Нарушение развития слепоты у ребенка

Нарушение развития слепоты у ребенка thumbnail

Слепота у детей диагностируется уже в первый месяц жизни ребенка в тот самый период, когда у ребенка впервые появляются несвязные движения глазок.

Если во время обследования глаз ребенка врачом-офтальмологом в возрасте 31-й недели появляется подозрение, что у ребенка зрачки плохо реагируют на свет, необходимо в полном объёме обследовать глазки ребенка.

Дело в том, если имеется плохая реакция зрачков ребенка на свет, можно в полнее обоснованно предположить, что у ребенка слепота обоих глаз. Если у ребенка слепота обоих глаз, то в возрасте четырех месяцев и старше, то свидетельствующим признаком этого будет ярко выраженное неспособность фиксировать взгляд.

Причины врожденной слепоты

Врожденная слепота у ребенка может иметь, как явные причины, которые влекут за собой структурные изменения глаз, так и латентные, то есть скрытые, без видимых структурных изменений. Давайте рассмотрим и немного разберем их.

— Аниридия –  порок развития цветной структуру глаза, может быть врождённым или приобретённым. Данный порок развития, диагностированный при рождении, встречается значительно чаще, чем приобретенный.

— Врожденная катаракта – весьма распространённое врожденное заболевание. Диагноз врожденная катаракта ставиться более чем в 50% случаях. Среди всех патологий глаз диагностируемых при рождении, эта патология является самой распространённой. Для неё характерно как одностороннее развитие (на одном глазу), так и двухстороннее (на обоих глазах), кроме этого она может развиваться параллельно с другой патологией глаз.

— Ретинопатия недоношенных – порок врожденного развития, при котором нарушается развитие сетчатки в силу воздействия различных факторов, среди которых: преждевременные роды, ИВЛ (искусственная вентиляция легких), кислородная зависимость, воздействия инфекций в период развития плода, общая незрелость.

— Гипоплазия зрительного нерва – чаще всего это врожденный дефект развития, чем приобретенный, при котором размер диска зрительного нерва маленький в результате недоразвития нервных волокон. К причинам относят СЗРП (синдром задержки развития плода), гормональный дефицит во время беременности, употребление алкоголя и табака, наркотических веществ в первые три месяца беременности, некоторых специфических препаратов, например, стероидов, лекарственный препаратов от простуды в последующие месяцы беременности. Гипоплазия зрительного нерва может быть односторонней, двусторонней, изолированной. Часто протекает совместно с косоглазием, двусторонняя гипоплазия в ряде случаев сочетается с синдромом Морсье.

— Врожденная атрофия зрительных нервов – возникает при полном или частичном разрушении волокон зрительного нерва с последующей заменой их соединительной ткани. Причина врожденной атрофии зрительного нерва носит наследственно-генетический характер развития, чаще всего встречается болезнь Лебера. Различаю первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. У детей врожденная атрофия зрительного нерва встречается редко.

— Врожденное нарушение сумеречного зрения – имеет наследственно-генетическую природу развития. При данной патологии нарушается адаптация глаз к условиям с плохой освещенностью (сумерки, темнота, искусственное затемнение). Очень часто наблюдается при синдроме Ашера, наследственном пигментном ретините и другой патологии передающейся по наследству. Симптомы этого заболевания заметны уже в раннем возрасте, наблюдается сужение полей зрения и снижение зрения. Снижение зрения при этой патологии не поддается лечению. Дети с такой патологией боятся темноты, поэтому часто кричат и плачут.

— Ахроматопсия — это  врожденная патология, для которой характерно полное отсутствие цветового восприятия. Заболевание имеет две формы: палочковая монохромазия и колбочковая монохромазия. При палочковой монохромазии отсутствуют колбочки, поэтому человек видит весь мир в сером цвете, а вот при колбочковой монохромазии мир воспринимается только в каком-то одном оттенке цвета.

— Выраженные аномалии рефракции –  миопия, гиперметропия, астигматизм.

Обследования для выявления слепоты у детей

— Для выявления той или иной причины, необходимо собрать данные о ребенке, матери и отца, а также о наследственных заболеваниях, как протекала беременность, в какой срок родился ребёнок, антропометрические данные ребёнка.
— Оценивают способность ребенка фиксировать взгляд
— Оценивают реакции зрачков на свет, их симметричность
— Определяют степень рефракции после циклоплегии
— Обязательно необходимо пройти консультацию у невролога
— Если у ребенка имеется неврологическая симптоматика, назначают КТ и МРТ головного мозга.

Лечение слепоты обоих глаз у ребенка

Лечение слепоты обоих глаз у ребенка может быть разным и проводится на основании установленной причины, поэтому носит индивидуальный и специфический характер. Лечение проводится под наблюдением офтальмолога, педиатра и невролога.

Источник

Содержание:

В этой статье

  • Что такое нарушение зрения?
  • Как видит ваш ребенок?
  • Причины детской слепоты
  • Признаки и симптомы слепоты у детей
  • Как проводится диагностика?
  • Влияние слепоты на ребенка
  • Лечение слепоты у ребенка
  • Воспитание ребенка со слепотой

Можно утверждать, что видение является наиболее важным из пяти наших чувств, поскольку жизнь без зрения — это то, чего любой из нас боится. Зрение — это то, что ценит всю жизнь и может ускользнуть, если вы не позаботитесь о нем.

У многих детей наблюдается слепота или нарушение зрения по мере взросления. К жизни без зрения может быть сложно приспособиться, но это нужно делать, если ребенок хочет жить как можно более нормально. Если вы чувствуете, что ваш ребенок не реагирует должным образом на свет или движущиеся объекты, это может свидетельствовать о нарушении зрения. Итак, в этой статье давайте рассмотрим, что такое слепота, каковы ее причины и как с ней бороться.

Что такое нарушение зрения?

Нарушение зрения охватывает множество состояний, и это не обязательно означает, что ребенок ничего не видит. Нарушение зрения может относиться к полной потере зрения или частичной потере зрения (так что дети могут видеть в некоторой степени, но, возможно, не ясно), или даже к дальтонизму и связанным расстройствам. Это может произойти в любом возрасте — начало не должно быть с молодого возраста. Во многих случаях проблемы длятся недолго, а затем исчезают, но в других случаях они могут остаться или даже ухудшиться с течением времени.

Есть два типа нарушений зрения:

1. Низкое зрение

Слабое зрение означает, что ребенок все еще может видеть что-то, но не может видеть все то, что должен видеть ребенок его возраста. Это может относиться к размытости, уменьшению поля зрения или уменьшению зрения. Дальтонизм также попадает в поле зрения, и это означает, что ребенок не сможет увидеть некоторые конкретные цвета.

2. Слепота

С юридической точки зрения дети со слепотой не могут видеть на 6 м то, что ребенок без проблем со зрением может видеть на 60 м или если поле зрения меньше 20 градусов в диаметре. По сравнению с этим нормальный человек может видеть до 180 градусов.

Как видит ваш ребенок?

Органом зрения является глаз, который состоит из различных частей, таких как сетчатка, роговица, хрусталик, радужная оболочка и зрительный нерв, среди многих других. Все эти части выполняют функцию, и когда они работают в тандеме с мозгом, собирая изображения, фокусируя свет, ребенок может видеть. Если какая-либо из этих частей неисправна, это приводит к потере зрения, полной или частичной, у ребенка.

Причины детской слепоты

Причин слепоты у детей может быть много — от несчастных случаев до генетики. Вот некоторые из них:

  • У недоношенных детей может возникнуть слепота, потому что мозг какое-то время был лишен кислорода. Это вызывает гибель клеток мозга, которые отвечают за контроль зрения, что приводит к слепоте.
  • Если в мозгу происходит кровотечение, может возникнуть слепота.
  • Витамин А очень важен для правильной работы глаз, поэтому его недостаток может привести к потере зрения. Однако такая потеря зрения обратима.
  • Если у ребенка недостаточно развит зрительный нерв, может возникнуть слепота.
  • Генетика также может быть причиной, и слепота может передаваться ребенку по наследству.
  • Несчастные случаи, в которых посторонние предметы попали в глаза, также могут вызвать слепоту.
  • Врожденная катаракта является одной из основных причин излечимой слепоты у детей.
  • Раннее начало диабета у ребенка может привести к таким состояниям, как диабетическая ретинопатия, что может привести к постепенной потере зрения.
Читайте также:  Рост и вес ребенка в утробе по неделям развития

Признаки и симптомы слепоты у детей

Детям может быть трудно объяснить в молодом возрасте, что они плохо видят, поэтому поиск симптомов может помочь вам понять, произошла ли потеря зрения. Некоторые из симптомов приведены ниже.

  • Зрачки ребенка могут быть неравными по размеру.
  • Зрачки могут иметь белую окраску, а не черный цвет.
  • Если вы поместите какой-либо предмет перед ребенком, его глаза могут не двигаться.
  • Глаза часто пересекаются, когда этого не произошло раньше.
  • Глаза, кажется, не фокусируются ни на чем.
  • Глаза вашего ребенка выпучены или двигаются ритмичными, неконтролируемыми движениями.
  • Ребенок стал неуклюжим, с ним все чаще и чаще сталкивались или натыкались.
  • Ваш ребенок, кажется, избегает задач, которые требуют концентрации и хорошего зрения.
  • Ваш ребенок слишком часто щурится и мигает.
  • Может показаться, что ваш ребенок сидит слишком близко к телевизору или держит книгу, чтобы закрыть ее лицо, чтобы прочитать ее.

Как проводится диагностика?

Если вы пришли к выводу, что у вашего ребенка могут быть проблемы со зрением, важно, чтобы вы немедленно пошли к врачу. Чтобы остановить или, возможно, переломить ситуацию, вам необходимо как можно быстрее поставить диагноз. Вам необходимо посетить своего врача общей практики или педиатра с вашим ребенком, чтобы врач мог проверить глаза вашего ребенка. Затем он может направить вас к детскому окулисту или детскому офтальмологу. Глазной врач проведет больше тестов на вашем ребенке и постарается определить, в чем проблема. В случае, если врачи говорят, что с вашим ребенком все в порядке, но вы все равно не можете избавиться от этого ворчащего чувства, нет никакого вреда в получении второго мнения.

Влияние слепоты на ребенка

Слепота влияет не только на зрение вашего ребенка, но и на другие сферы его личности. Некоторые из последствий потери зрения у детей приведены ниже.

  • Ему может быть трудно общаться, так как ему трудно видеть, как люди машут руками или жестами.
  • Общение тоже становится трудным, так как он не может играть из-за неуклюжести, связанной с потерей зрения.
  • Он может быть не в состоянии определить разницу между днем ​​и ночью.
  • Ваш ребенок может не пытаться двигаться, так как он не может видеть интересные предметы, расположенные перед ним.
  • Научиться писать и читать тоже становится сложно.

Лечение слепоты у ребенка

У детей часто наблюдается потеря зрения, поэтому крайне важно начать лечение с ранней стадии. Вы должны помнить несколько вещей во время лечения.

  • Если вы подозреваете, что что-то не так со зрением вашего ребенка, обращайтесь к врачу и обязательно не забывайте проходить регулярные осмотры.
  • Не забудьте упомянуть все признаки, которые заставили вас почувствовать, что ваш ребенок может ослепнуть к врачу.
  • В некоторых случаях операция может быть ответом на проблему. Во многих других контактные линзы или очки могут быть решением.
  • Дефицит питательных веществ также может привести к частичной потере зрения, поэтому всегда обеспечивайте здоровую диету своему ребенку.

