Ребенок с отклонениями в развитии не посещает образовательное учреждение

 
Министерство
 
Решаемые задачи
 
Сеть учреждений
Министерство образования
Российской Федерации
 
 
 
Министерство труда и социального развития Российской Федерации    
Министерство здравоохранения Российской Федерации  
 
 
 

2. Разработайте план проведения дискуссии по теме «Проблемы и перспективы развития отечественной системы специального дошкольного образования», с последующей его реализацией в дискуссии, проводимой выбранным из студентов ведущим.

Основное содержание:

Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой, Т.3 Педагогические системы специального образования., М., 2009г., с.35 — 39

В 90-х гг. XX в. были утверждены типовые положения для каждого вида образовательных учреждений, что открыло дополнительные возможности и формы для функционирования сети таких учреждений, где дети дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. К ним прежде всего относятся дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).

Для семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, детский сад является местом, где родители могут получить необходимую им поддержку и педагогическое сопровождение процесса воспитания ребенка, где созданы специальные образовательные условия, необходимые для полноценного развития их детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, детям в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в ДОУ обеспечиваются воспитание, обучение, уход и оздоровление. Ребенок, имеющий отклонения в развитии, принимается в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. В этих учреждениях обучение и воспитание осуществляются в соответствии с коррекционно-развивающими программами, специально разработанными для детей с отклонениями в развитии каждой категории.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушения(й) и возраста ребенка (две возрастные группы — до 3 лет и старше 3 лет) и составляет для детей с тяжелыми нарушениями речи до 6 и 10 человек; с фонетико-фонематическими нарушениями речи (группы только старше 3 лет) — до 12 человек; глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп; слабослышащих — до 6 и 8 человек; слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп; слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием до 6 и 10 человек; с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и 8 человек; с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и 10 человек; с задержкой психического развития (ЗПР) — до 6 и 10 человек; с глубокой умственной отсталостью (группы только старше 3 лет) — до 8 человек; с тубер-
кулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек; часто болеющих детей — до 10 и 15 человек; со сложными (комплексными) дефектами — до 5 человек для обеих возрастных групп; с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организуются группы кратковременного пребывания в ДОУ. Задачами таких групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование у них предпосылок для учебной деятельности. Занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2 — 3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта организационная форма предусматривает участие в коррекционной работе разных специалистов. Общая продолжительность занятий — 5 ч в неделю1.

Названные детские сады и группы подпадают под определение, используемое в современных нормативных документах, «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

В условиях российской системы дошкольного образования интегрированное обучение по отношению к детям, которые, несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками, реализуется в детских садах общеразвивающего вида (при наличии там специальных образовательных условий). Такие условия легче создавать в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют и компенсирующие группы, а также в специализированных центрах развития ребенка, в устав которых заложено осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками.

Читайте также:  Метод проекта речевого развития ребенка

Дошкольники с ограниченными возможностями могут посещать и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений изложены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей от 3 до 10 лет. Их основное назначение — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Для ребенка с ограниченными возможностями переход к школьному обучению означает включение не только в новый для него вид учебной деятельности, но и в совершенно иные условия жизнедеятельности (другая обстановка, нередко незнакомый детский коллектив, более сложный распорядок дня). Все это создает возможности для возникновения кризисных ситуаций.

Для реализации щадящего подхода при переходе ребенка с ограниченными возможностями из детского сада в школу предусмотрена достаточно комфортная организационная форма такого перехода: образовательное учреждение «детский сад — начальная школа». Ребенок имеет возможность приступить к школьной жизни в знакомой, привычной для него обстановке, вместе с большинством своих товарищей, которые совместно с ним посещали дошкольную группу.

Существует еще один тип дошкольных учреждений, предназначенный для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

Такая формулировка названия распространяется и на центры оказания разных видов помощи детям в возрасте от 3 до 18 лет, осуществляющие диагностику и консультирование; психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию; лечебно-педагогическое воздействие и дифференцированное обучение и др.

Эти учреждения предназначены для детей следующих категорий: с высокой степенью педагогической запущенности, с трудностями в обучении, с признаками социальной дезадаптации; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; детей, подвергшихся разным формам психического и физического насилия; детей, вынужденных покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; детей из семей беженцев, переселенцев, а также пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Все виды необходимой им помощи оказывают высококвалифицированные работники разных специальностей — педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, логопеды и др.

По отношению к детям дошкольного возраста основными направлениями деятельности таких учреждений являются:

— диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;

— образование в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья;

— организация коррекционно-развивающего и компенсирую-
щего обучения;

— психокоррекционная и психопрофилактическая работа;

— проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. В стране имеются различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, — санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели их создания и деятельности — оказание помощи семьям в воспитании проблемных детей и детей, нуждающихся в длительном лечении, получении ими образования, проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие. В соответ ствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ограниченными возможностями не посещают дошкольные учреждения. Для их подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на один-два года, в течение которых формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, ранее не имевшие возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для такой подготовки могут быть созданы для детей 3 — 6 лет на базе ДОУ, а для детей 5 — 6 лет — на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий комплектуются группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые должны посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Читайте также:  Умные книжки для развития ребенка

Диагностику детей, консультирование родителей и рекомендации по направлению ребенка в образовательные учреждения различных видов осуществляет ПМПК. Родители могут обратиться на прием самостоятельно, но обычно они приходят уже с направлением из лечебно-профилактического учреждения — поликлиники, детской больницы, сурдологического центра и т.д. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации по дальнейшим формам обучения.

Современные ученые-дефектологи важнейшими направлениями коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями как в условиях специальных дошкольных учреждений, так и в условиях домашнего воспитания признают следующие: сенсорное развитие и воспитание; физическое, в том
числе моторное, развитие; формирование различных видов деятельности, в том числе обучение игре; развитие речи и коммуникативных умений; ознакомление с окружающим миром; формирование элементарных математических представлений; становление разных форм мышления в их взаимодействии; сохранение и укрепление здоровья; психологическая и компетентностная подготовка к обучению в школе (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, Е.А.Екжанова, А.П.Зарин, А.А.Катаева (Венгер),
Б.Д.Корсунская, Э.И.Леонгард, Л.П.Носкова, Т.В.Пелымская, О.Г.Приходько, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.).

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 2095; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9783 — | 7601 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с рождения с первых дней

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие «особые образовательные потребности».

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми образовательными потребностями», т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения — социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

строились «обходные пути» обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из «обходных путей» формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник