Рекомендации для развитие общения ребенка со взрослыми
Курко Валерия Львовна
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми»
Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет именно общение, и прежде всего общение маленького ребенка с взрослыми, которые помогают ему, основываясь на своей эрудиции. Общение является связующим звеном между людьми.
Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
Изначально психические функции человека формируются за счет участия не одного человека, а двух. Общение обуславливается стремлением человека к познанию самого себя и окружающих людей для дальнейшего саморазвития. Знание о себе и о людях переплетаются с отношением к другим людям, а так же с самооценкой. Оценка другого человека формирует собственное «Я» человека.
Общаясь, дети присваивают накопленный предыдущими поколениями общественно- исторический опыт. Лишившись общения с самого рождения, человек не сможет стать культурно и нравственно развитой личностью. В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, полная же изоляция от взрослых оставляет их на животном уровне.
Общение играет не только обогащает общее содержание детского сознания, но и формирует его структуру. Ребенок найти ответы на интересующие его вопросы, поэтому ему важно общение со взрослыми, благодаря им он узнает что есть правильно, а что есть плохо, познает мир, перенимает эмоциональное и речевое разнообразие.
Общение ребенка со взрослыми:
— Ускоряет развитие ребенка.
— Способствует нормализации отстающей в развитии речевого аппарата.
— Способствует устранению неправильного восприятия у ребенка.
Для детей взрослый является источником воздействий, таких как: сенсомоторные, тактильные, слуховые и др. Наблюдая за взрослыми,
ребенок будет стараться подражать им. Для накопления опыта взрослый знакомит ребенка с чем то новым для него, с целью достижения ребенком новых навыков, попутно корректируя его и поддерживая.
Формы общения ребенка со взрослыми
Потребности и интересы идут параллельно с развитием личности ребенка. В различные периоды жизни, начиная с первых месяцев жизни возникают мотивы, основываясь которых можно разделить разновидности мотивов общения на три вида:
1. Органические – общения ребенка со взрослыми, для постоянного удовлетворения потребностей организма.
2. Познавательные – общение ради удовлетворения любопытства и в познавательных целях.
3. Игровые – сочетание потребности в познании, движении и конструировании, а так же это источник деловых мотивов, которые формируются из за необходимости при игровой деятельности помощи со стороны взрослых.
При взаимодействии со взрослыми дети пользуются различными средствами общения. Существуют три типа, доминирующие у детей дошкольного возраста:
1. Экспрессивно-мимические: возникают в период первых двух месяцев жизни, как проявление эмоционального состояния и привлечение внимания активными жестами, адресованные окружающим, а так же выражение эмоций и впечатлений.
2. Предметно-действенные: возникают позднее и до 3-х лет, имеют знаковую форму.
3. Речевые операции: появляются после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения находятся на высоком уровне развития и сложности.
Общение в период раннего детства от 0 до 3 лет
После рождения ребенка адресованное общение со взрослыми у него отсутствует, он не отвечает на обращения и сам ни к кому не обращается. Его общение с окружающими выражается потребностью. По мнению М. И. Лисиной, у детей начиная с 2,5 месяца, появляется потребность в общении с окружающими людьми. Она выражается в известном комплексе оживления. В жизни ребенка процесс развития общения протекает в трех основных направлениях:
а) развитие мотивов общения;
б) развитие средств общения;
в) совершенствование форм общения.
После 2-го месяца жизни ребенок развивает особую активность, по отношению ко взрослому, которую проявляется в различных формах:
1. эмоциональные проявления;
2. действия направленных на привлечение внимания;
3. чувствительность к оценке взрослого.
Говоря об ответной деятельности, существуют следующие схемы развития потребности в общении. Она формируется на основе других потребностей. Первая схема это появление дискомфорта, что ребенок выражает в виде крика, и внимание взрослого, которое он проявляет, чтобы этот дискомфорт устранить. Вторая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в
окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок начинает входить в мир социальных отношений. В случае лишения ребенка возможности общения со взрослым в этом периоде, как следствие происходит замедление развития ребенка, которое проявляется в:
— отсутствии сформированной речи ;
— отставании в умственном развитии;
— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
— замедлении развития эмоциональной деятельности, упрощении эмоциональной сферы;
— вялости и компенсационных движения.
Овладения речью как средством общения у ребенка наступает в течение первых лет жизни. Младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так равномерно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позже начинает активно воспользоваться.
Существует несколько этапов становления речи:
1. Довербальный этап: ребенок еще не соображает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но тут равномерно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем.
2. Этап возникновения речи: осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова.
3. Этап развития речевого общения: обхватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совсем и разнообразно употребляет её для общения с окружающими взрослыми.
В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
Первый этап заключается в том, что ранее приобретённые методы общения без речи являются недостаточными. При проявлении интереса и желания взаимодействовать с предметами у ребенка возникает потребность в обращении ко взрослым, что не возможно без овладевания речью.
Второй этап служит переходной ступенью меж двумя эрами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной, и начинается он от конца 1-го года до второй половины 2-го года. При замедленном речевом развитии может растянуться на год полтора. Возникает понимание речи окружающих взрослых и возникают первые вербализации – лепет или по слоговая реч. Он длится до конца первого года жизни. Ребенок начинает осознавать значение и принадлежность звуков, а так же что они характеризуют. Например если ребенок произнесет “ма-ма”, мать отреагирует.
Взрослый ставит перед ребенком задачу и просит выполнить действие по словесной аннотации и предугадывает действие. Если взрослый не предугадывает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей появляется разрыв меж уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ ему осуществляются при активном восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как моделирующее специальные речевые тембры и как метод случайного артикулирования произносимого слова.
С помощью нехитрых способов взрослый завлекает внимание ребенка к предмету, вначале указывает, производит манипуляции, проговаривает слово, обозначающее предмет и переодически повторяет его.
Таковым образом, ребенок усваивает два главных элемента поставленой перед ним задачи:
1. Объект и его словесное обозначение связаны между собой. С целью усвоения ребенком значение предмета или действия взрослый или просит ребенка назвать указываемый предмет, или сам называет его, просит показать среди других.
2. Успешное действие ребенка и решение поставленой перед ним задачей вознаграждается выдачей ему предмета для игры, сам взрослый время от времени принимает участие во взаимодействии с этим предметом.
В коммуникативном факторе выделяют три стороны, которые представляют собой итоги усвоения контактов ребенка и взрослого:
1. эмоциональные контакты,
2. контакты в ходе совместных действий,
3. голосовые контакты.
Общение в дошкольном возрасте 3- 7 лет
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также отношения со сверстниками, проявляющиеся во взаимодействии и игровом виде.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя разнообразие постоянства функционального назначения вещи. Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок обучается общепринятым формам форм общения, у него бурно развивается речь, которая несет новую экспрессивную функцию.
Параметры общения:
1) форма общения:
— вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
— внеситуативно-личностное (5-6 лет).
2) содержание потребности в общении:
— потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
— потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве,
уважении взрослого при ведущей роли стремления к
сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
3) ведущий мотив общения:
— Познавательный: взрослый, как более эрудированный, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей; (4- 5 лет);
— Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая
знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
— первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
— приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
На данном этапе при речевом общении происходят изменения содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения, овладение случайной регуляцией речевыми средствами. Познавательные интересы детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферуобъектов, людей и их взаимодействия с общественным миром. Перестраивается форма общения детей — она становится внеситуативно-личной.
Её отличительные признаки:
а) внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;
б) потребность детей в общении со взрослыми является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взорами служит для детей критерием правильности этих оценок;
в) ведущее место занимают личностные мотивы общения, олицетворенные во взрослом который имеет свои особенные моральные свойства, нравственные достоинства, всестороннюю богатую особенность;
При виде взрослого ребенок может не редко испытывать смущение, которое подавляет его речь. Молчание либо речь шепотом частенько указывает на робость, испытываемую детьми. До самого дошкольного возраста подавление речи при виде нового человека сохраняется, что обуславливается бедностью ее содержания. С возрастом дети все более овладевают случайной регуляцией речи, и это составляет непременное условие их обучения в детском саду и их подготовки к обучению в школе.
Этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают понятийным заполнением слова и потому научаются использовать его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации.
Рекомендации.
Рекомендации родителям
1. Каждый малыш индивидуален и в первую очередь родители должны это понимать, полюбить своих детей со всеми их плюсами и минусами и найти индивидуальный подход.
2. В общении с детьми нельзя переходит на личности и критиковать попытки ребёнка что-то сделать самостоятельно. Будет лучше, если ребенок не справиться или что то сломает, но зато получит необходимый опыт для развития в дальнейшем. Можно ненавязчиво предложить ему свою помощь.
3. Нужно постоянно проявлять совою любовь и заботу в словах прикосновениях и взглядах. Ребенок должен чувствовать вашу готовность поддержать его в любой ситуации.
4. В общение с ребёнком нужно избегать грубой интонации, насмешек и издевательств, дети очень хорошо чувствуют эмоциональную окраску в голосе.
5. Нельза психологически перегружать ребёнка вне соответствии с его возрастом, родители должны адекватно оценивать возможности своего ребёнка.
6. Родители должны давать ребёнку положительные эмоции и учить его радоваться жизни, а так же радоваться вместе с ним и замечать его успехи, а так же учить радоваться успехам других.
7. Ребенок впитывает в себя все, что видит вокруг, поэтому он является зеркалом своей семьи и своих родителей, поэтому родители должны следить за собой и своими эмоциями. 8. Родители должны выполнять обещания и отвечать за свои слова, приучая ребенка к тому же. 9. Уважение к старшим и к труду должно воспитываться у ребёнка на примере его родителей.
10. Родители должны уважать своего ребёнка советоваться с ним, интересуйтесь тем чего он хочет, а чего нет.
11. При разговоре родители должны стараться занять такое положение, что бы видеть его глаза, и внимательно слушать своего ребенка,
12. Наказывая ребёнка, родитель должен понятно и доступно объяснить причину наказания и не быть чрезмерно строгими.
13. Родители должны установить небольшое количество запретов, чтобы ребёнок чувствовал рамки дозволенного и не заходил за них.
Рекомендации педагогам
1. Преподаватель должен предоставить радостную и радушную встречу ребенку.
2. Важно вовлечь ребёнка в коллективные игры, например игрушкой или интересной игрой. 3. Преподавателю необходимо создать вокруг ребенка чувство безопасности и защищенности.
4. Должны учитываться возрастные особенности и к каждому ребёнку использоваться свой индивидуальный подход.
5. Важно, чтобы преподаватель приучал детей бережно относится к вещам и игрушкам (как к своим так и к чужим).
6. Преподаватель должен создавать в группе дружественную обстановку.
7. Важно учить детей решать конфликтные ситуации не кулаками а с помощью разговора, воспитывать уважительное отношение к окружающему миру и товарищам.
8. Педагоги могут сотрудничать и играть вместе с детьми.
9. Преподаватель должен помогать застенчивым детям влиться в коллектив, а так же уважать мнение ребёнка и его личность.
10. Важно уделять каждому ребёнку должное внимание, выслушивать и поддерживать его, чтобы он чувствовал понимание и сочувствие.
Источник
Татьяна Южакова
Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей
В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детей имеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослым, преобладание среднего уровня сформированности навыков культуры общения, проявление несформированности навыков в общении со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников. Предлагаем вниманию разработанные нами рекомендации, соблюдая которые, родители, смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями и повысить социальный статус в группе сверстников.
1. Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:
• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познава-тельного содержания;
• Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;
• Отвечайте на все вопросы детей;
• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть пред-ставления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.
2. Для развития личностной формы общения:
• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках, например рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;
• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;
• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;
• Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;
• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.
• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.
3. Для формирования навыков культуры общения со сверстниками:
• Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками, познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить.
• Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем
• Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;
• Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;
• Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.
4. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников, его социальный статус:
• Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;
• Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. ;
• Учите ребенка приглашать друзей в гости, быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;
• Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;
• Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.
5. Для повышения чувствительности к партнеру по общению:
• Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;
• Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнера по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнера.
• Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;
6. Для улучшения межличностных отношений ребенка в группе сверстников:
• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);
• Развивайте способность уступать, помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.
7. Для решения проблем в межличностных отношениях, и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:
• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;
• Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;
• Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться.
• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.
• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации;
• Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей.
• Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по от-ношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;
• Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегании общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;
• Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность. Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;
• Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.
8. Для формирования навыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками:
• Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;
• Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;
• Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость.
• Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;
• Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие;
• Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.
Источник