Речемыслительная деятельность ребенка становление и развитие

Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника.

воспитатель

Рощина Л.Н.

Речемыслительная деятельность ребенка-дошкольника – деятельность познавательная, непосредственно связанная со всеми психическими и познавательными процессами.

Ребенок познает мир вокруг себя, задумывается над вопросом «какой я», формируется его собственное «я», отношение ребенка к окружающему миру.

Единый процесс речемыслительной деятельности – необходимое условие познания мира.

Все начинается с познания окружающего. Это знание часто не фиксировано в слове, живет в виде образов предметов, цветов и знаков, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словом предмета, действий, качеств – необходимая основа последующего умственного и речевого развития.

Прежде всего, нужно, чтобы возникла потребность в его понимании и использовании, проблемная ситуация. Нужно, чтобы у ребенка был опыт решения проблемных задач, образец способа действия.

Суть детского словотворчества в том, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. А такая необходимость всегда существует, поскольку человек в своей деятельности создает и открывает новые объекты и явления, которым присваиваются новые имена.

Таким образом, результатом речемыслительной деятельности является усвоение родного языка, приобщение к богатому художественному слову, развитие мышления, речи.

Условием деятельности – осуществление решения субъективно творческих задач, удовлетворение познавательных способностей ребенка, создание проблемной ситуации и ее решение.

Ребенок проходит путь от текста литературного произведения (сказки, пословицы, поговорки) к мысли, анализирует, сравнивает, сопоставляет, старается прийти к выводу, сделать умозаключение.

Речь ребенка – дошкольника развивается в процессе общения со сверстником,  взрослым, с «живым» словом, богатством родного языка.

Овладевая родным языком, ребенок усваивает традиции меткого народного слова, переживает вместе с героями литературных произведений, создает образ на основе усвоенного.

  Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребенка. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.  

Существует связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания и памяти.

В каждой игре ребенок учится родному языку, знакомится со свойствами предметов, при этом у него развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость.

В разных видах игр решаются определенные психологические задачи. Если в «самостоятельных» играх в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами активно воспитываются такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, настойчивость в достижении цели.

Дошкольный возраст – период возникновения и развития сюжетной и ролевой игры. На этом этапе появляется возможность организации более сложных коллективных игр, способствующих развитию различных психических функций и личностных качеств, приобретению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, развитию произвольности.

Задачи развивающей игры состоят  в том, чтобы продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.

Игра способствует развитию образного мышления дошкольника, стимулирует  творческие способности ребенка.

Поскольку в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий.

В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь.

В сюжетах дидактических играх и играх- драматизациях интенсивно происходит процесс формирования синтаксической структуры детских высказываний, соотнесение языковых форм и конструкций с движениями и действиями ребенка, перевод неречевых средств  общения (жестов, мимики, взглядов) в речевые, происходит освоение структуры текста в связном повествовании.

Своевременное появление языковых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры призваны прежде всего стимулировать эту детскую самодеятельность. Важнейшие условия здесь – теплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой.

Игры «в слова» или «со словами» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман») активизируют пассивный словарь.

Своеобразной игрой со смыслами является загадывание и отгадывание загадок. В основе загадки лежит замысловатый вопрос, уподобление одного явления другому. Осваивая способы загадывания и отгадывания загадок ребенок упражняет и свой ум и свой язык.

Формирование творческой речевой деятельности предполагает обращение к меткому народному слову. Образность народной речи способствует речевому творчеству.

В подвижных играх формируется произвольность поведения, которое имеет значение и для двигательной, и для речевой активности. Кроме прямого непосредственного влияния на семантическую (Смысловую) сторону грамматического строя подвижные игры оказывают и косвенное влияние на речь.

Большое значение для формирования произвольности речи имеют дидактические полиграфические игры. Уметь сдержаться, не подсказывать, не ссориться – важная сторона произвольности речевого поведения. Важно и то,  что говорится, и то, что не говорится.

Велико значение фольклорных форм в развитии речемыслительной деятельности. Традиционно использование загадок, пословиц и поговорок, других форм фольклора, как источника идей, художественных образов и языковых средств выразительности в словесном творчестве детей.

Скороговорки – эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Также могут служить удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

В процессе ознакомления с окружающим миром  дети получают систематизированные знания о причинно – следственных, временных, пространственных представлениях. Учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования (это способ обследования существенных зависимостей в предметном мире, природе). Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолковывания своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Поскольку жизненный опыт дошкольника еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением, осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.

Читайте также:  Ребенок 1 5 года развитие и режим питания

Знакомство с родным языком и развитие речи дают главный ключ к освоению других знаний на протяжении всей жизни человека. Существенной задачей является помощь детям в успешном осознании смысла уже употребляемых ими слов обыденного языка. Это начинает исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы, разговоры о прочитанном) и монологической (словесное творчество) речи. Здесь также формируется  умение использовать средства художественной  выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование словотворчество, оригинальные словосочетания).

Беседа о  прочитанном уточняет понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Она не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым смыслом. Ребенок учится анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарь ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных мультфильмов также способствует развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: дома, в детском саду. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание,  наблюдательность, память.

Еще один прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. Получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и даже запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие правильной, грамматически верно построенной, выразительной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Овладевая языком, ребенок и усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность языка как явления социального. Когда ребенок общается, он  весь обращен к миру предметов и к человеку, через управление которым можно в этот мир проникнуть, либо обращен непосредственно к другому человеку, к его  внутреннему миру и отражению своего «я» в нем.

Перед современным педагогом стоит цель создать условия для полноценного формирования грамматического компонента языковой способности, механизма  грамматического  структурирования  высказывания  в  процессе  речепорождения  в  единстве  его  мотивационной, исполнительской, ориентировочной  и  контролирующей  составляющих.    Достижение  этой  цели  опирается  на  естественную  потребность  ребенка  в  общении ,  в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Источник

Формирование и развитие навыков

речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речемыслительная деятельность — это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно — следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями. Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с “функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение.  

Освоение  поступаемой  информации  проходит в четыре  этапа:

на  сенсомоторном  этапе  (целостное  восприятие  полученных  сведений);
на  символьном  этапе  (формируется  опосредованный  комплексный  образ познаваемого  предмета);

– далее на  логическом  этапе  (анализируется);

на  лингвистическом  этапе  (приобретенные  знания  обобщаются  с  помощью  речи  и  структурируются  в  единое  смысловое  поле в  виде  значений,  понятий  и  связных  высказываний).

Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу дол­жны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении строится речевом на объяснении, поэтому активизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению.

Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее (словесно-логическое) мышление.

Читайте также:  Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет

Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника (вербальное поведения ребенка).

Дошкольный возраст — это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.

В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:

1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии)

2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)

3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)

4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)

5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)

6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)

7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).

Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно.

Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:

• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;

• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;

• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

• формирование обобщенного познания;

• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

• отгадывание предметов по описанию;

• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;

• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;

• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник);

• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);

• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);

• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;

• пересказ и составление рассказа.

Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;

• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;

• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);

• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мыш­ления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, ис­ключением лишнего понятия и умозаключением по ана­логии и  связа­ны с тяжестью речевого нарушения.  

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев ребенку развитие

Особенности речи и мышления у детей с ОНР:

  • Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;

  • Замена родовых понятий видовыми;

  • Лексический запас характеризуется стереотипностью;

  • Трудности в программировании своего высказывания;

  • Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;

  • Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.

У детей с нарушениями в развитии речи отмечается несформированности как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них отстают от нормы все этапы речевой деятельности в большей или меньшей степени. Отличаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности.

Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:

  1. Сравнение, обобщение, группировка, классифика­ция по одному или нескольким признакам:

  • Выделение существенных признаков:

    • Летает – не летает;

    • Съедобное – не съедобное;

    • Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);

    • Отгадывание и составление описательных загадок;

  • Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:

    • Что на что похоже?

    • Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);

    • Найди предмет, не похожий на другие;

    • Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);

    • Сравни картинки, найди отличия;

    • Что изменилось?

  • Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;

  • Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):

    • Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);

    • Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);

    • Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);

    • Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);

    • 4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);

    • Установление аналогий (собака — щенок, кошка — … котенок).

    • Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?

    • Чего не бывает? Что напутал художник?

2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение — самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:

  • Расположи, назови по-порядку;

  • Что сначала, что потом;

  • Цепочки;

  • Установление последовательностей и логических рядов.

  1. Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.

  2. Самые разные задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации:

    • Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);

    • Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);

    • Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);

    • Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);

    • Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:

        • Взошло солнце, потому что стало тепло.

        • Стало тепло, потому что взошло солнце;

  1. Нахождение нелепых ситуаций;

  2. Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;

  3. Решение ребусов, кроссвордов.

Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании элементов логического мышления

  • Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследова­ние возможностей — мысленное или наглядно-практическое.

  • При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их на картинках, сверить эту ком­бинацию с условием задачи и только затем раскрашивать.

  • Предложите ребенку писать простым каранда­шом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для по­вторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.

  • Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время приду­майте новую — хотя бы о желудях на осине или об огурцах на пальме.

  • Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.

  • Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.

Также  в  дошкольный период  ведущей  является  игровая  деятельность, а  наиболее  эффективной  для  обучения – практическая. Сочетание  данных  видов  деятельности  представлено  в детском  экспериментировании, элементарных  опытах, т.е. в активных  формах  познания  окружающего  мира. В  процессе  экспериментирования активизируются  все  каналы  восприятия.

В  ходе  экспериментирования дошкольники учатся  формулировать  четкие  выводы  и  определения, учатся  осознанно  включать  в  свою  речь новые  слова,  знакомятся  с  корневым  смыслом  объекта  познания.  У  дошкольников развивается  словарь.  Дети  учатся  подбирать  от  исходного  слова словообразовательное  гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся  рассуждать, задавать  вопросы  и  обращаться  с  просьбами, что  способствует  развитию  мыслительных  умозаключений.

Дошкольный  возраст  считается  периодом  развития  познавательной  активности  и  речи  ребенка. В  речи  обобщаются  знания  детей, формируется  способность  к  аналитико-синтетической  деятельности  на основе  собственных  представлений. 

Источник