Ребенок темпы его физического и психического развития

Ребенок темпы его физического и психического развития thumbnail

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.

Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

  • Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
  • Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
  • Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
  • Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.

Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.

Необходимые измерения

Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.

Масса

Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.

Длина и рост

Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.

Окружность головы

Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.
Читайте также:  Развитие ребенка по монтессори видео

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.

Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.

Новорожденный

Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

1 месяц

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

2 месяца

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

3 месяца

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.

4 месяца

Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками –  теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

5 месяцев

Подолгу лежит на животе, подняв корпус, сидя держит голову прямо. Может переворачиваться на бок со спины. Некоторые малыши в этом возрасте способны пить из кружки. Характерно продолжительное певучее гуление, смех, радость при виде знакомых, испуг – при появлении неизвестных людей. Многие 5-месячные крохи радуются собственному отражению в зеркале, любят играть в «Ладушки» и «Ку-ку».

6 месяцев

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.

7 месяцев

Ребенок без поддержки садится, ползает по-пластунски, пробует встать. Может взять двумя руками две разные игрушки, собирать мелкие предметы, пьет из кружки (при поддержке взрослого). Лепет становится все более сложным, появляются первые слоги. Ребенок начинает понимать вопрос «где?» и показывать глазами на место, где находится тот или иной предмет. Для физического развития показаны закаливающие процедуры и воздушные ванны.

8 месяцев

Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.

9 месяцев

Малыш способен ходить, придерживаясь за опору, сидеть длительное время, стоять без опоры. Хорошо пользуется пальцами и может пить из кружки. Поднимает небольшие предметы, различает форму и цвет, любит играть в «Ладушки», понимает речь взрослого («нельзя», «дай», «нет», «сиди», свое имя). Умеет играть в игрушки; держа в руках две, может одну отбросить, чтобы взять третью, повторяет несложные танцевальные движения взрослого.

10 месяцев

Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

11 месяцев

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.

12 месяцев

Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.

Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 классе

Источник

Проблема психического развития детей, подростков, становление личности человека является одной из центральных проблем возрастной психологии.

Развитие человека не завершается с окончанием школьной жизни, юности. Изменения психики имеют место на протяжении всей жизни человека.

С рождения ребенок развивается очень интенсивно. И чем моложе он, тем. выше темпы его физического и психического развития. (Схема 1, 2.)

Схема 1

УВЕЛЙЧЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА С ВОЗРАСТОМ
Возраст Рост (см.) Прирост
    К пяти годам — рост удваивается
   
 
+ 25  
    + 12
 
 
    +6 К 14-15 годам — рост утраивается
 

 

+ 4
 
+ 3
 

Схема 2

УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА ГОЛОВНОГО МОЗГА С ВОЗРАСТОМ
 
Возраст
 
Вес головного мозга
 
Прирост
 
Увеличение за 1 год
 
       
    + 501
 
+ 501
 
    + 310
 
+ 52
 
    + 200
 
+ 30
 
Взрослый
 
1200-1400
 
   

Очень интенсивно идет развитие ребенка в первые три года. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию:

умеет вступать во взаимоотношения;

усвоил речь и хорошо ее чувствует;

заявляет о своей личности;

Демонстрирует, на что способен. «Я сам!»

Дети в 3 года должны:

показывать свои глаза, нос, рот;

повторять предложение, включающее до 6 слов. Например, «Я очень люблю свою добрую маму»;

повторять по памяти 2 числа;

называть предметы, изображенные на рисунке;

называть свою фамилию.

Именно в дошкольном возрасте:

активно развиваются все психические процессы;

появляются тонкие переживания;

рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

складываются интересы;

развиваются способности, закладываются основы

характера.

Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическому и психическому здоровью. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку, тех кто его окружает, воспитывает.

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХИКИ не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ и ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ.

МЕТАФИЗИКИ ДИАЛЕКТИКИ
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного начального свойства.
Ребенок – как взрослый в миниатюре.
 
Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие рассматривается не только как количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств.

Неравномерность в скорости роста и развития отдельных частей тела ребенка приводит к изменению его пропорций. Так, рост мозга и размеры головы с возрастом относительно уменьшаются. У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, а у взрослого только 1/8. Новорожденный имеет относительно большую голову, туловище, маленькие руки и совсем маленькие ноги. С возрастом происходит изменение абсолютной и относительной длины конечностей, главным образом, длины ног. Увеличение длины ног — своеобразный барометр физического развития.

В первые годы жизни у ребенка интенсивно развивается мозговая часть черепа. В результате укороченное лицо, выпуклый лоб, пухлые щеки, круглые глаза, нос пуговкой — это общие для многих видов животных и человека сигнальные символы детеныша. У взрослых людей по отношению к ребенку срабатывает инстинкт покровительства, заботы. (Рис. 1.)

С подросткового возраста интенсивно развиваются все части скелета, в том числе и лицевые части черепа. И едва заметный нос становится довольно примечательным. «Фотокарточка» резко изменяется.

Есть этапы развития человека с максимальным ростом (количественные изменения). И есть этапы с максимально преимущественным развитием (качественные изменения функций, когда происходит дифференцировка тканей в структуре отдельных органов и систем. Накапливается энергия для следующего периода роста (количественных изменений).

Рост и развитие до 18-летнего возраста

На 1-м году жизни Происходит усиленный рост. Конец 1-го года является переломным.
С 1,5 до 3-х лет Рост замедляется и усиливается дифференцировка структур органов и систем. Малыш округляется. В 3 года — наступает переломный период.
С 3 до 7 лет Рост органов и систем усиливается, а дифференцировка несколько замедляется. Ребенок усиленно растете. К 7 годам развитие органов в основном заканчивается. Теряются специфические детские черты и начинают приобретаться качества, присущие структуре взрослого человека.
С 7 до 10-12 лет Замедление роста и усиление дифференцировки органов и систем. Происходит накопление энергии для последующего роста и полового созревания.
С 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков Наступает интенсивный рост организма и отдельных его частей. Подросток сильно вытягивается. Происходит процесс полового созревания.
С 16-18 лет Замедляется рост и усиливается дифференцировка органов и систем организма. Развиваются формы и черты личности взрослого человека.

В психическом развитии так же проявляются количественно-качественные изменения, Быстро увеличивается словарный запас ребенка, влияя на развитие других психических процессов.

1 г. 10 слов Количественные изменения в ведут к изменениям качественным
1,5 г 20. слов

2 г. 200 слов Ребенок овладевает грамматическим строем речи (суффиксы, изменения слов по числам, родам, падежам)
3 г. 1500 слов
6 л. 4500 слов

То же самое происходит и с другими психическими процессами.

Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и обусловлено. Одни органы, развиваясь, влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает нс параллельно и но с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения нс совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце растет быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.

Л.С. Выготский и его последователи доказали, что развитие человека на протяжении всей жизни происходит постоянно, но дискретно. Есть периоды жизни, формируются новообразования. А есть периоды относительного затишья, когда происходит постепенное накопление знаний и умений, их количественный прирост, который позднее переведет сознание в новое качественное состояние. И тот и другой периоды очень важны. Интенсивность познания мира, вхождение в него различна на разных этапах жизни человека.

Читайте также:  Влияние спорта на развитие ребенка реферат

Вспомним слова Л.Н. Толстого о том, что в первые 5 лет ребенок приобретает столько, сколько не может приобрести за последующие 20.

Каждый период человек может прожить по-разному, с большей или меньшей пользой для своего дальнейшего развития.

Здесь важно помнить о закон, который А.В. Запорожец назвал амплификацией развития. Разъясняя его значение, психолог подчеркивал, что процесс развития связан с сензитивными периодами.

Это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Эти периоды называют СЕНЗИТИВНЫМИ. Наступление сенситивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. (Схема 3.)

Схема 3. Сензитивные периоды

Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.

Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

С. Л. Рубинштейн: «У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития».

Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единство с ними. При этом чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той или иной функции. Иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция в этом ребенке войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте с двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу к 9 — 11 годам

Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущим особыми закономерностями, весь процесс роста и вития является единым и целостным процессом

Темп общего развития и в частности полового созревания в значительной мере зависит от типа конституции и телосложения.

Так, у подростков астенического типа половое созревание происходит значительно медленно и наступление зрелости отодвинуто к дальней границе возрастного диапазона.

У подростков мышечного и так называемого дигестивного типов, напротив, половое созревание завершается в среднем на 1,5 — 2 года раньше.

На темп созревания влияют и половые особенности детей. Целый ряд показателей (гормоны и др.) свидетельствуют о более раннем наступлении зрелости удевочек (в среднем на 1,5 — 2 года), чем у мальчиков.

УСКОРЕНИЕ (АКСЕЛЕРАЦИЯ)
Физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
ЗАМЕДЛЕНИЕ (РЕТАРДАЦИЯ)
 
ЭПОХАЛЬНАЯ
Присущая всем в отдельной возрастной группе
ВНУТРИГРУППОВАЯ
Присуще отдельным детям и подросткам в определенной возрастной группе (до 13-20%)
 
Физического развития детей и функциональных систем организма детей и подростков (до 13-20%)
 
   

Таким образом, от 26 до 40% детей имеют динамику биологического созревания, отклоняющуюся от средних нормативных данных.

Можно утверждать, что каждому человеку присущ свой собственный темп индивидуального развития.

Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах возрастного развития.

Психофизиологическое созревание, определяющее очередность возрастных изменений в ЦНС и в некоторых других системах организма (эндокринной, опорно-двигательной) обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций.

В обеспечении высших психических функций и самого созревания человека большую роль играет кора больших полушарий головного мозга. Причем, с работой «задних» отделов коры связана функция приема и окончательной переработки информации. С работой же «передних» отделов коры связана организация на этой основе сложных форм поведения.

Появление нового формально-логического — теоретического мышления не ведет к исчезновению более раннего — эмпирического. Оба типа мышления сохраняются и сосуществуют.

Функции полушарий головного мозга

ЛЕВОЕ ПРАВОЕ
Полушарие головного мозга
ВЕРБАЛЬНО-ЗНАКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ в ее экспрессивной форме. Чтение. Счет.
 
ОПЕРИРОВАНИЕ ОБРАЗАМИ. ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Различение музыкальных тонов, мелодий. Распознавание сложных объектов (в частности человеческих лиц).
 
Базируется словесно-логическое мышление
 
Базируется эмпирическое мышление
 
Обеспечивает процедурный (операциональный) акт мыслительной деятельности. Отвечает за правильность и последовательность мыслительных операций.
 
Следит за добротностью осмысливаемого материала. Отвечает за соответствие логики действительности. Спасает людей от сомнительных выводов, построенных на шатких основаниях.
 

Созревание правого полушария идет более быстрым темпом, и поэтому в ранний период развития его

вклад в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого полушария.

Для ребенка до 9— 10 лет как существа «правополушарного» характерна непроизвольность его психических процессов, большая эмоциональность при небольшой осознанности поведения. Их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

Различия в темпах роста правого и левого полушария проявляется еще во внутриутробном периоде и связаны с действием половых гормонов. Уже на 6 неделе развития мужского зародыша начинается секреция полового гормона — тестостерона. А он влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга. Высокое содержание тестостерона в этот период замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским. Тестостерон у мальчиков способствует относительно большему развитию правого полушария. Это способствует развитию пространственных и математических способностей, которые значительно чаще отмечаются у мужчин.

Психологи Стенфордского университета Э. Мак-Коба и К. Жаклин отмечают, что 1-й ребенок от рождения наделен более высоким уровнем половых гормонов, чем дети, выношенные во 2-й и 3-й беременностях. А между количеством прогестерона у ребенка и его умственным развитием есть прямая связь. Также выяснили, что у первенцев-мальчиков больше тестостерона, чем у младших братьев.

Различие познавательной деятельности мужчин и женщин зависит от особенностей развития левого и правого полушарий. При начальном обучении должна быть ориентация на максимальное использование возможностей правого полушария по переработке информации, а не на развитие знаково-символической функции мышления.

Но отдельные зоны каждого полушария имеют собственную возрастную динамику созревания. Одни зоны раньше созревают в правом полушарии, другие — в левом.

Во всех возрастах правое и левое полушарие функционируют вместе. В раннем возрасте в силу незрелости морфологических путей, связывающих оба полушария, могут функционировать автономно. По мере созревания — взаимодействуют вместе и функционируют как единое целое.



Источник