Ребенок с проблемами в развитии общение

Ребенок с проблемами в развитии общение thumbnail

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.

Содержание статьи:

  • Причины коммуникативных проблем у ребенка
  • Возрастные трудности общения

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

  • Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
  • Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
  • Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.

Коммуникативные проблемы у детей

Возрастные трудности общения

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:

От полутора до трех лет

  • В ясельном возрасте самым сложным моментом считается разрыв эмоциональной связи с мамой.

Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей. Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.

  •  Следующей трудностью в коммуникативных отношениях малыша является установление отношений с другими детьми.

В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает. Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик. В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых. Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения. Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.

Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности. Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации. Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность. Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется. Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п. Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.

От трех до четырех лет

Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.

Читайте также:  Курсовые о развитии детей в домах ребенка

Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания. Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе. В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.

От четырех до пяти лет

Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.

Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.

От пяти до семи лет

Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.

Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.

От семи до одиннадцати лет

Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.

Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности. От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга. Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.

От одиннадцати до шестнадцати лет

Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность. Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.

Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка. Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка. Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.

Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.

Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Ребенок с проблемами в развитии общение

          Общая 
эмоциональная  обедненность  большинства детей  с ранним поражением ЦНС определяет
значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. Это
выражается в том, что очень важный показатель развития — «комплекс
оживления» — в большинстве случаев либо долго отсутствует, либо чрезвычайно
угнетен и выражен в рудиментарной форме. Чаще всего у детей с интеллектуальной
недостаточностью  он проявляется лишь к
концу первого года жизни в очень скудном по структуре и эмоциональной
окрашенности виде.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте

          У детей с выраженным нарушением ЦНС
нередко долго отсутствует ярко выраженное, особое отношение к матери, ее
«узнавание», выделе­ние ее из числа остальных взрослых. Обращаясь к
истокам их эмоцио­нальных проявлений, следует подчеркнуть и недостаточное
внимание ребенка к улыбке взрослого. Улыбка, а также другие мимические сред­ства,
используемые взрослыми при контакте с ребенком, остаются для него совершенно
непонятными. Несвоевременность и затрудненность налаживания эмоционального
контакта ребенка с взрослым отрицатель­но сказывается и на становлении более
сложных видов общения.    

          Неполноценное до речевое общение с
взрослым, отсутствие предменых действий (манипулирования предметами),
недоразвитие мелкой моторики к концу первого года жизни ребенка ранним
поражением ЦНС оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью на­чальных
речевых проявлений.

          Недоразвитие предметной деятельности
в значительной степени обусловливает то, что эти дети с большим опозданием
начинают лепетать. Ответный, интонационно-насыщенный лепет, характерный для нор­мально
развивающихся малышей конца первого года жизни, у их от­стающих в развитии
сверстников чрезвычайно обеднен: эти дети почти не лепечут. Не возникает у них
и общения с помощью лепетных слов, вплетенных в ситуацию, жесты, мимические
движения и др.

          У умственно отсталых детей без
специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и
дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность.

         В структуре недоразвития интеллекта
особое место занимает специфическое нарушение речи, тесно связанное как с
интеллектуальным, так и с общим личностным недоразвитием детей данной
категории.

Для их речевого
развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в
ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления
первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения
фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению
двухсловного предложения растягивается на долгое время.

          У детей с недоразвитием интеллекта
чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует
самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое
недораз­витие,

доминирование в речи
имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия,
признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения
(С.Я.Рубинштейн).

          Владея достаточно большим запасом
слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими,
дети с недораз­витием интеллекта фактически лишены возможности словесной комму­никации,
т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в
общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания
межличностных отношений.

          Выраженные отклонения в ходе онтогенетического
развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют
своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ущербно, его мотивы
исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с
окружающими диктуется, как пра­вило, физиологическими потребностями.

          В возрасте 5 -7 лет дети с недоразвитием
интеллекта с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с
взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими
людьми (Ж.Н.Головина).

         Слабое развитие потребностей
социального характера приводит к тому, что к концу дошкольного возраста дети с
большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях,
когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание
обращенной речи.

        Заслуживает внимания и тот факт, что
дети пяти-шестилетнего воз­раста с легкой степенью недоразвития интеллекта,
поступив в группу специального

детского сада,
обнаруживают неумение пользоваться сво­ей речью; они молча

действуют с предметами
и игрушками, крайне ред­ко обращаются к сверстникам и взрослым.

