О чем заззо психическое развитие ребенка и влияние среды

Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его макро­среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Иллюстрацией этого влияния могут служить описанные в литературе случаи (в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Индии), когда маленькие дети были унесены животными и их развитие проходило вне челове­ческого общества, в логове зверей. Несмотря на свою специфическую человеческую организацию, поведение этих детей напоминало повадки животных. Они, как пра­вило, отлично лазали и прыгали, бегали на четвереньках, издавали нечленораздельные звуки, ели, как звери; далеко не все из них даже после продолжительных занятий научились говорить.

Отводя ведущую роль в развитии ребенка внешним воздействиям, советские психологи одновременно придают особое внимание изменчивости окружающей среды, исходя из принципа историзма в понимании психического раз­вития жизни человека. И жизнь подтверждает справед­ливость такой позиции. Примером могут служить те из­менения, сдвиги в развитии сознания, культурного уровня окраин дореволюционной России, которые произошли за годы Советской власти, создавшей благоприятные условия для развития личности. Подтверждением этого являют­ся и результаты специальных исследований, например изучение влияния социально-исторических условий на пси­хическое развитие детей, проведенное Р. Г. Гуровой и А. В. Запорожцем на Алтае в 1929 и 1966 гг., исследо­вание развития познавательных процессов в отсталых от­даленных кишлаках и в центральных районах Узбекиста­на, где социальные преобразования уже затронули основ­ные слои населения, проведенное Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в 20—30-е гг.[38]

Широкая макросреда имеет, бесспорно, огромное влияние на развитие человека. Конкретными же условиями, которые оказывают влияние на процессы развития, явля­ются только те элементы среда, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда тесно свя­зывает ребенка с окружающим его большим миром, макро-средой. Выбор ближайшей среды во многом определяется индивидуальными; и возрастными особенностями ребенка, отношением к нему взрослых, товарищей, значимостью их, характером воспитания. Oт того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать. Исключительно важную роль отношений в психическом развитии неоднократно отмечал А. С. Макаренко, считавший, что выключить личность, изолировать ее, выгнать из отношений совершенно невозможно, техни­чески невозможно,— следовательно, невозможно предста­вить себе эволюцию отдельной личности, а можно пред­ставить себе только эволюцию отношений.

Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу лишь когда ребенок заговорит. Уже в самые пер­вые месяцы жизни характер заботы взрослых в значитель­ной степени определяет психическое развитие детей. Об этом свидетельствуют специальные исследования, много­численные наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты с окружающи­ми взрослыми, порождает острую чувствительность к отно­шению старших, готовность перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, овладе­вают специфическими человеческими действиями. Однако эта столь важная потребность не возникает (крайне запаздывает) при «госпитализме». Лишенные возмож­ности общения дети не проявляют интереса к окружающе­му миру, остаются погруженными в полудремотное состоя­ние, пассивно реагируя на внешние первичные стимулы. Исследования советских ученых (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, И. Л. Фигурина, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что подлинной причиной «госпитализма» является ограниченность микро-среды, недостаток общения детей со взрослыми. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, убедительно доказали не только отчетливое превосходство в развитии детей, имеющих опыт тесного общения со взрослыми, но и возможность ликвидации отставания в развитии младенцев, воспитывающихся при дефиците обще­ния. Для этого достаточно было провести 3—4 раза ин­дивидуальные занятия с ними по 7—8 мин[39]. Особо важную — роль в формировании потребности в общении у таких детей играли воздействия взрослого, который авансом уже к младенцу относился как к субъекту и личности.

Как советскими, так и зарубежными исследовате­лями[40] замечено, что формирование личностных качеств ре­бенка в значительной степени определяется семейной ат­мосферой, в которой он живет: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию, проявляют ли они к’ нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них официальность, холодность и т. д. Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и под­держки, в демократической атмосфере, имеют немало преимуществ в своем психическом развитии.

С поступлением в детский сад еще один очень зна­чимый для ребенка взрослый включается в его микро­среду — воспитатель. Характер общения воспитательницы с детьми, ее оценки их поведения в большой мере сказы­ваются на психическом развитии дошкольников, их отно­шениях, на формировании самосознания детей.

