников. Надеюсь, что такие упражнения не просто позволят с удовольствием провести время с вашим любимым малышом, но и помогут ему в познании окружающего мира.

Источник

Рекомендации родителям: « Развитие памяти у дошкольников».

Предлагаю вам рекомендации по развитию памяти в домашних условиях:

  • Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;

  • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?;

  • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;

  • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;

  • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;

  • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня  видел на улице;

  • Если у вас плохое настроение, или вы себя плохо чувствуете, отложите занятие с ребенком на другое время;

А так же помните, что лучше играть с ребенком 5-10 минут каждый день, чем целый час на выходных! Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов — все это помимо общего развития, прекрасно развивает память. Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно – уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. Потом задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЕНКА

«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут

рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок повторяет и т.д.)

«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

«Следопыт» (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

Читайте также:  Сенситивный период развития гибкости у ребенка

«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

«От слова к  рассказу».

Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов:

поляна,   колесо,   чашка,   экскаватор,   нора, лупа,  весна,  ведро

«Игра в слова»

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты  постарайся  их  запомнить.

Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь,  волк,  диван,   кресло,  медведь.

Повтори!

ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом  перечисли предметы  мебели…)

ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Вариант 2:

Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля,  банан,  нож,  груша,  чайник,  вазочка,  слива.

Вариант 3:

Трамвай,   нос,   велосипед,   троллейбус,   ухо,   лоб, автобус,  пароход,  глаза,  поезд,  щеки,  самолет. Задания  те же:

—  воспроизведи все слова;

—  раздели на группы по одному общему признаку;

—  запомни  и воспроизведи.

«Я — фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку

«Слушаем и рисуем»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра — вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка —

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Источник

Муниципальное бюджетное  учреждение 

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района»

Рекомендации для родителей по развитию памяти детей

Адрес: г. Сальск,  ул. Первомайская, 20

Телефон: 8 (86372)73178

E-mail: cdik-salsk@yandex.ru

Рекомендации для родителей по оптимизации памяти

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

  • При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

  1. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

    1. Сосредоточиться;

    2. Внимательно наблюдать. Прежде всего, получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

  2. Второй «закон» памяти — повторение

  3. Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Память – один из основных познавательных процессов. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Упражнения на развитие памяти:

  • Поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

  • Вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил.

Развивающие игры:

1.«Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.

2.«Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.

3.«Продолжи предложение» Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.

4.«Мышка шалунишка» В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

Читайте также:  Речь ребенка и отстование в развитии

5.«Волшебные фигурки» Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.

6.«Чудесный мешочек» Играющий должны ощупать предмет, лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а, следовательно, может отказаться от игры

7.«Сложи картинку» Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.

8.«Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.

9.«Подбери и сравни» Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.

10.«Белый лист» Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист.

Источник

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. Помните, память ребенка — это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.

2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.

3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке).

4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и памяти.

5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели «Вспомни».

6.  Развивайте произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.

7. Не «злоупотребляйте» механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.

8.  Развивайте волю школьника, мышление, внимание и воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее6, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее, например, растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий; несколько неоконченных рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят назвать несоответствия.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина (подберите рисунки).

По всем трем заданиям оценивается результативность – число правильно названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Предлагается детям, умеющим читать.

На бланке (рисунок 1) напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.

Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал. Придумайте смешные слова, детям это всегда нравится.

ФАПОМИДОРИАКНГСОЛНЦЕЖНУМЯЧХГПУХ

ТРПМРОЗАЛОЩЙЬМЫШЬЦЫСОКЗЩНТСПРЖО

ДВИАИПКАШАЫВАКРТЬАРАДУГАИПСАЗШАР

ТШМКНИГАВВУРАНСТОЛРАЛГПАЛКАНОКНО

ЮДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГМЫШКА

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «о» или «а»).

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменится результативность.

Читайте также:  Пантогам при задержке речевого развития у ребенка

Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что пусть он делает так, как понял.

Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

  1. Упражнения на развитие распределения внимания

Если ребенок владеет обратным счетом (например, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).

Усложнять выполнение этого задания можно, постепенно ускоряя обратный счет или повышая трудность физических упражнений.

Фиксируйте время выполнения и количество ошибок.

Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).

На рис. 2 представлена таблица с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.

Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось для выполнения всего задания.

  1. Упражнение на развитие объема внимания

Для проведения этого упражнения необходимо два рисунка (рис. 1, 2).

Вместе с ребенком рассмотрите внимательно рис.1, пусть он назовет предметы, которые там изображены, затем покажите вторую картинку и предложите найти предметы, которые были на предыдущей картинке.

hello_html_3d42192a.png

Рис. 1

hello_html_522aded5.png

Рис. 2

 Развитие слуховой памяти.

1. Прочитать слова для запоминания на слух: дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Ребенок должен воспроизвести эти слова.

2.     Постарайся запомнить следующие пары слов:

      рыба –вода снег — зима

      сапог- нога буквы – книга

      письмо – почта стол – пирог

А теперь послушай только первые слова и постарайся назвать к ним их парные слова.

  1. Разучивание стихотворений

помогает развивать произвольную словесную память.

  1. Пересказ и рассказ

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием — предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

  1. Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

  1. «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни …) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (… га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

  1. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа —    и т.п.

  1. «Кто больше сочинит»

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

  1. «Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ — ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.

  1. Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

  1. «Из слогов — слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

  1. Составить слова по конструкции.

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

Например, составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например, СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

Развитие зрительной памяти.

  1. Запомни предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все предметы.

  2. Найди отличия на 2 картинках.

Ребенку дают две картинки, ему нужно как можно быстрее найти их отличия. Чем больше ребенок находит отличий, тем лучше.

  1. «Найди все предметы на картинке»

На картинке изображены животные. Ребенку необходимо их всех найти и назвать.

hello_html_m6ab860d1.png

Источник