Воспитание ребенка со слепотой

Частичная слепота — это не то, что должно беспокоить родителей, так как решение проблемы — это очки или лазерная хирургия в большинстве случаев. В случае, если ребенок полностью слепой, растить ребенка будет труднее — обычно состояние не поддается лечению. Вы всегда должны поддерживать своего ребенка — вы должны помнить, что у вашего ребенка нет проблем в других сферах жизни или развития. Вам просто нужно немного больше заботиться о своем ребенке.

Слепота является серьезной проблемой, поэтому вы всегда должны посещать врача, как только вы думаете, что что-то не так. Здоровая диета, очки и хирургическое вмешательство могут решить большинство проблем в этой области, но если ваш ребенок полностью слеп, вы должны убедиться, что никакая другая часть его жизни не получит побочного ущерба из-за его состояния.

Источник

Причины слепоты и нарушения зрения у детей

Правильной оценке относительной значимости различных причин нарушений зрения, а также сравнению их роли в разных странах и внутри страны в различные периоды времени способствовало введение двойной классификации, в которой для каждого ребенка пораженная «анатомическая структура» сопоставляется с этиологическими факторами, разделенными на категории в зависимости от возраста их воздействия.

Сначала эта классификация была использована в развивающихся странах, в настоящее время она применяется при исследованиях и в индустриально развитых странах; классификация приведена в таблице ниже.

Данные из различных источников за 1999 год, собранные или переработанные в соответствии с данной системой классификации, представлены в таблицах ниже. Большая часть данных по развивающимся странам получена при обследовании детей из школ для слепых; данные по индустриально развитым странам в основном взяты из регистров слепых. Поражения более высоких отделов зрительных путей при преждевременных родах преобладают в наиболее богатых странах. В беднейших странах преобладает приобретенная детская патология, вызывающая рубцевание роговицы.

Для повторного анализа по регионам в период между 1999 и 2010 годами было опубликовано недостаточное количество данных. Однако снижение смертности и слепоты в азиатских странах может быть связано со снижением частоты коревой инфекции и недостаточности витамина А среди детей дошкольного возраста. Во многих регионах катаракта — наиболее значимая излечимая причина слепоты у детей.

Структура этиологических факторов нарушения зрения у детей в отдельно взятой стране определяется соотношением между биологическими, экологическими и социальными факторами развития заболеваний глаз, а также доступностью методик и средств их лечения и профилактики. Этим вызваны региональные различия относительной значимости различной патологии, но возможно, нельзя сравнивать данные из различных источников или из источников, использующих разные определения случая.

Основные национальные тенденции зависят от определяемого экономическим и социальным развитием соотношением между факторами риска и мерами по лечению или профилактике. Например, в индустриально развитых странах частота офтальмии новорожденных и других причин рубцевания роговицы значительно снижена, но возросло число церебральных нарушений зрения, ROP и наследственных дистрофий сетчатки.

Врожденные катаракты остаются важной причиной тяжелого снижения зрения во многих развивающихся странах, несмотря на недавние значительные успехи в лечении этой патологии в индустриально развитых странах. Наиболее заметные изменения произошли в странах «среднего достатка» — в Латинской Америке и Восточной Европе, где в настоящее время ROP является наиболее частой причиной слепоты у детей. Вероятно, что эта тенденция продолжается в быстро развивающихся странах Азии, где повышается качество неонатальной помощи и повышается выживаемость недоношенных детей.

Относительная значимость различных заболеваний также варьирует в зависимости от того, какая степень нарушения зрения подлежит изучению. Значение альбинизма и врожденной катаракты выше при обследовании детей с любыми степенями нарушениями зрения (нарушения зрения, в т.ч. тяжелые или слепота), тогда как ROP и церебральные нарушения зрения становятся более значимыми, если исследуются только слепые дети.

