Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Сенситивный период развития гибкости у ребенка thumbnail

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Содержание статьи:

По статистике, с каждым годом количество здоровых детей дошкольного и школьного возраста уменьшается. Многие из них страдают от заболеваний опорно-двигательной системы. Это связано с тем, что многие малыши от 4 – 5 лет предпочитают телевизор и компьютер подвижным играм на свежем воздухе. Именно из-за пассивного образа жизни появляются проблемы с осанкой, различные болезни позвоночника и суставов.

Чтобы избежать подобных проблем, нужно приучать ребенка к активному образу жизни с раннего детства. Можно начать с простой зарядки и постепенно перейти к более сложным гимнастическим упражнениям. Развитие гибкости – это один из наиболее эффективных методов оздоровления организма, который способствует нормальному физическому развитию.

Зачем развивать гибкость у детей

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Упражнения для развития гибкости у детей принесут много пользы:

• Суставы и связки становятся более прочными.

• Укрепляются мышечные волокна.

• Мышцы становятся более упругими.

• Улучшается осанка, походка.

• Минимизируется риск травм.

Если ребенок имеет гибкое тело, то его двигательные возможности повышаются, что позволяет достигнуть успехов в будущем. Именно от гибкости зависит сила, скорость, координация детей.

Большинство дошкольников от природы гибкие. Однако это не означает, что с ними не нужно заниматься, ведь при отсутствии практики со временем способности начнут исчезать, а уровень физической подготовки снизится.

Гибкие дети более активные, ловкие. При этом они меньше травмируются, так как их связки более прочные, мышцы эластичные, они быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Во время занятий пластичный ребенок демонстрирует недюжинную выносливость, чего не скажешь о его пассивных сверстниках.

Малыши, которые регулярно тренируются, имеют красивую осанку и походку. Это связано с тем, что их опорно-двигательный аппарат укрепленный, а мускулатура сильная. По этой причине они не страдают таких распространенных заболеваний, как сколиоз, остеохондроз и т. д.

Повышенная гибкость у девочек

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Наверное, многие родители замечали, что девочки более гибкие, чем мальчики. Это обусловлено тем, что их мышечная ткань содержит больше эластина и коллагена, а все благодаря гормональному фону.

Однако следует помнить, что гибкость ребенка зависит от его генетики. Например, если мама с легкостью садилась в поперечный шпагат, то и ребенок, скорее всего, унаследует эту особенность. Наследственная пластичность зависит от общего состояния организма и некоторых внешних факторов (например, утром она может снижаться).

Гибкость можно получить, если регулярно работать над собой. Но для того, чтобы растяжка была эффективной, нужно провести разминку, чтобы температура мышц повысилась.

Оптимальный возраст для развития гибкости

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Начинать заниматься с ребенком можно с 2 до 3 лет. Именно в таком возрасте им проще выполнять упражнения на растяжку. Если с малышом регулярно тренироваться, то он сохранит свои качества до школьного возраста.

Сенситивный период развития гибкости у детей – от 5 до 7 лет. Именно в этот временной промежуток их организм более чувствительный к физической деятельности. Однако в таком возрасте не стоит выполнять сложные гимнастические упражнения, так как костно-мышечная система малыша в этот период находится на стадии формирования и суставы очень подвижные. Чтобы сохранить природную гибкость, достаточно выполнять элементарные упражнения.

Существуют следующие методики развития гибкости у детей 5 – 7 лет:

• Аэробика для самых маленьких.

• Ритмика.

• Активные игры на улице.

Ближе к школьным годам рекомендуется заняться стретчингом (система упражнения на растяжку связок и мышц). Это необходимо, если родители не хотят, чтобы снизилась пластичность ребенка.

При желании малыш может заняться детской йогой. Она отличается от взрослой тем, что занятия лишены философского аспекта, то есть дети просто изучают основные асаны и осваивают технику дыхания. Эта методика эффективно развивает гибкость тела, подвижность суставов. После регулярных занятий улучшается осанка, координация, нормализуется работа сердечно-сосудистой системы.

Правила безопасности при упражнениях на растяжку

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Чтобы занятия принесли только пользу, нужно соблюдать следующие правила:

• Дети могут выполнить практически любые упражнения, однако начинать следует с простых, постепенно повышая их сложность.

• Начинайте с упражнений, которые укрепляют мышцы и связки. Без предварительной подготовки повышается вероятность растяжения связок, повреждения суставов и других травм, тогда ребенок долго не сможет заниматься.

• Во время тренировок учитывайте индивидуальные особенности строения его тела.

• Следуйте основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность. В противном случае тренировки негативно скажутся на технике и могут привести к травмированию.

