Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачать

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачать thumbnail

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачать

Лурия А.Р.

Лурия Александр Романович (16.07.1902 — 14.08.1977) — профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом.

Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.

Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. — в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.).

Лурия А.Р. на видео

Книги (12)

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьВысшие корковые функции человека

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.

Монография «Высшие корковые функции человека» — основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии — научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии.

В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьЛекции по общей психологии

Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьМаленькая книжка о большой памяти

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора — тогда еще молодого психолога — пришел человек и попросил проверить его память.

Человек — будем его называть Ш. — был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию…

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьНейропсихология памяти

Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р.

В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса.

Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьОсновные проблемы нейролингвистики

В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации.

Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьОсновы нейропсихологии

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины.

Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов — восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления.

Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьПисьмо и речь. Нейролингвистические исследования

В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам — филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.

Травматическая афазия

Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций.

Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьЭтапы пройденного пути

Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни.

Его научная автобиография — неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьЯзык и сознание

Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики.
Книга составлена из курса лекций, которые автор в течение многих лет читал на факультете психологии Московского университета, и поэтому совершенно естественно, что она рассчитана прежде всего на студентов-психологов и на тех представителей смежных дисциплин, для которых вопрос о роли языка в формировании сознания и сознательной деятельности представляет интерес.

Речь и интеллект в развитии ребенка лурия скачатьПрирода человеческих конфликтов

Объективное изучение дезорганизации поведения человека.

Тема книги «Природа человеческих конфликтов» — дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза.

Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций — прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Страница: 123

Добавить отзыв

Читайте также:  Основные направления развития ребенка согласно фгт

Источник

При поражении передних отделов мозга, которые принимают непосредственное участие в формировании мотива, замысла высказывания, страдает понимание предикативной, синтагматически построенной речи, но может никак не измениться процесс овладения кодами языка — его фонематическим, лексическим, семантическим и логико-грамматическим строем.

Все эти факты свидетельствуют о том, что отдельные системы коры головного мозга левого полушария, и прежде всего тех зон, которые принято называть речевыми зонами коры головного мозга, участвуют в обеспечении сложного процесса речевой деятельности на различных ролях.

Нейропсихологические данные позволяют расчленить тот в норме единый и неделимый процесс, которым характеризуется строение речевого высказывания, и выделить составные элементы, лежащие в его основе. Эти данные имеют огромное значение как для анализа мозговой организации речевого процесса, так и для психологии. Они привели к созданию новой отрасли науки — нейролингвистики, от дальнейшего развития которой можно ожидать очень многого.

Несмотря на то что учение о речевых нарушениях, возникающих при локальных поражениях мозга — афазиях, возникло более ста лет назад, психолингвистический анализ этих нарушений остается еще незавершенным, и можно с уверенностью сказать, что пройдены лишь первые этапы этого сложнейшего пути.

Однако нет сомнений в том, что этот путь позволит в конечном итоге понять психологическое строение и мозговые механизмы тех сложнейших процессов речевой коммуникации, которые отличают человека от животного и которые являются ключом к анализу организации наиболее сложных форм сознательной деятельности.

Литература

Апресян Ю. Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1960.

Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические свойства языка. М., 1974.

Артемьева Т. И. Исследование возможности управления семантическими связями с помощью речевой инструкции. Дипл. раб. М., 1963.

Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.

Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.

Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию, т. 1–2. М., 1963.

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

Брудный А. А. К проблеме семантических состояний. — В сб.: Сознание и действительность. Фрунзе, 1964.

Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972.

Виноградова О. В. О категориях модальности и модальных слов русского языка. — «Труды ин-та русск. языка АН СССР», т. 2. М., 1950.

Виноградова О. С. О некоторых особенностях ориентировочной реакции на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и умственно отсталых школьников. — «Вопросы психологии», 1956, № 6.

Виноградова О. С. и Эйслер Н. В. Выявление системы словесных связей при регистрации сосудистых реакций. — «Вопросы психологии», 1959, № 2.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1959.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — В сб.: Психологическая наука в СССР, т. 1. М., 1959.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

Зейгарник Б. В. Введение в патологию. М., 1969.

Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии. М., 1973.

Иванов Б. В. Общеиндоевропейские, анаталииские и праславянские языковые системы. М., 1969.

Карпова С. А. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.

Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семантики, Минск, 1970.

Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М., 1970.

Кнебель М. О., Лурия А. Р. Пути и средства кодирования смысла. — «Вопросы психологии», 1971, № 4.

Кольцова М. М. О формировании высшей нервной деятельности у ребенка. Л., 1950.

Коровин К. Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих детей. М., 1950.

Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.

Леонтьев А. А. Психолиигвистические единицы речевого высказывания. М., 1969.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Лурия А. Р. (ред.). Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1928.

Лурия А. Р. (ред.). Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка. Л., 1930.

Лурия А. Р. К патологии грамматических операций. — «Известия АПН СССР», вып. 3, 1947.

Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947.

Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы М. 1948.

Лурия А. Р. К психофизиологии письма. М., 1950.

Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы, т. I. М., 196З; т. II. М. 1970.

Лурия А. Р. (ред.) Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. I. М., 1956; т. II. М., 1958.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962, 1969.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.

Лурия А. Р. Историческое развитие познавательных процессов. М., 1974.

Лурия А. Р. Нейропсихология памяти, т. 1. М., 1974; т. 2. М., 1976.

Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

Лурия А. Р., Полякова А. Г. Наблюдения над развитием произвольного действия в раннем детстве. — «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 3, 4.

Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. — В сб.: Семантическая структура слова. М., 1974.

Лурия А. Р., Гургенидзе Г. С. Философские приключения известного филолога. — «Вопросы философии», 1972, № 6.

Лурия А. Р., Хомская Е. Д. (ред.). Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.

Лурия А. Р., Цветков а Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания. — В сб.: Теория речевой деятельности. М., 1968.

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. М., 1956.

Морозова Н. Г. О понимании текста. — «Известия АПН СССР», вып. 7. М., 1947.

Читайте также:  Детская психология факторы влияющие на развитие ребенка

Морозова Н. Г. Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников. М., 1953.

Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека, под ред. Н. П. Бехтеревой. Л., 1974.

Пестова Г. Д. Объективное исследование систем смысловых связей. Дипл. раб. М., 1958.

Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1939.

Основы теории речевой деятельности, под ред. А. А. Леонтьева. М., 1974.

Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М., 1974.

Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1888.

Розенгард-Пупко Т. Л. Речь и развитие восприятия ребенка. М., 1948.

Розенгард-Пупко Т. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.

Рябова Т. В. Виды нарушения многозначности слова при афазии. — В сб.: Теория речевой деятельности. М., 1968.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1962.

Соколов Е. Н. (ред.). Ориентированный рефлекс и вопросы высшей нервной деятельности в норме и патологии. М, 1959.

Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958.

Станиславский К… С. Работа актера над собой. М., 1951.

Станиславский К. С. Работа актера над ролью. М.—Л., 1956.

Тихомиров О. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста. — В сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. М., 1958.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лурия.

Александр Романович Лурия
фото 1940-х годов
Дата рождения 3 (16) июля 1902
Место рождения Казань, Российская империя
Дата смерти 14 августа 1977[1](75 лет)
Место смерти
  • Москва, СССР
Страна
  •  СССР
Научная сфера нейропсихология,
психолингвистика,
этнопсихология
Место работы Московский государственный университет
Альма-матер Казанский государственный университет
Учёная степень доктор педагогических наук и доктор медицинских наук
Учёное звание профессор, действительный член АПН РСФСР, академик АПН СССР
Научный руководитель Л. С. Выготский
Известные ученики Б. М. Величковский, Э. Голдберг,
А. И. Мещеряков, О. К. Тихомиров, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова
Известен как один из основателей культурно-исторической психологии, один из создателей факультета психологии Московского университета, Русского психоаналитического общества
Награды и премии

Серебряная школьная медаль

Произведения в Викитеке

Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (3 [16] июля 1902, Казань — 14 августа 1977, Москва) — советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского[2] и один из лидеров круга Выготского.

Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и АПН СССР (1967).

Биография[править | править код]

Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом[3]. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937).

В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове[4]. С 1922 по 1930 годы — член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове[5] и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 годы — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса[6][7][8] и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов[9][10]. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine[en]), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны[11].

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942 — начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич[12].

В октябре 1944 года Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944 года[13][14][15][16]. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени[17].

С конца 1944 года — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.

С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950—60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий[18]).

Научная деятельность[править | править код]

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Внес вклад в создание нового научного направления — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Читайте также:  Речевое своеобразие развития слепого ребенка это

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся иностранным членом Национальной академии наук США (1968)[19], Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почётным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени (1967) за труды по нейропсихологии.