Читайте также:  Развитие ребенка с 2 до 3 лет сенситивный период

Полученные картины могут различаться в зависимости от того, изучается ли встречаемость или заболеваемость, поскольку важную роль может играть выживаемость. Исследования, ограниченные детьми среднего и старшего школьного возраста с имеющимся снижением зрения (встречающиеся случаи) недооценивают число детей за счет заболеваний, связанных с ранним летальным исходом, например рубцеванием роговицы при острой недостаточности витамина А или зрительными нарушениями, связанными с крайне низким весом при рождении или тяжелыми системными заболеваниями.

Такие искажения могут быть особенно выраженными в странах, где доступ к врачу-специалисту затруднен.

Данные, приведенные в статьях на сайте, не учитывают детей с нарушениями зрения вследствие только недиагностированных или некорригированных аномалий рефракции. Они составляют огромное количество детей — в настоящее время, возможно, 2 миллиона — большинство из которых живут в Юго-Восточной Азии и страдают некорригированной миопией.

Классификация причин нарушения зрения и слепоты у детей
Причины слепоты у детей в различных регионах мира
Причины слепоты у детей в различных регионах мира
Частота слепых детей и их излечимых причин

— Также рекомендуем «Меры профилактики слепоты и нарушения зрения у детей в программе VISION 2020″

Оглавление темы «Эпидемиология болезней глаз»:

  1. Проблемы эпидемиологии глазных болезней — офтальмологической эпидемиологии
  2. Критерии ребенка с нарушением зрения
  3. Нарушения зрения у детей как причина инвалидности
  4. Эпидемиология нарушения зрения и частоты слепоты у детей
  5. Причины слепоты и нарушения зрения у детей
  6. Меры профилактики слепоты и нарушения зрения у детей в программе VISION 2020

Источник

К детям с нарушением зрения относятся:

слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зре­нием, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видя­щем глазу;

слабовидящие со снижением зрения от 0,05до 0/2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

дети с косоглазием и амблиопией.

Слепота — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты централь­ного зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зри­тельных функций. Наиболее выраженные с клинической и тифло­педагогической точек зрения формы детской слепоты характери­зуются тем, что нарушаются функции различных зрительных струк­тур в результате органических поражений зрения. Раннее наступ­ление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психо­физическом развитии детей.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсо­лютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощуще­ния. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вбли­зи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Остаточное зрение характеризуется:

неравнозначностью взаимодействия различных зрительных фун­кций и несоответствием их параметров;

неустойчивостью зрительных возможностей и снижением ско­рости и качества переработки информации;

наступлением быстрого утомления из-за снижения функцио­нальных возможностей зрения.

Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожден­ная слепота чаще всего является следствием повреждений или забо­леваний плода в период внутриутробного развития.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной воз­никновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего сомати­ческого ослабления здоровья.

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследст­венный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития орга­на зрения могут быть различные заболевания матери во время бе­ременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хро­нических болезней).

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные и никотиновые интоксикации, автаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу не­доношенных детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Врожденная атрофия зрительного нерва наблюдается как само­стоятельное заболевание, причина которого наследственные или врожденные аномалии. Частичная атрофия зрительного нерва может быть сопутствующим нарушением при других глазных заболеваниях.

При атрофии зрительного нерва нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз могут быть связаны с поражением ЦНС. Поражения зрительно-нервного аппарата органа зрения, приводящие к слепоте, являются не только следствием различных заболеваний ЦНС, но и результатом травм, инфекционных и дру­гих заболеваний. При атрофии зрительного нерва на лучше видя­щем глазу сохраняется форменное зрение.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05—0,08 и бо­лее высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состоя­ния зрения лучше видящего глаза и таких зрительных функций, как цветовое и периферическое зрение, и прежде всего от остроты центрального зрения. Известно, что при атрофии зрительного не­рва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу нахо­дится в пределах 0,05—0,2 или выше — 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, ост­рота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма — миопия (близорукость), достаточно часты гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Высокая степень аномалии рефракции (аметропия) наблюда­ется при изменениях размера глазного яблока. При миопии оно увеличено в осевом размере, при гиперметропии — уменьшено. При близорукости луч преломляется средой глаза так, что фоку­сируется впереди сетчатки. Изображение бывает расплывчатым и предметы видны неясно. Чем выше близорукость, тем ниже остро­та зрения. Иногда наблюдается осложненная прогрессирующая бли­зорукость, сопровождающаяся серьезной патологией глаз.

При дальнозоркости изображение предметов фокусируется по­зади сетчатки, поэтому получается неясным и расплывчатым. При большой степени дальнозоркости (8,0D — 10,0D и выше) значи­тельная нагрузка ложится на функцию аккомодации. Результатом такого напряжения является зрительное утомление во время рабо­ты на близком расстоянии, из-за чего сливаются и становятся не­ясными буквы, начинаются головные боли.

Одной из причин слабовидения является также астигматизм — аномалия преломляющей способности глаза, при которой в од­ном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Ас­тигматизм не всегда корригируется очками, поэтому у детей воз­никают трудности видения объема, глубины, удаленности объек­тов, так как у детей чаще всего отсутствует бинокулярное видение.

Причиной слабовидения может быть альбинизм. Эта врожден­ная аномалия, которая характеризуется отсутствием пигмента в сосудистой и радужной оболочках глаза, в ресницах, бровях и коже. Дети при этом нарушении испытывают светобоязнь, у них снижа­ется острота зрения.

Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зри­тельного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, атрофии зри­тельных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачествен­ные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационар­ным (пороки развития) — микрофтальм, альбинизм, дальнозор­кость, астигматизм высоких степеней, а также непрогрессирую­щие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.

При слабовидении так же, как и при слепоте с остатком зрения, могут быть нарушения цветоразличения. Степени выраженности цветоаномалий неодинаковы и зависят от глазного заболевания.

Нарушения рефракции часто сопровождаются снижением цвето­чувствительности. Близорукость характеризуется нормальным цветовосприятием. К некоторым нарушениям цветоразличения могут привести изменения на глазном дне. Заболевания хрусталика чаще всего не сказываются на цветовосприятии. Осложнение цветораз­личения характерно для дистрофии сетчатки, при которой наблю­дается снижение порога чувствительности между красным и зеле­ным цветами. Частичная атрофия зрительных нервов может выз­вать понижение чувствительности к цвету.

Читайте также:  Какие книги почитать ребенку 4 лет для развития

При врожденной атрофии зрительного нерва наблюдается сни­жение чувствительности красного, зеленого и синего цветов.

Таким образом, слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, разным уровнем их сохранности и возможности взаимной компенсации, степенью выраженности патологии. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает боль­ше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира. Это главная особенность, отличающая слабовидение от остаточного зрения.

Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит по­ражение различных отделов зрительного анализатора и его сен­сорно-двигательных связей. Косоглазие не только приводит к рас­стройству бинокулярного видения, но и препятствует его форми­рованию. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (пре­ломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (при­способления глаза к рассматриванию предметов на разных рассто­яниях) и конвергенции (сведение осей глаз для видения предме­тов на близком расстоянии).

Физиологическим механизмом приспособления глаза к рассмат­риванию предметов на разных расстояниях является аккомодация, в результате действия которой в норме происходит фокусирование изображения на сетчатке глаза. Аккомодация осуществляется за счет взаимодействия цилиарного тела, цинной связки и хрусталика. При правильном сокращении круговых волокон цилиарной мышцы и соответствующем расслаблении цинной связки и сумки хрустали­ка происходит фокусирование изображения на центральной ямке сетчатки.

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной сис­тем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (де­виацию) глазного яблока.

Косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и на­рушением функции бинокулярного зрения. В зависимости от того,

куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70—80 % случаев сочетает­ся с дальнозоркой рефракцией.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60% слу­чаев близорукой рефракцией. Есть основание полагать, что близо­рукость может быть одним из факторов, способствующих возник­новению расходящегося косоглазия.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) — ко­сит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зре­ние, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих гла­зах. Постоянное косоглазие сложнее альтернирующего (то косит, то не косит), так как при нем в результате постоянного отклоне­ния одного глаза, при отсутствии фузии (слияния двух изображе­ний) довольно быстро развивается амблиопия.

Нарушение слияния двух изображений в одно может возник­нуть вследствие усиленной (при дальнозоркости) или ослаблен­ной (при близорукости) аккомодации и связанной с ней конвер­генции (сведение осей глаз). Такое косоглазие называется аккомо­дационным, а все другие формы содружественного косоглазия — неаккомодационными. При аккомодационном косоглазии, кото­рое встречается в 25—40% случаев, ношение очков приводит к симметричному положению глаз. Неаккомодационное косоглазие требует длительного комплекса лечения, включая оперативное вме­шательство. Успех в этом случае зависит от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала восстановительного ле­чения. Чем раньше оно начато, тем больше возможностей для по­лучения положительных результатов, что, однако, удается сделать весьма нечасто потому, что сами родители не всегда способны определить дефект зрения.

В нормальных условиях на рассматриваемый объект (точку фик­сации) направлены зрительные оси обоих глаз. Два изображения фиксируемого объекта, падающие на центральные ямки сетчаток глаз, сливаются в видимое изображение.

Под влиянием неблагоприятных условий высокая и точная согла­сованность деятельности обеих половин зрительного анализатора может нарушиться, что приведет к расстройству бинокулярного зрения. При косоглазии зрительная ось одного глаза отклоняется от совместимой точки фиксации. В таком случае изображения объек­та падают на неидентичные точки сетчаток правого и левого глаза, становятся несовместимыми, появляется тенденция к двоению зри-

тельного изображения, затрудняется ориентировка в пространстве. Центральная нервная система принимает активные меры к тому чтобы изображение, воспринимаемое с отклоненного глаза, по­давлялось, из-за чего на нем возникает функциональная скотома.

Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз.

Термином «амблиопия» обозначают такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефрак­ционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, — не параллельность оптичес­ких осей глаза, при этом в 85—90 % случаев косоглазия наблюда­ется разная степень снижения зрения, т. е. появление амблиопии.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различа­ют амблиопию слабой (острота зрения 0,8 — 0,4), средней (острота зрения 0,3 — 0,2), высокой (острота зрения 0,1 — 0,05) и очень вы­сокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени (Э. С. Аветисов, 1963).

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирую­щий участок — центральная ямка сетчатки) и амблиопия с непра­вильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70—75% случаев.

Рефракционная амблиопия возникает вследствие аномалий реф­ракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зре­ния может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возник­новения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.

Анизометропия — неодинаковая рефракция обоих глазэ в ре­зультате которой наблюдается неодинаковая величина изображе­ния предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ и служит причиной для появления рефракционной амблиопии.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутне­ния оптических сред глаза (катаракты, помутнения роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего пос­ле какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Иногда амблиопия может быть причиной косоглазия. Это про­исходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное сниже­ние остроты зрения (до 0,3—0,4 и ниже), при котором невозмож­но слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит к косоглазию.

Осуществление коррекции амблиопии возможно при правиль­но организованной коррекционно-педагогической работе с исполь­зованием специальных оптических и технических средств коррек­ции и компенсации, а также упражнений и дидактических зада­ний, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.

Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу.

Как известно, зрительный дефект обусловливает в целом весь ход психического развития ребенка, поэтому необходима специ­альная медико-психолого-педагогическая помощь, позволяющая восполнить недостаточность зрительной информации и нормали­зовать формирование личности ребенка.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 6932; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9077 — | 7319 — или читать все…

Читайте также:

Источник