Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка thumbnail

ребенок речевой психический

Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности — способности к осуществлению речевой деятельности.

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.

Одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р.Е. Левиной, является онтогенетический принцип — принцип опоры на развитие речи в онтогенезе.

Особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями — психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует, прежде всего, назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, P.M. Боскис и др. В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).

Цель настоящей работы: изучение этапов формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

— определить роль речевой функции в психическом развитии ребенка;

— охарактеризовать основные этапы нормального речевого развития ребенка.

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.

Появлению дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих имеет место действие скрытой, необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

— отстает психическое развитие ребенка;

— замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

— появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

— возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи детей.

Таблица 1 — Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе

Периодизация речевого развития

Нормальный речевой онтогенез

Речевой дизонтогенез

С.Н. Цейтлин

А.Н. Гвоздев

Р.Е. Левина

I. Доречевой этап

Дословесный этап (до первых слов, самостоя-тельно продуцируемых ребенком)

Регулярные наблю-дения начались после одного года

Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный несистема-тизированный характер

II. Этап первичного освоения языка

Этап однословесных высказываний (до первых двухкомпонен-тных высказываний)

Однословное предложение. 1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев

I. Первый уровень рече-вого развития (аномаль-ного): отмечается отсутствие обще употре-бляемых средств общения в 5-6 лет

Этап начальных двух-компонентных высказываний (до первых трехкомпонен-тных)

Предложение из двух слов корней. 1 год 8 месяцев

II. Второй уровень речевого развития: начатки фразовой речи

III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка

Этап элементарных сложных предложений. Период раннего рече-вого развития закончен: 3 года

Усвоение грамма-тической структуры предложения 1 год 10 месяцев — 3 года. Звуковая сторона речи усвоена

III. Третий уровень речевого развития: обиходная фразовая речь с проблемами лексико — грамматического и фонетического строя

IV. Этап усвоения морфологических фонетических норм и развития связной речи

Переходный этап от знания системы языка к знанию нормы, детские инновации

Усвоение ребенком морфологической системы языка. 3 года — 6 лет

В следующей главе остановимся на основных этапах развития детской речи.

Источник

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Рязанский         государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

 ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»

Рябова Н.Г.

Рязань
2015

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

• Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогичекая академия, 1994. — 216 с.

Источник

Характерной особенностью детей с
отклонениями в развитии является
недостаточность у них знаний и
представлений об окружающей
действительности. Из­вестно, что в
становлении психики важная роль
отво­дится взаимоотношению действия
и речи. Хотя дейст­венный анализ и
синтез предшествует развитию словес­ного
способа познания, в формировании
правильных и осмысленных представлений
необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом
способ­ствует как выявлению каждого
из них, так и их объе­динению. В процессе
активного взаимодействия ребенка с
окружающим миром у детей формируются
комплекс­ные ассоциации, из которых
развиваются представления. У детей с
двигательными нарушениями формирование
комплексных ассоциаций затруднено,
поэтому их представления об окружающем
не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к
трудностям формирования операций
сравнения, дифференцирован­ного
восприятия объектов. Поэтому у детей с
недораз­витием речи обычно имеет
место отставание в умствен­ном
развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных
функ­ций и довербальной коммуникации
является основой формирования речи и
мышления. В возрасте от года до трех лет
речь начинает занимать центральное
место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими
раз­вернутыми фразами. Скачкообразно
возрастает его ак­тивный словарь.
Отмечается выраженная речевая ак­тивность,
ребенок постоянно комментирует речью
свои игровые действия, начинает задавать
вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе
перестраи­вает все психические
процессы ребенка. Именно речь становится
ведущим средством общения и развития
мышления. К 3 годам ребенок начинает
говорить о себе в первом лице, у него
формируется чувство «Я», т. е. возможность
выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается
выраженное стремление к самостоятельности.
Попытки же родите­лей относиться к
нему как к малышу вызывают у него чувство
протеста. Если родители упорно подавляют
са­мостоятельность ребенка, у него
формируются упрямст­во и стремление
все делать наоборот, впоследствии
ста­новящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает
гово­рить простые двусловные фразы,
он должен быть обяза­тельно
проконсультирован у врача (детского
невропа­толога или психиатра) и
логопеда.

Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста

Нарушения психического развития у
ребенка в воз­расте от года до 3 лет
отличаются большим разнообра­зием в
зависимости от причин и характера
поражения /центральной нервной системы.
Вместе с тем, многие формы интеллектуальных,
сенсорных, двигательных наруше­ний
проявляются в виде отставания в развитии
речи.

Диагностика нарушений речевого развития
на этом воз­растном этапе представляет
большие сложности, так как индивидуальные
сроки начального развития речи широко
варьируют. Следует также учесть, что
любое неблагоприятное воздействие на
организм ребенка в сензитивный для
формирования речи период приводит к
речевому недоразвитию. Поэтому любой
ребенок с от­ставанием в речи требует
комплексного клинико-психолого-логопедического
обследования, а также оценки со­стояния
слуха.

Отставание в развитии речи на этом
возрастном эта­пе может иметь обратимый,
функционально-динамичес­кий характер.
Его следует отличать от системных
стой­ких речевых расстройств у детей
с органическим пора­жением центральной
нервной системы, в том числе и с легкой
мозговой дисфункцией. Кроме того,
отставание в развитии речи может быть
одним из начальных прояв­лений
различных нервно-психических заболеваний.

В некоторых случаях на данном возрастном
этапе, напротив, может наблюдаться
чрезмерно интенсивное и неравномерное
развитие речи, что при наличии сопутствующих
неблагоприятных факторов может явиться
причиной эволютивного возрастного
заикания.

Кроме того, у детей с лёгкой мозговой
дисфункцией нередко выявляются различные
нарушения развития психомоторики в
сочетании с синдромом гиперактив­ности.

Особенно важно обратить внимание наналичие ре­грессивных расстройств
психомоторики и речи, которые могут
наблюдаться при различных наследственных
синдромальных формах нервно-психических
заболева­ний. Они характерны прежде
всего для синдрома ран­него детского
аутизма. Именно на этом возрастном
эта­пе основные проявления данного
синдрома становятся более отчетливыми:
отгороженность ребенка от внешне­го
мира, слабость эмоционального реагирования
по от­ношению к близким, однообразное,
стереотипное пове­дение, непереносимость
взгляда в глаза, своеобразные расстройства
речи, игры с предметами неигрового
наз­начения, страхи и т. п.

На этом же этапе более отчетливо
проявляется син­дром «счастливом
куклы» – редкое заболевание, впер­вые
описанное в 1965 г. При этом синдроме дети
с рож­дения отстают в психическом
развитии. В конце 1-го начале 2-го года
жизни у них развиваются эпилептиформные
припадки и появляются приступы смеха
и на­рушения моторики, напоминающие
движения заводной

куклы.

Захаров
А. И.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник