Ребенок с нарушением в развитии обучение на дому

Выступление на семинаре-практикуме

для учителей – дефектологов на тему:

«Обучение на дому детей с комплексными нарушениями развития».

Подготовила учитель-дефектолог

Кузнецова Валентина Ивановна

Симферопольский район

пгт.Гвардейское

2018 г.

В современной дефектологии и специальной психологии наблюдается повышенное внимание к детям с комплексными нарушениями развития. Это объясняется возрастающим их количеством, а также малым количеством научных и методических разработок по их изучению и оказанию им квалифицированной психолого-педагогической помощи.[3]

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в гл.11,ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ» дети со сложным нарушением развития выделены как отдельная категория, что нацеливает специалистов на разработку специальных образовательных условий, учитывающих особенности развития детей, имеющих сочетания двух и более первичных нарушений.[1]

Специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает уровневый подход к организации и содержанию школьного образования детей с ОВЗ, индивидуализацию их педагогических маршрутов.

Реализация этого подхода в системе школьного и дошкольного обучения является важной задачей дефектологии. Ведь дети с различными физическими и психическими отклоненями в развитии имеют свои специфические особенности, отличающие одну категорию от другой. Знания об особенностях развития детей различных групп (уровней) помогает найти пути коррекционной работы с ними и способы компенсации недостатков их развития.

В чем же заключается уровневый подход к оценке развития детей с комплексными нарушениями? Особенности развития этих детей зависят от степени выраженности имеющихся сочетанных нарушений. При изучении детей с комплексными нарушениями было выделено три уровня психического развития:

I (низкий) уровень

II ( средний) уровень

III (выше среднего) уровень

Для каждого уровня психического развития характерны:

— вариативность сочетаний первичных нарушений;

— степень выраженности нарушений;

— наличие осложняющих их компонентов.[3]

Дети с I (низким ) уровнем развития.

  • Патогенетическая основа — внутриутробное органическое поражение ЦНС, наследственные и хромосомные заболевания. В основном это дети с множественными нарушениями, где количество первичных дефектов доходит до четырёх.

  • Дети характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере социального развития, познавательных процессов, в речевом развитии.

  • Перспектива развития детей с I уровнем существенно ограничена. Значимое направление психолого-педагогической помощи – бытовая адаптация для обеспечения социально важных потребностей детей.

Дети со II (средним) уровнем развития.

  • У этих детей наблюдается мозаичное, или парциальное, поражение головного мозга с нарушениями анализаторной системы и локальными нарушениями речи.

  • Выявлены интеллектуальные нарушения легкой степени и дополнительные сенсорные, двигательные, речевые нарушения первичного характера.

  • Для детей характерна недостаточность наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, низкий уровень словесно-логического мышления. Дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Отставание в развитии моторики – у всех детей.

Перспектива развития детей со II уровнем развития.

  • Зона актуального развития существенно снижена, но дети могут действовать самостоятельно. Зона ближайшего развития значительно уже, но в разной степени используют помощь, способны подражать, саморегуляция избирательна, они способны к целенаправленной деятельности.

  • При создании специальных условий, максимально стимулирующих процесс развития, успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание, реализуются потенциальные возможности развития каждого ребенка.

Дети с III (выше среднего) уровнем развития.

  • У детей с этим уровнем- нормальное интеллектуальное развитие, сочетания дефектов представлены нарушениями зрения, слуха, речи, движений.

  • Дети в адекватных условиях дают положительную динамику социального и познавательного развития.

  • Учащийся осознает значимость достижения определенного результата своей деятельности, осуществляет контроль за своей деятельностью, умеет использовать оказанную помощь.

Становление психики ребенка с отклонениями в развитии описано Л.С.Выготским в учении о сложной структуре аномального развития, которая заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникших как следствие первичных. В структуре аномального развития всегда присутствуют сохранные функции, являющиеся основой для коррекции.[3]

Согласно его взглядам, наличие дефекта какой-либо одной функциональной системы не вызывает изолированного выпадения данной функции, а приводит к целому ряду взаимосвязанных вторичных отклонений, дающих картину атипичного развития. А сочетание первичных нарушений оказывает многообразное воздействие друг на друга, ведет к взаимному усилению, следствием этого становятся более выраженными качественные и количественные отрицательные последствия.

Современные технологии изучения детей с комплексными нарушениями позволяют выделить множество сложных нарушений развития: сочетания первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений между собой, а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени выраженности.

В настоящее время не установлена единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными.Таким образом, к комплексным (множественным) нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушения, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка.

Характеризуя детей со сложным дефектом, ученые-дефектологи выделяют более двадцати вариантов сочетаний разнообразных первичных нарушений. Однако не все они достаточно хорошо изучены. Особенно мало сведений о детях, у которых интеллектуальные и сенсорные нарушения сочетаются с нарушениями аутистического спектра. [3]

Наиболее изученные сложные сочетания:

  • Дети со сложным дефектом, включающим нарушения 2-х сенсорных систем: зрения и слуха.

  • Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом.

  • Дети с нарушением зрения и интеллекта.

  • Дети с нарушением опорно-двигательной системы и интеллекта.

  • Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.

  • Дети с детским церебральным параличом и нарушением слуха.[3]

Читайте также:  Педагогическая поддержка ребенка и процесс его развития

Как же эффективно организовать обучение таких детей?

В стране функционирует сеть специальных школ-интернатов, в которых есть группы для детей с комплексными нарушениями. Но в этих группах могут находиться только те дети, которые могут самостоятельно передвигаться и себя обслуживать. В случаях, если родители не желают, чтобы дети учились в школах-интернатах, можно оформить обучение ребенка через ВК на дому, в условиях семьи в общеобразовательной школе, или перевести ребенка на форму семейного обучения.

Также установлено, что дети с комплексными нарушениями в сочетании с умеренной умственной отсталостью характеризуются значительными интеллектуальными и адаптивными нарушениями, которые приводят к трудностям к их адаптации и интеграции в социум. Как показал современный мировой опыт, наиболее эффективной для таких детей является их реабилитация образовательными методами (в сравнении с медикаментозной терапией и психотерапией).

Среди детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями, для которых вообще свойственно позднее начало развития речи, встречаются и такие, которые практически не владеют ею. С такими детьми на фоне общей учебно-воспитательной работы надо организовывать дополнительные коррекционные занятия с логопедом, использовать ритмичные и музыкальные упражнения, совместные игры с детьми, которые разговаривают.[3]

  • Дети с сочетанием умеренной или тяжелой умственной отсталости и ДЦП составляют от 20 до 40 % среди всех детей с данной степенью интеллектуального нарушения. Рядом с умеренным интеллектуальным нарушением у них наблюдаются более глубокие нарушения речи на уровне алалии. Часто речевое недоразвитие обусловливается дефектами двигательного праксиса и недостаточностью практического опыта.[5]

  • В 10 – 12 лет у таких учащихся наблюдается уже определенная речевая активность, хотя она и сохраняет определенные недостатки.[5]

  • При организации систематической логопедической и педагогической работы эти дети достигают сравнительно значительных успехов в речевом и интеллектуальном развитии.

  • Для детей с комплексными нарушениями составляется Адаптированная образовательная программа (АОП) с учетом их психофизических особенностей и возможностей.

  • АОП составляется на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, 2011года издания.

Содержание обучения и коррекционно-развивающей работы направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся.

Содержание работы с учащимися отражается в названиях учебных предметов:

  • Развитие речи и окружающий мир;

  • Альтернативное чтение;

  • Графика и письмо;

  • Математические представления и констр-ие;

  • Здоровье и ОБЖ;

  • Социально-бытовая ориентировка;

  • Ручной труд; — Адаптивная физкультура;

  • Музыка и движение.

— Коррекционно-развивающие занятия.[3]

Современные подходы к обучению на дому по индивидуальным планам предлагают избрать следующую стратегию. Она состоит в том, что надомное обучение должно включать три неразрывно связанных блока условий:

— организационный;

— дидактический;

— комплексно-реабилитационный.

Без следования этим условиям невозможна полноценная реализация учебного процесса, развитие личности и осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности конкретного ребенка. [6]

Схематически стратегию можно представить в виде такой схемы:

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С

КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМ РАЗВИИЯ.

Давайте рассмотрим краткое содержание этих блоков:

Стратегия обучения детей с комплексными нарушениями в развитии в условиях надомного обучения при общеобразовательной школе.

