Музыкального развития личности ребенка в детском саду

Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства, его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции», подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки, он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь», подчеркивая воспитательное значение музыки, возможности организовать наше поведение в будущем.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Читайте также:  Творческое и эстетическое развитие ребенка в москве

Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, — пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой — классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Читайте также:  Этапы развития ребенка в раннем возрасте

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. — М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Источник

Катя Горбачёва
Формирование личности дошкольника средствами музыки

На протяжении всей жизни каждый человек, как личность, является продуктом воспитания и формирования на его жизненном пути. Наука психология и педагогика в разрезе общего и узкого изучения к вопросу формирования личности подходит с позиции знаний теоретического аспекта, методологических подходов, научных исследований, результатов экспериментов. Если рассматривать непосредственно формирование личности дошкольника, то здесь важное педагогические значение в развитии ребенка имеет воспитание и сами этапы формирования его как личности.

В формировании личности дошкольника неотъемлемую и достаточно главную роль помимо родителей занимают воспитатели и педагоги, при помощи которых каждый ребенок может получить необходимые знания и умения, которые пригодятся ему в настоящем и будущем. И как следствие в формирование целостной личности ребенка важную роль играет правильно организованный учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении и непосредственное воспитание ребенка в семье. К примеру, А. И. Щербаков подчеркивает, что успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.

В дошкольном возрасте гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты, эстетического отношения к искусству является необходимым условием формирования целостной личности ребенка. Огромно и влияние музыки на формирование эмоциональной сферы личности ребенка. Музыка радует, создает бодрое на-строение, заставляет грустить, переживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела, следовательно, формирует прекрасное. «Прекрасное, побуждает доброе», — говорит композитор Д. Б. Кабалевский, а значит значение музыки велико. В нашем случае в учебно-воспитательном процессе для формирования личности ребенка важную роль играет музыка и музыкальное воспитание. Музыкальное занятие несет в себе возможность формирования у детей таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному городу, к природе, уважение к старшим и другое. Музыкальное воспитание включает в себя музыкальное развитие, и как положительный результат всего – это формирование личности ребенка средствами музыки в процессе активной музыкальной деятельности.

Процесс активной музыкальной деятельности зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса педагога по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, который основывается на знании и применении современного уровня развития теории и методики музыкального воспитания; умении правильно выбирать наиболее рациональные и эффективные методы работы; умении направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных целей и задач; поиск творческих форм и методов музыкального воспитания; внедрения передовых и инновационных достижений науки и практики в области искусства; создание оптимальных и качественных условий для работы в содержании музыкального воспитания; обеспечение современным оснащением на занятиях с целью получения положительной динамики в формировании личности дошкольника средствами музыки на современном этапе обучения. Эффективность музыкального воспитания зависит от педагогического опыта, который включает наличие совокупности практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе учебно-воспитательной работы по музыке.

Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя это умение сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (в свою очередь духовной и интеллектуальной, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки, тем самым существует реальная возможность воплотить в каждом дошкольнике развивающую и интересную личность, способную чувствовать, понимать, рассуждать, находить и отличать доброе от злого, жалеть и сопереживать, радоваться и грустить.

Читайте также:  Таблица умственного развития ребенка до года

При этом музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на вы-сокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в аудиозаписи). Получить полноценные музыкальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, умеет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты, доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, выявить проблемные задания и т. д.).

Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентаций личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала, это тон речи, ар-тистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход — это внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности.

Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в личности ребенка основы музыкального вкуса, особенности музыкальной культуры. И как же патриотически и педагогически нам важны сформированные у дошкольников знания по классической и народной музыке, новой российской музыкальной идеи, способной сформировать в личности ребенка множество разносторонних моральных и духовных качеств, патриотических чувств, любовь к Родине и природе, любовь к человеку и обществу, любовь к искусству через свойства музыки.

Формирование эмоций также включены в систему ценностей личности дошкольника. Музыка в силу специфики ее содержания расширяет представления дошкольников о чув-ствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. Чтобы успешно реализовать эти функции педагог должен обладать собственной музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, произведениях музыки, уметь передать каждому ребенку свое увлечение ею.

Педагог обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях. Это музыкальные сказки и музыкальные фильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений. Для того чтобы обучать детей игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений, которые также гармонично влияют на формирование личности ребенка посредством средств музыки.

Каждый педагог, организовывая музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности в отдельности. При этом должен уметь выбирать и подбирать тон речи, стиль общения. Определяя вышеизложенное можно говорить о том, что педагог-воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха в формировании личности дошкольника средствами музыки. Тем самым правильно информируя детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и других методов и приемов, развивать музыкальные способности, мобилизовать внимание, формировать положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Выполняя данную ключевую роль, у педагога существует возможность посредством выбранных средств музыки достичь и решить ряд педагогических и воспитательных задач в музыкальном воспитании и формировании личности в отдельности с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

Источник