Фактически микросреда, представляющая собой со­циальную ситуацию развития ребенка, по своей социаль­но-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.

На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада — «мать (значи­мые взрослые) — дитя». К. ней затем подключается систе­ма «сверстник — сверстник», которая закономерно видоиз­меняется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа ГПТУ, послешкольный кол­лектив, студенческая группа, производственный кол­лектив, вплоть до кружка пенсионеров, и возвращение в рамки семейной микросреды.

Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. В каждый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру деятельности, размерам, длительности сущест­вования, субъективной значимости и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая си­туация межличностного взаимодействия: роль, статус, ха­рактер общения и взаимоотношений, эмоциональное бла­гополучие и т. п.

Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие, на развитие его личности. Однако личностные качества, считают со­ветские психологи, не просто «сообщаются» или приви­ваются ребенку извне. Он не пассивный объект внеш­них воздействий. Специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка, со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выпол­няет человек в коллективе, насколько активно он дей­ствует в нем, в какой степени является носителем его общественного мнения.

Источник

Если принять во внимание, что речь есть не только орудие общения, но и орудие мысли, что сознание наше развивается главным образом при помощи речи и возникает из нашего социального опыта, то станет ясно, что мимика обрекает глухого на полнейшее недоразвитие. Именно речь является основой и носительницей социального опыта; даже размышляя в одиночестве, мы сохраняем «функцию общения». Иначе говоря, без речи нет ни сознания, ни самосознания. Что сознание возникает из социального опыта, можно легко убедиться именно на примере глухонемых. Задача «чистого» устного метода в том и состоит, чтобы привить глухим наш язык. Итак, остается чистый устный метод, как единственно могущий «возвратить глухонемого человечеству».

Однако этот метод оказывается бесконечно трудным для детей. Только благодаря совершенно исключительной жестокости мог он удержаться и развиться в немецкой школе. Великий учитель глухонемых и поборник «чистого устного метода», Фтер, как рассказывают очевидцы, присутствовавшие на его уроках, случалось, выбивал зуб ученику, не справлявшемуся с трудным звуком.

И все же мимику изгнать оказывается невозможно: она — естественный язык ребенка. Ее запрещают, за ее употребление наказывают, но ведь это не значит победить ее.

Мы нарочно остановились на этом труднейшем вопросе, чтоб показать, что и этот центральный, но специальный вопрос обучения глухонемого есть вместе с тем и общий вопрос социального воспитания, и только как таковой он получает возможность разрешения. Если мы хотим привить устную речь глухому ребенку, мы должны ставить вопрос шире, чем только в плоскости обсуждения специальных свойств метода. Метод чудесен, но он заставляет выбивать зубы ученикам, он приводит к тому, что ученик выучивается немногим словам, из которых он обычно не умеет построить логической фразы, что он тайком говорит мимикой, что преподаватели должны быть полицейскими и «ловить» учеников, прибегающих к мимике и т. д.

В чем же выход? Конечно, единственно в том, чтобы вынести вопрос из узких рамок уроков артикуляции и поставить его как вопрос воспитания в целом.

В этом отношении едва ли не самое интересное представляет из себяманоральная система Фохтгаммера, который прежде выдвигал письменную речь как важнейшее средство обучения речи. Объединение рта и руки в произношении немого тем замечательно в его новой системе, что оно впервые ставит движения руки в подчиненное по отношению к устной речи положение, вводя эти движения для обозначения невидимых элементов звуков. Психологически она многое обещает, так как облегчает усвоение устной речи, позволяет перейти к чистой речи и т. д.

Но ни эта система и никакая другая сама по себе не есть выход из положения. Нужно организовать жизнь ребенка так, чтобы речь была ему нужна и интересна, а мимика не интересна и не нужна. Обучение следует направить по линии детских интересов, а не против нее. Из инстинктов ребенка надо сделать своих союзников, а не врагов. Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь.

Выход здесь не в немецкой, не в французской, не в итальянской системе, а только в приближении к жизни.