• Если ребенок не понимает, как правильно выполнять упражнение, то нужно использовать визуальные образы.

• Следите, чтобы ребенок постепенно увеличивал амплитуду движений по мере исчезновения болезненных ощущений.

• Важно заниматься регулярно, как минимум по 10 минут каждый день.

Кроме того, следует приучить малыша всегда начинать занятия с разминки. Важно разогреть мышцы перед выполнением основных упражнений, чтобы избежать травм.

Соблюдая эти правила, ваш ребенок добьется отличных результатов и сохранит их надолго.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в ситуации его общения со взрослым

Упражнения для дошкольников

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Для развития гибкости у детей дошкольного возраста используются различные подвижные игры:

• Наклоны. Поставьте игрушку на пол, попросите малыша повернуться к ней спиной и расставить ноги на ширину плеч. Потом ребенок плавно наклоняется вниз и берет игрушку. Потом он поднимает ее, прогибается назад в спине и передает ее одному из родителей, а они опять ставят ее на место.

• Потягушки. Кроха поворачивается боком к дивану, стулу или другой мебели. Правую руку он отводит в сторону и кладет на возвышенность. Потом он ритмично наклоняется вниз, стараясь дотянутся руками до пола. Потом он поворачивается в мебели другим боком и повторяет упражнение для другой ноги.

• Мельница. Ребенок соединяет ноги, а руки расставляет в стороны. Потом он начинает двигать руками, имитируя мельницу. Сначала выполняются маленькие круги, а потом большие.

• Лотос. Малыш садиться на коврик, вытягивает ноги вперед, затем берет одну из них и кладет на бедро другой ноги, также он поступает со второй конечностью. Руками он опирается на пол, расставляет плечи и фиксируется в такой позиции на 3 – 5 секунд.

• Мостик. Кроха ложиться на спину, сгибает колени, заводит руки за плечи. С поддержкой родителей он пытается подняться на мостик, а потом опускает на пол. Упражнение повторяют 6 раз. Это упражнение часто используют для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. При регулярных занятиях они смогут выполнять это упражнение без помощи родителей.

• Кукла. Ребенок стоит, расставляет ноги на ширине плеч, а потом начинает нагибаться, опуская туловище, при этом руки расслаблены и висят. Затем он выпрямляется и немного прогибается в спине назад.

• Ребенок садится на пол, кладет на область бедер гимнастическую палку, прокачивает его до носков, потом заводит его за ноги и двигает в обратном направлении. Потом палку достают и повторяют упражнение.

Во время занятий в качестве средств для развития гибкости у детей применяют различные упражнения: активные, пассивные, статические. Активные движения с полной амплитудой (махи руками, ногами, наклоны, вращательные движения туловищем) можно выполнять с предметами (гимнастическая палка, обруч, мяч и т. д.) или без них. Пассивные движения на гибкость включают: упражнения с поддержкой партнера, эспандера или амортизатора, с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам). Статические упражнения выполняются с помощью партнера, собственного веса или силы, они требуют фиксации в положении с предельной амплитудой на протяжении нескольких секунд. Потом ребенок расслабляется и опять повторяет действие.

Развитие гибкости у школьников

Сенситивный период развития гибкости у ребенка

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста проводится с помощью следующих упражнений:

• Ребенок становится на колени, заводит руки за спину, скрещивает кисти в замок на уровне таза. Потом согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.

• Школьник стоит, затем наклоняет голову так, будто хочет что-нибудь достать с помощью подбородка. Правой рукой он обхватывает голову так, чтобы пальцы могли достать до кончика левого уха. Затем он наклоняет голову вправо, помогая себе рукой. Потом упражнение следует повторить для другой стороны головы и руки зеркально.

• Ребенок вытягивает левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку он сгибает и ставит так, чтобы сделать упор для левого локтя. Затем левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Важно убедиться, что левая рука находиться на одном уровне с плечом.

• Школьник выпрямляет левую руку, вытягивает ее вперед ладонью внутрь. Затем он опускает ее перед собой на уровне плеча. Правая рука используется в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Потом упражнение нужно повторить для другой руки.

• Ребенок разводит руки на уровне плеч по сторонам, сгибает их в локтях под углом 90°, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи нужно повернуть так, чтобы предплечья располагались параллельно туловищу, но при этом локти не должны выходить из плоскости плеч. Ребенок должен максимально развернуть плечи.

• Школьник встает на колени, опирается руками на пол, разворачивает кисти внутрь. Потом нужно начать отклоняться назад, пока не почувствуется легкое напряжение в предплечьях и бицепсах.

• Ребенок лежит на спине, ноги вытянутые, потом он поднимает левую конечность, обхватывает ее левой рукой под коленом, а правой чуть выше. Затем он плавно притягивает ногу к голове.

Физические упражнения повышают настроение, мышечный тонус, развивают и поддерживают гибкость, укрепляют иммунитет.

Как видите, развитие гибкости у детей – это занятие ответственное, требующее усердия, правильного подхода. При выборе комплекса упражнений для гибкости и растяжки нужно учитывать возраст и личные предпочтения юного гимнаста. Важно заинтересовать малыша, для этого можно использовать различные спортивные снаряды, музыку. При регулярном выполнении вышеописанных упражнений с постепенным увеличением амплитуды ребенок сохранит и даже улучшит природную гибкость. Детям школьного возраста можно выполнять более сложные и эффективные упражнения для увеличения гибкости, направленные на улучшение состояния определенных групп мышц с целью улучшения спортивных результатов в будущем.

Читайте также:  Развитие ребенка к двум годам жизни

Дата: 13.07.2018

Источник

Наиболее благоприятные возможности для воспитания скорости движений, как отмечает профессор В.Филин, наблюдаются у детей 7-11 лет. Причем в этом возрасте скорость движений увеличивается в основном за счет частоты движений и их темпа. В 12-15 лет увеличение скорости движений происходит главным образом в результате развития мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Быстроту двигательных реакций целесообразно начинать воспитывать уже у начинающих заниматься с 7-8 лет, поскольку в этом возрасте отмечается повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Мышечная сила характеризуется степенью мышечного напряжения. Для мышечной силы наибольшие темпы прироста характерный в 13-15 лет. Мышечная сила зависит от физиологического поперечника мышц, характера биохимических реакций, особенностей нервной регуляции, степени проявления волевых усилий.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет, активная гибкость развивается в 10 — 14 лет, пассивная гибкость: 9 — 11 лет

По данным ряда исследователей, наибольший прирост амплитуды движений отмечается с 8-10 до 16 лет. Если гибкость постоянно совершенствовать то максимальная подвижность может развиться и после 16 лет.

с 7-11 лет необходимо обеспечить избирательно направленное развитие выносливости, чтобы ускорить прирост этого качества, используют сенситивный период, примерно в 15-20 лет, наблюдается максимальное ее проявление. Общая выносливость к длительной работе умеренной мощности сохраняется в онтогенезе человека дольше других физических качеств, снижаясь после 55 лет.

КРАТКО:

1) Сенситивные периоды развития быстроты: 10 — 11 лет и 14 – 15

2) Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет. А сложная координация: 9 — 10 и 12 — 13 лет.

3) Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16) Естественным путем развивается до 25 лет.

4) Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет, активная гибкость развивается: 10 — 14 лет, пассивная гибкость: 9 — 11 лет

5) Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 — 16 лет), у женского пола в (12 — 13 лет).

.

Источник

Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью. Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологи­ческого развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.

Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8-10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7-8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы.

Читайте также:  Развитие общения ребенка младшего школьного возраста

Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся.

Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).

Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70-80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9-13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12-13 лет, а в метаниях – в 13-14 и 16-17 лет.

Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются

В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

Например, у некоторыхлиц сила мышц снижается после 20-25 лет, когда поступательное биоло­гическое развитие организма заканчивается; у других — после 40-45 лет. В первую очередь с возрастом ухудшаются быстрота, гибкость и ловкость; лучше сохраняются — сила и выносливость, особенно аэробная. Быстрота с возрастом ухудшается по всем составляющим ее па­раметрам (латентному периоду сенсомоторныхреакций, скорости одиночного движения и темпа движений). От 20 до 60 лет время ла­тентного периода возрастает в 1.5-2 раза. Наибольшее падение ско­рости движения отмечается в возрасте от 50 до 60 лет, а в период 60-70 лет наступает некоторая стабилизация. Выносливость по сравнению с другими физическими качествами с возрастом сохраняется более длительное время. Считается, что ее снижение начинается после 55 лет, а при работе умеренной мощ­ности (с аэробным энергообеспечением) нередко она остается дос­таточно высокой в 70-75 лет.

Гибкость характеризуется способностью выполнять движения с максимальной амплитудой. Без специальной тренировки это качест­во начинает снижаться уже с 15-20 лет, что нарушает подвижность и координацию в различных формах сложных движений. У лиц пожилого возраста, как правило, гибкость тела (особенно позвоноч­ника) существенно снижена. Тренировка позволяет сохранять это качество долгие годы. При попытке восстановить гибкость лучший результат наблюдается у тех, кто имеет хорошую физическую подготовленность. Основным проявлением ловкости является точность двигательной ориентации в пространстве. Это качество также снижается довольно рано (с 18-20 лет);

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 21344; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11119 — | 7491 — или читать все…

Читайте также:

Источник