Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие thumbnail

Родоначальник отечественной возрастной психологии Л. С. Выготский видит источник психического развития ребенка в идеальных формах бытия взрослого, задаваемых окружающей социальной средой. Согласно Выготскому, человеческое развитие происходит через взаимодействие реальных и идеальных форм в виде усвоения последних.

Наряду с детерминированностью сверху (от общества) психическое развитие имеет еще две черты, определяющие его своеобразие: непреформированность процесса и возможность субъекта развития влиять на его результат.

Все известные виды развития Л. С. Выготский разделил на два типа:

  • 1) преформированное развитие. К этому виду относится, например, развитие растения из зерна, когда уже в самом зародыше содержатся все свойства будущего растения и заранее заданы все стадии и метаморфозы, которые ему предстоит пройти;
  • 2) непреформированное развитие, к которому относится развитие Галактики, Земли, общества и ребенка. Оно протекает за счет нарастания и разрешения внутренних противоречий, т.е. определяется самим ходом развития, а не заложенной генетической программой.

Согласно Л. С. Выготскому, для психического развития ребенка характерны следующие черты:

  • • непреформированность, незаданность самого хода развития;
  • • источник развития находится вне организма (детерминированность от общества);
  • • субъект развития способен влиять на его ход и результат;
  • • наличие сензитивных периодов для развития каждой стороны детской психики.

Психическое развитие и деятельность. Концепция Д. Б. Эльконина[1]. Соглашаясь с Л. С. Выготским в том, что психическое развитие ребенка есть освоение идеальных форм бытия взрослого, существующих в социальной среде, Д. Б. Эльконин подчеркнул, что такое освоение (или присвоение) происходит лишь в процессе активной деятельности самого ребенка. Деятельность при этом понимается в соответствии с теорией А. Н. Леонтьева и оказывается способной порождать не только познавательные структуры, как у Ж. Пиаже, но и мотивы, формирующие личность ребенка. Таким образом, именно деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие.

Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, специфичной для каждого возрастного периода. Эмпирические наблюдения убедили его в том, что все виды деятельности ребенка могут быть условно поделены на два типа:

  • 1) деятельность в системе «ребенок – взрослый», в которой формируется в основном мотивационно-потребностная сфера личности ребенка;
  • 2) деятельность в системе «ребенок – общественный предмет», когда ребенок осваивает способы действий с объектами культуры, развивая при этом свои операциональнотехнические возможности.

Согласно Д. Б. Эльконину, на протяжении развития ребенка то один, то другой тип деятельности играет ведущую роль, т.е. происходит чередование ведущих типов деятельности.

пример

В концепции Д. Б. Эльконина уделено место и кризисам как переломным точкам, где отмечается наибольшее расхождение в уровне развития различных сторон личности ребенка (потребностной и операциональной). Наиболее резкие изменения и более выраженные кризисы встречаются там, где развитие мотивационно-потребностной стороны личности отстает от развития ее операциональных возможностей (например, кризисы в 3 года и в 11 лет). Именно в этих случаях должны более резко изменяться и социальная позиция ребенка, его положение в обществе и отношение общества к нему.

Следующий шаг в развитии отечественного подхода к психическому развитию был сделан сыном Д. Б. Эльконина – Б. Д. Элькониным. Признавая вслед за Л. С. Выготским источником психического развития ребенка идеальные формы бытия взрослого, Б. Д. Эльконин замечает, что идеальная форма никогда не дана как сущность, она всегда задается как проблема.

Согласно Л. С. Выготскому идеальная форма как элемент культуры закреплена в языковых значениях. Однако «за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность» (Л. Н. Леонтьев). Поэтому, отмечает Борис Эльконин, застывшее значение не может быть источником психического развития, ибо развитие возможно только при раскрытии того, что стоит за значением, т.е. идеального человеческого действия. Идеальная форма есть то, что по сути не может пребывать, а может лишь сбываться – открываться и являться. Открытие идеальной формы, ее встреча с формой реальной и есть событие (или акт) развития[2]. Такая встреча реальной и идеальной форм возможна только при наличии посредника-взрослого. При этом событие не есть продолжение каких-либо причинных или начало целевых детерминаций, не есть следствие и последствие чего бы то ни было. Идеальная форма является не вследствие стечения обстоятельств, а вопреки ему. В этом смысле событие – особая переходная форма жизни. Проблема посредничества задана несвязанностью, несоотнесенностью двух позиций, а задача состоит в поиске того, что может их связать и взаимообратить.

Читайте также:  Особенности возрастного развития ребенка дошкольного возраста

Роль взрослого в психическом развитии ребенка Б. Д. Эльконину видится прежде всего как роль посредника при взаимопереходе реальной и идеальной форм, в раскрытии образа совершенного действия.

Овладение своим поведением с помощью культурных идеальных форм есть возникновение субъекта поведения. Этот процесс не является постепенным, эволюционным. Здесь также наблюдается перерыв постепенности, выход за рамки наличного бытия в иное, идеальное. Возникновение субъекта поведения происходит в точке встречи реальной и идеальной форм, в их конфликте.

Преемственность идей в отечественной культурно-исторической школе психического развития дата новый толчок и экспериментальным исследованиям психического развития ребенка. Особенно плодотворным стало изучение К. Н. Поливановой кризисов психического развития (см. § 27.3).

Источник

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

Читайте также:  Карточка развития ребенка для психолога

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Источник

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Содержание

Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана


Установите последовательность фаз развития групповой дискуссии от первой до последней:
1) Подведение итогов дискуссии
2) Упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации
3) Определение целей и темы дискуссии
4) Сбор информации по обсуждаемой проблеме
++/Ответ/+ 3421

Защитная символическая тактика поведения, которая позволяет человеку избегать страдания, называется:
1) Имитацией
2) Фиксацией
3) Чувством вины
4) Идентификацией
++/Ответ/+ 2

Установите последовательность двух основных возрастных достижений по нарастающей, согласно концепции В.С.Мухиной:
1) Овладение социальным пространством человеческих отношений
2) Способность смотреть, слушать, действовать
3) Появление потребности отчуждения от семьи
4) Овладение речью
++/Ответ/+ 2413

В раннем возрасте впервые начинает развиваться психический процесс:
1) Памяти
2) Мышления
3) Воображения
4) Воли
++/Ответ/+ 2

Защитная символическая тактика поведения, которая позволяет человеку избегать страдания, называется:
1) Имитацией
2) Фиксацией
3) Чувством вины
4) Идентификацией
++/Ответ/+ 2

Установите последовательность психических актов сенсомоторных процессов деятельности от первого до последнего:
1) Сенсорный момент реакции – процесс восприятия
2) Центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого
3) Сенсорные коррекции движения (обратная связь)
4) Моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения
++/Ответ/+ 1243

В младенчестве ведущей деятельностью является:
1) Упражнение двигательных функций
2) Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым
3) Получение информации об окружающем мире
4) предметно-манипулятивная деятельность
++/Ответ/+ 2

Установите последовательность этапов изучения, согласно концепции Н.Миллера и Д.Долларда, от начального до конечного:
1) Сигнал
2) Внешняя реакция
3) Драйв
4) Внутренняя реакция
++/Ответ/+ 1432

Установите последовательность этапов изучения, согласно концепции Н.Миллера и Д.Долларда, от начального до конечного:
1) Сигнал
2) Внешняя реакция
3) Драйв
4) Внутренняя реакция
++/Ответ/+ 1432

Слова автономной речи ребёнка выполняют __ функцию:
1) Сигнификативную
2) Интеллектуальную
3) Эмотивную
4) Указательную
++/Ответ/+ 1

Отстаивание собственной позиции вне зависимости от ее совпадения с мнением большинства называется…

1) ингибицией 2) нонконформизмом ++/Ответ/+
3) фасилитацией 4) конформизмом

Отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом с целью их упорядочения, совершенствования и развития, называется психологией…

1) масс 2) политической
3) социального воздействия 4) управления ++/Ответ/+

Согласно Д.Б. Эльконину, наличие противоречия между необходимостью самоопределения и возможностью ее удовлетворения характеризует ___ возрастной период.

1) старший школьный 2) подростковый ++/Ответ/+
3) старший дошкольный 4) младший школьный

Согласно периодизации психического развития А. Гезелла, максимально высокими темпами развития характеризуется возраст …
1) от рождения до 1 года ++/Ответ/+ 2) от 3 лет до 7 лет
3) от 3 лет до 18 лет 4) от 1 года до 3 лет

Одним из компонентов психологической готовности к школьному обучению является …
1) большой объем памяти 2) сформированность навыков чтения, письма и счета
3) желание стремление ребенка к обучению в школе ++/Ответ/+ 4) овладение правилами поведения в школьном
обществе

Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана …

1) Д.Б. Элькониным ++/Ответ/+ 2) З. Фрейдом
3) А.Н. Леонтьевым 4) Э. Эриксоном

Урок биологии проходит в 8 классе на тему: « Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе». Учитель, объясняя новый материал по теме, замечает, что один из учеников не следует за ходом урока, а смотрит в окно. Во дворе школы несколько учеников играют в футбол, у них у них завязалась очень оживлённая игра. Ученик в классе из окна увлечённо следит за тем, кто кому передаёт пасы. Выждав несколько секунд, учитель оклкает мальчика и задаёт ему вопрос по теме, Ученик переводит взгляд на учителя и даёт правильный ответ на вопрос. Учитель положительно оценивает его ответ.
++/Ответ/+ Такая область психологии, как педагогическая психология, занимается решением следующей задачи разработка способа привлечения внимания учащихся на уроке.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольный возраст особенно сензитивен к усвоению речи. Многие семьи собирают высказывания своих детей, начиная с момента, как ребёнок начал говорить. Так, в одной семье родители записывали все «необычные» фразы своего сына Вани. Мальчику исполнилось три года. В воскресение они с мамой пошли гулять во двор. Когда Ваня оказался на улице , он увидел, что идёт снег. Его глаза расширились от удивления, побежал к маме, восторженно произнося: «Мама, мама смотри –зима падает». На следующий день мальчик пошёл в садик. Придя домой, Ваня гордо заявляет папе: « У нас сегодня была бескультура».
++/Ответ/+ В дошкольном возрасте по В.С. Мухиной развивается такая основная функция речи , как коммуникативность.

Читайте также:  Эссе на тему влияние семьи на развитие личности ребенка

++/Ответ/+ Социальная ситуация неразрывного единства ребёнка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственно эмоциональное общение ребёнка с матерью.

++/Ответ/+ В первые на факт замедления психического развития ребёнка при дифиците общения со взрослым обратили внимание психологи на психоаналитическое направление.

++/Ответ/+ Предметной деятельность в раннем детстве является потому что в самом предмете и способе его употребления заключается в способе деятельности.

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Условия и цены

Цены на готовые работы 2017 года                                    
Image Контрольная — 30 бел.руб.

Image Курсовая — 60 бел.руб.

Image Дипломная — 150 бел.руб.

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

О самой работе


ImageДанная работа Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана (Контрольная) по предмету (Психология), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана по предмету Психология отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.

Image Работа — Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана (Психология) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Психология рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Вопросы по работе


Image Для получения работы или по возникшим вопросам относительно данной работы Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана нажмите по кнопке Заказать работу и заполните все поля формы. Большая просьба, аккуратно заполнять и указывать все данной (ВУЗ, страну, email и телефон), ваши пожелания и требования к работе.
При написании данной работы (Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана) используется только свежая литература. Научный подход и профессионализм работников нашей компании позволяют провести качественное выполнение работы Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана, в результате чего полученные работы защищают на «отлично».

ImageЕсли вас не устраивает само содержание или структура работы: Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана по предмету (Психология) обращайтесь, работа изменяется и оформляется под ВУЗ полностью бесплатно. Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, связанным с данной работой по телефону или e-mail.

Image Контрольная — Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру.

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Немного о нашем сервисе

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие


В нашей авторской коллекции научных работ, на сайте BYsolo, на данный момент помещены только эксклюзивные работы, сделанные по индивидуальному запросу для ВУЗов Беларуси и России. Наши работы и частности работа: Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана — не имеет дубликатов в бесплатных банках рефератов, поэтому вероятность того, что работа «Периодизация, согласно которой деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие, разработана» уже сдавалась в Ваш ВУЗ, практически равна нулю, кроме того, каждая работа, включая вашу прошла тщательнейший отбор на качество и актуальность на данный момент.

Деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие

Источник