Вопрос обучения глухонемых устной речи, таким образом, оказывается не только специальным вопросом метода, но и центральным вопросом принципиальных основ сурдопедагогики. Только наметивши центр, можно верно начертить окружность и соединить ее радиусами с центральной точкой. Эта всеопределяющая центральная точка сурдопедагогики есть социальное воспитание глухонемого во всем огромном значении этого слова.

Центральной педагогической проблемой и во вспомогательной школе является связь специального обучения с общими началами социального воспитания. «Психическая ортопедия», «сенсорная культура», проходимые на особом дидактическом материале, должны без остатка раствориться в игре, в общих занятиях, в труде.

Классические уроки тишины бессмысленны и тягостны, когда они преподносятся как уроки. Но при игре «в молчанку» или при «целевой тишине», когда дети знают, для чего надо сохранять тишину,— это прекрасное воспитательное средство.

Все это «специальное» обучение должно утратить свой «специальный» характер, и. тогда оно станет частью общей воспитательной работы. Оно должно пойти по линии детских интересов. Вспомогательная школа не должна никогда и ни в чем порывать связи с нормальной школой. Она создана только ей в помощь. Она должна часто забирать на время отсталых и возвращать их вновь. Установка на норму, полное изгнание всего, что отягчает дефект и отсталость,— вот задача школы.

Анализ статьи А.В. Запорожца«Условия и движущие причины психического развития ребенка»

Анализ статьи Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды»

Анализ статьи И.С. Кона «Постоянство личности: миф или реальность»

Анализ статьи Г.С. Костюка «Принцип развития в психологии»

Анализ статьи К.Н. Корнилова «Биогенетический принцип и его значение в педагогике»

Общая формулировка этого принципа, данная известным биологом Геккелем, такова: «онтогенезис повторяет филогенезис», т. е. развитие единичной жизни, индивидуума, повторяет развитие рода во всех формах проявления жизни. Но это слишком общая формулировка. Если мы ее расшифруем по отношению к ребенку, то мы получим следующую двоякую формулировку: во-первых, органическое развитие ребенка в утробном периоде повторяет развитие живых существ на земле: от первичной клетки до наиболее сложного существа — человека; и, во-вторых, органическое развитие ребенка во внеутробном периоде повторяет все стадии культурно-исторического развития всего человечества.

Основная и непреходящая сущность этого принципа заключается в том, что к ребенку впервые была применена эволюционная точка зрения. Эта эволюционная точка зрения с корнем вырвала установившееся в общей психологии метафизическое положение, что душа человека — это неизменная субстанция, обладающая неизменными атрибутами. Взамен этого возникло учение о психике человека, как растущем и развивающемся объекте. В применении к ребенку это давало основное педологическое положение, что ребенок есть развивающееся существо, а вовсе не миниатюра взрослого человека.

Практически этот биогенетический принцип, особенно во второй своей половине, привлек к себе исключительное внимание психологов и педагогов. В самом деле, если ребенок в своем развитии

Повторяет все этапы культурно-исторического развития человечества, начиная от дикаря до современного культурного человека, проходя последовательно через традиционно утвердившиеся стадии: охотника, пастуха, земледельца и торгово-промышленника, то остаётся только учесть длительность этих периодов в отношении к ребенку и давать ему соответствующий материал в связи с этими его природными запросами.

И вот на этой почве людьми умозрительного типа дается целый ряд принципов чисто практического характера. Рекомендуют смотреть на маленького ребенка, как на дикаря и язычника, заставляют пережить ребенка своего рода «робинзонаду», пройти последовательно через все стадии, которые пережило человечество в области, например эстетической, религиозной и т. п., считая подоб-ного рода воспитательные приемы наиболее отвечающими природе ребенка. Теория эволюции, лежащая в основе этого принципа, имена Дарвина, Геккеля, Болдуина и многих других биологов-эволюционистов привлекаются к обоснованию этого принципа, — и все это, обычно взятое чисто догматически, без должной критической оценки выдается за строго установленное научное положение.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник