Метод проекта речевого развития ребенка

Метод проекта речевого развития ребенка thumbnail

Светлана Назарова
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей

В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. Проектные технологии позволяют выстраивать образовательный процесс в дошкольных учреждениях в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования технологии проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста

Нами было разработана серия краткосрочных проектов.

Например: «Едет с поля урожай», «Мама лучше всех на свете», «Книга лучший друг». Хочу, остановится на проекте «Книга лучший друг».

При разработке конкретного проекта принимали во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами — это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, поэтому использовали поэтапное «совместное обучение».

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Исходя из актуальности проблемы,были поставлены следующие задачи:

— расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;

— формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;

— воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду

взрослых, обучить правилам обращения с книгой;

— поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной

деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;

развивать память, внимание, коммуникативные навыки;

— расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;

использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов,

упражнений по данной лексической теме;

— привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

Далее планировали предполагаемые результаты:

1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.

2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

3. Повышение уровня развития речи детей.

4. Активное участие родителей в жизни детского сада.

5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.

6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление разнообразных поделок и другие виды деятельности (совместная деятельность, ребенок – равный участник). Вся работа осуществлялась поэтапно.

1- этап — определение проблемы. На этом этапе мы выбирали тему, исходя из интересов детей, актуальную и интересную для всех предполагаемых участников проекта Мы использовали, один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том,что мы задавали детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались. Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.

Использоваласьмодель трех вопросов:

1. Что я знаю о книгах?

Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др.

2. Что хочу узнать?

Как появляются книги, откуда берутся

Кто их изготавливает, люди, каких профессий

Где и как изготавливают книги, что для этого нужно

Зачем нам нужны книги и где хранятся

3. Как могу узнать?

Спросить у взрослых (родителей и педагогов)

Читайте также:  Семья для развития ребенка 2 3 лет

Сходить со взрослыми в библиотеку

Найти информацию в интернете

Узнать из книг, журналов, фотографий

2- этап – сбор сведений. Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и т. д. В учебном плане отражались все интересы детей, последовательность мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах.

3- этап – поиск путей реализации проекта. На данном этапе мы помогали детям выбрать наиболее интересные для них формы работы.Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого проекта?

Реализация проектаосуществлялась через:

1. Непосредственно образовательную деятельность

2. Совместную деятельность педагогов и детей

3. Работу педагогов с родителями

4. Создание предметно-развивающей среды

5. Совместную свободную деятельность детей и родителей

4- этап – этап организации работы над проектом

Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную и т. д., которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.

5- этап – презентация проекта. Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями.

Итоги проекта «Книга-лучший друг».

После проекта дети узнали:

— о разнообразии книг, жанрах произведений;

— узнали историю происхождения и изготовления книг;

— о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

— правила общения с книгой;

— обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме.

— стали бережнее относиться к книгам.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование. Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.

В результате работы по реализации технологии метода проектовдобились следующих результатов:

воспитанники:

— обрели навыки исследовательской деятельности;

— проявляют активный интерес к предложенной деятельности;

— активно включаются в процесс познания;

— проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности;

— достаточно сформированы тонкая и общая моторика;

— обогащена, уточнена и активизирована лексика по теме проекта;

— дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

родители:

— активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;

— установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;

— с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.

Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации образовательной деятельности.

Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда — значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений. Предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития, что соответствует основным критериям гуманизации процесса образования и воспитания.

Хотелось бы закончить словами великого педагога Ш. А.Амонашвили:

«Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».

Литература.

1. Л. В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г

2. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.

4. Львова Л. С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5

5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009.

Источник

Елена Сутырина
Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников»

Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников». С данным сообщением я выступала на городском методическом объединении, который назывался «Вариативные способы реализации ОО «Речевое развитие» с учетом ООП ДОУ»

Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников»

1 слайд: Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

2 слайд: Актуальность. Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь — это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники. На лицо видно, стоит проблема связной монологической речи у детей.

Читайте также:  Полноценное развитие ребенка при занятии спортом

Речь — основа воспитания и обучения детей. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, является одной из основных задач программы дошкольного воспитания. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

3 слайд: Причины отставания в речевом развитии детей: — падающий уровень общей культуры родителей — разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, живых способов общения

— дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи — он только слушает. Речь детей становится скудной — она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев любимых персонажей. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

4 слайд: Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой Е. А.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.

5 слайд: Существуют самые разные способы обучения связной речи. Я решила остановиться на методе проекта. Проектная деятельность, по мнению автора программы Вераксы Н. Е., в приоритете, и прописана в каждом её разделе.

Преимущества проектной деятельности:

— данная технология является методом развивающего обучения;

— развивает самостоятельность и инициативу детей;

— развивает их коммуникативные и творческие способности, «ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей» (Веракса Н. В);

— дает новый толчок в отношениях «родитель — ребенок – детский сад»; — проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля»,

а не «исполнителя. Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников

6 слайд: Цель работы — способствовать развитию связной монологической речи у детей посредством составления рассказов, сказок в ходе осуществления проектной деятельности

Задачи:

1. В ходе составления рассказов учить детей строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

2. Формировать у детей элементарные знания о структуре рассказа (начало, середина, конец, представление о связях между предложениями;

3. Развивать умения раскрывать тему и основную мысль в рассказах детей;

4. Формирование умение правильно использовать интонацию в отдельных предложениях;

5. Воспитывать уверенность при презентации своих рассказов перед коллективом сверстников;

6. Развивать самостоятельность и коммуникативные способности детей.

7 слайд: 5 шагов в реализации каждого проекта:

1. Удивляем — Мотивируем;

2. Планируем — Стимулируем;

3. Собираем — Составляем (сочиняем) — Оформляем;

4. Обобщаем — Оформляем — Представляем; 5. Размышляем – Анализируем — Осмысливаем – Оцениваем (Рефлексия)

(подводим итоги, оформляем и презентуем: идёт защита проекта, в ходе которой ребенок рассказывает о своей работе). В рамках любого проекта есть огромные возможности для работы над развитием связной монологической речи детей

8 слайд: В младшем дошкольном возрасте главная задача по развитию связной речи в соответствии с ФГОС — формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Основной акцент — на развитие диалогической речи, вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Наблюдения за детьми показали, что они любят рассказывать о ярких впечатлениях из личных событий, о том, что их удивило или обрадовало. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, первым для малышей стал проект «Моя любимая игрушка (игра)»

9 слайд: Затем появились такие проекты, как «Моя семья» и «Моя любимая книжка». Малыши научились составлять короткие рассказы из личного опыта, состоящие в 3-4 предложений о своей семье, о любимой книжке

10 слайд: В среднем дошкольном возрасте стоят след. задачи: учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, также упражнять в составлении рассказов по картине, созданной самим ребенком. В проектах «Расскажите птицы», «Перелётные птицы», дети по картинке и по своему рисунку учились составлять рассказы о любой понравившейся им птице. В упражнении «Закончи предложение», «Какой птицей ты хотел бы стать и почему?», дети учились отвечать полным предложением, обосновывая свой выбор.

11 слайд: В проекте «Деревья осенью», дети составляли рассказы о любой любимом дереве, учились сравнивать деревья между собой, находя общее и различия.

12 слайд: В ходе проектов «Самые любимые и дорогие» и «Наши защитники», дети впервые учились составлять рассказы о мамах и папах по плану, предложенному им воспитателем. В своих рассказах дети старались передавать структуру описательного и повествовательного рассказов.

Читайте также:  Центр развития ребенка как бизнес

13 слайд: В рамках проекта «Мой родной город Дзержинск», в беседе о родном городе, была поставлена задача — учить отвечать на вопросы, развивать монологическую и диалогическую речь детей, воспитывалась культура речевого общения.

13 слайд: Задачи для детей 5-6 лет: развивать монологическую форму речи. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. 14 слайд: В проекте «Сказок дивный хоровод», дети презентовали свои костюмы, загадывали загадки и читали стихи о своих героях.

15 слайд: В проектах «Наша Армия сильна» и «Берегите маму», дети составляли рассказы по рисункам портретов мам и пап и серии картинок.

16 слайд: В таком проекте, как «Книга наш друг, без неё как без рук» («Моя любимая книга», дети составляли рассказ о своей любимой книге по плану и презентовали её перед друзьями.

17 слайд: В ходе проекта «Моя первая сказка, моя первая книга»

дети научились составлять свою собственную сказку, усвоив структуру творческого высказывания. Проект способствовал возникновению интереса и любви к сочинительству сказок, изготовлению самодельных книг. Ежедневные обсуждения, рассматривание иллюстраций и презентации самодельных книг, способствовали развитию связной монологической речи детей. Продолжением данного проекта было участие детских книг в городском конкурсе «Рукотворная книга».

18 слайд: В ходе проекта «Загадочный, красивый Космос», дети составляли рассказы на космическую тему, выбранную по желанию детей. В своих рассказах дети описывали внешний вид планет, подчёркивая их красоту и особенности. Проект способствовал и обогащению словаря детей: в речи детей стали появились такие слова как Вселенная, Солнечная система, Галактика, орбитальная станция, невесомость, орбита, метеорит, скафандр.

19 слайд: Проект «Все профессии важны» способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и сотрудников детского сада. Дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах. Ежедневные обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.

20 +21 слайд: В проектах «Весна-красна идёт!», и «Бабочки-красавицы» дети закрепляли умение составлять рассказы по серии картин, по рисункам весны и бабочек.

22 слайд: В проекте «Домашние питомцы — лучшие друзья, или «Уроки доброты» 17 детей презентовали свои рассказы о животных. Итог — создание альбома с рисунками, фото и рассказами детей о своих друзьях-животных.

23 слайд: Ежегодно в группе проводится Конкурс Чтецов. Победители продолжают соревноваться на уровне детского сада и городских конкурсов чтецов (в рамках фестиваля «Арт-пространство» выступали Даниил Ш, и Артём К.)

24 слайд: Вся работа по проектам идёт в тесном сотрудничестве с родителями. Формы работы используются самые разные. 1. Размещение информации в родительском уголке (объявления о теме и сроках проекта, советы, рекомендации, портфолио проведённых проектов) 2. Анкетирование родителей по вопросам связной речи детей 3. Проведение родительских собраний по развитию связной речи детей с показом презентаций 4. Проведение совместных с родителями мероприятий по темам проектов (помощь в оформлении рассказов детей, совместные занятия-развлечения с психологом, мастер-классы родителей, участие в выставках, конкурсах, праздниках) 5. Информирование родителей через сайт детсада и сайт МААМ (международный образовательный портал, на которых размещены фото, консультации, памятки, презентации и др.

25 слайд: Взаимодействие с социумом. Дети группы «Солнышко» два раза в месяц посещали Детскую библиотеку имени Ю. Гагарина, проводили совместные праздники с детьми школ №34, ходили на экскурсию школу №27, участвовали в акции помощи для социального центра Покров. Взаимодействие с этими учреждениями социума способствовало расширению знаний детей и обогащению жизни детей в детском саду.

26 слайд: Транслируемость практических достижений. Опыт работы по теме представленного сообщения широко представлен на сайте МААМ (Международного образовательного портала) и на сайте детсада №127 «Чайка».

27 слайд: Выводы:

Использование метода проекта способствовало

— развитию связной, монологической форме речи детей: 19 из 28 детей группы научились составлять рассказы (строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение);

— у детей сформировались элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец, представление о связях между предложениями; большинство детей умеет раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Работа над проектами способствовала и развитию детской инициативы и самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей; активному сотрудничеству детей, родителей и педагогов; решению проблемы дефицита общения и стало эффективным средством речевого развития дошкольников.

28 слайд: Спасибо за внимание!

Источник