        Длительное наблюдение за воспитанниками
детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации
неорганизованной иг­ровой деятельности они пользуются в основном двумя формами
обще­ния. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с интел­лектуальной
недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения,
остальные дети прибегают к еще более элементарной — ситуативно-деловой форме.
Ни у одного из них не на­блюдалась внеситуативно-личностная форма общения,
которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста
(Д.Й.Аугене). Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются из­бежать
речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником
или взрослым возникает, он оказывается весь­ма кратковременным и неполноценным.
Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить (,Д.И.Аугене):

Читайте также:  Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

— быстрая
исчерпываемость побуждений к высказываниям, что при­водит к

прекращению беседы;

— отсутствие у ребенка
сведений, необходимых для ответа, бедный словарный

запас, препятствующий формированию
высказывания;

— непонимание
собеседника — дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому
их речевые реакции оказываются неадек­ватными и не

способствуют
продолжению общения.

         Специальная педагогика и психология
рассматривает общение как одно из средств коррекции нарушений развития, и в
отдельных случаях отводит ему первостепенное значение. Примером служат
уникальные случаи воспитания слепоглухонемых детей, когда общение ребенка с
взрослым становится единственным способом формирования у него че­ловеческой
психики (А.И.Мещеряков).

          Значительная роль отводится общению в
воспитании и обучении де­тей

дошкольного возраста с
проблемами в интеллектуальном развитии разной степени выраженности.
Экспериментально установлено, что ос­новным средством коррекции отклонений в
развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является обучение
(Л.Л.Катаева,  Н.Д.Соколова,
Е.А.Стребелева и др.).

          Современная дидактика определяет
обучение как двусторонний процесс взаимодей­ствия педагога и ребенка с целью
формирования знаний, умений и навыков. Взаимодействие взрослого и ребенка
осуществляется через ме­ханизм общения.

         Становление и развитие речи у этой категории
детей, как и у их нормально развивающихся сверстников, совершается в
неразрывной связи с овладением различными видами детской деятельности. Поэтому
чрез­вычайно важно, чтобы при организации коррекционной работы, на­правленной
на развитие речи ребенка с интеллектуальной недостаточ­ностью, учитывался генезис
формирования детской деятельности. Об­служивающий характер речи обусловлен тем,
что она возникает и раз­вивается в тесной связи с освоением им, прежде всего,
предметно-игровой деятельности, в том числе, сюжетно-ролевой игры.

          По мысли Л.С.Выготского [9], в
сюжетно-ролевых играх происходит «реализация нереализуемых в жизни»
стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, 
осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать
на место взрослого, быть им. Однако осущест­вление и развитие коллективной сюжетно-ролевой
игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком
многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения
группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не
получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны,
игра в силу своего коллективного характера побуж­дает детей к овладению
различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их

речевые ресурсы, но
значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их.

          Однако у большинства детей с
интеллектуальным недоразвитием речь не способствует организации игры. Обычно
они произносят  небольшие отрывки стихотворений,
песен, отдельные слова или звукосо­четания (Д.Й.Аугене).

         Некоторые исследования (Д.Й.Аугене)
свидетельствуют об определенных возможностях продвижения дошкольников с
недоразвитием ин­теллекта в речевом развитии. В процессе целенаправленного
обучения сюжетно-ролевой игре у детей происходят существенные сдвиги в самостоятельном
вербальном общении.

          Значительно уменьшается количе­ство
детей с ситуативно-деловой формой общения. Соответственно больше становится
дошкольников, пользующихся внеситуативно-познавательной формой общения. Однако
никто из воспитанников не смог овладеть высшей внеситуативно-личностной форме
общения.

          Общение, возникающее и развивающееся
в процессе обучения сюжетно-ролевым играм, значительно обогащало речевое
развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Прежде всего, это сказалось
в том, что у них появилось стремление говорить по поводу того, что они делают,
желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окру­жающими новыми
впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и
огорчения. Игра обеспечивала мотивационно-потребностный план речевой
деятельности, явилась условием для овладения детьми разнообразными средствами
речевой коммуникации.

          Данные, полученные в процессе длительного
педагогического эксперимента с дошкольниками недоразвитием интеллекта
(Н.Д.Соколова, Д.Й.Аугене), свидетельствуют, что развитие речи у этой категории
де­тей осуществляется, прежде всего, в русле ведущей деятельности, по­скольку
именно в ходе овладения ею у ребенка возникает потребность в активном
использовании слов, фраз, новых речевых оборотов. Наличие потребности в речевом
общении является важнейшим условием для возникновения и развития речи у
умственно отсталых детей.

          Таким образом, игровая деятельность
может служить одним из эффективных путей развития вер­бального общения детей с интеллектуальной
недостаточностью. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом
своеобра­зия психической деятельности воспитанников и их потенциальных воз­можностей
(Д.Й.Аугене, Н.Д.Соколова).

Источник