Основные работы[править | править код]

  • Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм, М, 1925.
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1927.
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Травматическая афазия. — М., 1947.
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.
  • Речь и развитие психических процессов у ребёнка. — М., 1956 (в соавт. с Ф. Я. Юдович)
  • Умственно отсталый ребёнок. — М., 1960.
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. — М., 1963. ; Т. 2. — М., 1970.
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). — М., 1968. Исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М. : Эйдос, 2019. — 88 с. (с рис. В. Гончар)
  • Психология как историческая наука. — 1971.
  • Основы нейропсихологии. — M., 1973.
  • Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. — М., 1974. ; Т.2. — М., 1976.
  • Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Язык и сознание (idem). — М., 1979.
  • Потерянный и возвращённый мир.
  • Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
  • Этапы пройденного пути. Научная автобиография. — М., 2001. ISBN 5-211-04434-7
  • Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М., 2002. ISBN 5-89353-032-2
  • Лекции по общей психологии. — СПб., 2007. ISBN 978-5-94723-559-3
  • Психологическое наследие. —М., 2003. ISBN 5-89357-131-2

В кинематографе[править | править код]

  • Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского (1886—1958), описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».

Примечания[править | править код]

  1. ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
  3. Е. А. Лурия. Мой отец А. Р. Лурия. — М.: Гнозис, 1994. — С. 6,7. — 232 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7333-0384-0.
  4. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. — М., 1982.
  5. Лурия А. Р. Письма к Л. П. Липчиной из Харькова (pdf) // Культурно-историческая психология, № 2/2012
  6. Ясницкий А. Реконструкция поездки А. Р. Лурии на IX международный психологический конгресс // Вопросы психологии. — 2012. — № 4. — С. 86-93.
  7. Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: научные публикации 1920—1930-х гг. // Вопросы психологии. — 2011 — № 1. — С. 124—136.
  8. Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920—1930-х гг. // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С. 101—112.
  9. Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи учёных, международные посредники и «импорт» психологии // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. — С. 100—112.
  10. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 1. — С. 60-97.
  11. ↑ Ясницкий А., Ламдан Э., Ван дер Веер Р. «В августе 1941-го»: Неизвестное письмо А. Р. Лурии в США как зеркало ревизионистской революции в историографии русской психологии // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 2. С. 225—292
  12. Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. — М.: Воениздат, 1992. — С. 44. et passim
  13. Смирнов С. С. Дом, где жил учёный-психолог А. Р. Лурия //Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область. — М.: НИИ культуры, 1986. — С. 138—139. Опубликовано: Санаторий «Кисегач» // worowski (2008-09-04)
  14. Кусков С. А. Эвакогоспитали в Челябинской области накануне и в период Великой Отечественной войны (2010); (doc)
  15. ↑ Размещение эвакогоспиталей на территории Челябинской области в 1939—1945 гг. (недоступная ссылка)
  16. Мануйлова Ю. Н. Медицинская реабилитация раненых в эвакогоспиталях Южного Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Челябинского университета 2001. № 1. Серия 8. Экономика, социология, социальная работа. — С. 89-92.
  17. Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. — М.: Воениздат, 1992. — С. 50.
  18. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом… — М.: Путь, 2001. — ISBN 5-93733-010-2
  19. ↑ Alexander Luria (англ.)

Литература[править | править код]

  • Proctor, H. (2020). Psychologies in Revolution: Alexander Luria’s ‘Romantic Science’ and Soviet Social History. Cham: Palgrave Macmillan.
  • Yasnitsky, A. (Ed.) (2019). Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. London and New York: Routledge [ book preview ]
  • Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London, Routledge. ISBN 978-1-13-8806740 [ book preview ]
  • Yasnitsky, A., van der Veer, R., Aguilar, E. & García, L.N. (Eds.) (2016). Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores
  • Yasnitsky, A. & van der Veer, R. (Eds.) (2016). Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. Routledge, ISBN 978-1-13-888730-5
  • Proctor, H. (2016). Revolutionary thinking: a theoretical history of Alexander Luria’s ‘Romantic science’. PhD thesis, Birkbeck, University of London.
  • Cole M., Levitin K., Lu­ria A. The autobiography of A. Luria: a dia­logue with «The making of mind». Mahwah, 2005.
  • Лу­рия Е. А. Мой отец А. Р. Лу­рия. М., 1994.
  • Хом­ская Е. Д. А. Р. Лу­рия: на­уч­ная био­гра­фия. М., 1992.
  • А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982.
  • Лурия Александр Романович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Ссылки[править | править код]

  • Лурия, Александр Романович на сайте факультета психологии МГУ
  • Александр Лурия в Галерее Международного Общества Философов (англ.)
  • Фотографии А. Р. Лурия разных лет
  • Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвящённый А. Р. Лурии
  • Александр Лурия. Психология как историческая наука: к вопросу об исторической природе психологических процессов
  • А. Р. Лурия и дефектология
  • А. Р. Лурия в электронной библиотеке Нестор
  • Биография А. Р. Лурия

Источник