Организационный

блок

Дидактический

блок

Комплексно-реабилитационный

блок

Соблюдение порядка зачисления ученика

Разработка индивидуальной программы обучения

Определение психофизических возможностей ученика

Назначение квалифицированного учителя инд. обучения

Обеспечение доступного содержания учебного материала возможностям ученика

Разработка коррекционной программы развития ребенка

Организация учебной среды

Использование адекватных методов, приемов, видов работ

Психологическая помощь ученику, родителям

Создание команды специалистов для сотрудничества

Использование своеобразной структуры урока

Предупреждение физической и умственной перегрузки ученика

Привлечение родителей. Ознакомление с перспективами развития ребенка

Обеспечение обратной связи.

Взаимодействие системы «ученик-учитель-родители»

Использование продуктивных идей педагогики, арт-терапии, компьютерных технологий

Зачисление ребенка в школу осуществляется в соответствии действующему законодательству, Положений о надомном обучении. После зачисления ученика в школу приказом по школе назначается учитель для его обучения в домашних условиях. Учитель надомного обучения отвечает за оформление личного дела ученика. После окончания учеником нулевого, первого, четвертого и выпускного классов в личном деле записывается подробная характеристика учебных достижений, трудностей, неиспользованных возможностей, личностного развития учащегося.

К организации учебной среды относится оборудование учебного уголка, обеспечение индивидуальной мебелью и приспособлениями для ученика (парта, ортопедические устройства т др.), уголком отдыха, который включает оснащение для проведения физкультминуток.

Следующей составляющей организационного блока является создание команды специалистов, которые изучают психофизические особенности ученика и дают определенные рекомендации (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог). Обоюдная работа названных специалистов и родителей ребенка направлены на создание единого учебно-коррекционного пути.

Родители являются непосредственными участниками надомного обучения детей с комплексными нарушениями развития. Это непременное условие, без которого невозможно осуществление эффективного обучения. Учитель должен ознакомить их со стратегией и перспективой развития ребенка в процессе обучения и формировать у родителей адекватную оценку его психофизических возможностей.

Дидактический блок. Перед началом обучения учитель-дефектолог проводит психолого-педагогическое обследование, в результате которого получает конкретные данные об уровне развития интеллекта, учебно-значащих функций, психической, физической и моторной сфер, уровне знаний по всем учебным предметам, на основе чего разрабатывается Адаптированная образовательная программа конкретного ребенка соответственно программе определенного класса. В процессе осуществления надомного обучения уровни интеллектуального развития могут изменяться. Так, например, ребенок может обучаться математике на низком уровне, а языку и чтению – на среднем. Поэтому важными дидактическими условиями есть создание гибкой системы адаптации учебных программ к психофизическим возможностям каждого ребенка, определение доступного содержания индивидуальной программы по всем предметам, которые наряду с овладением предметных знаний, умений и навыков обеспечат развитие личности, умственных и физических способностей, а также объективное ориентирование в динамике продвижения ребенка вперед.

Читайте также:  Развитие ребенка от зародыша до родов

Выбор адекватных методов, приемов, видов работы является следующим дидактическим условием осуществления индивидуального обучения. Учитель-дефектолог при индивидуальном обучении руководствуется свободным выбором оптимальных вариантов методов, приемов, форм обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности ученика.

Структура занятий надомного обучения состоит из таких этапов: психологической подготовки (1-3 мин.);логопедической разминки(3-4мин.), основного этапа(20-25 мин.), физминутки(2 мин.),заключит.этапа(4-6 мин.).[4]

Надомное обучение невозможно без обеспечения своевременного получения обратной связи. Эта связь возможна в результате использования разного дидактического материала, творческих видов работы, заданий с логическими нагрузками, во время самостоятельного ориентирования в беседах. Прежде всего, у ребенка надо формировать самоконтроль собственных действий, и применение полученных знаний в жизненном пространстве.

Безусловно, одним из важнейших дидактических условий является взаимодействие системы «ученик – учитель – родители».

Включение родителей в учебно-воспитательный процесс – важная особенность организации надомного обучения, поскольку, согласованный с родителями индивидуальный учебный путь, единство требований, адекватность оценки возможностей ученика, систематическое индивидуальное консультирование родителей и их детей, ознакомление с приемами работы способствует значительному улучшению эффективности обучения, его результативности.

Таким образом, доверие в системе « ученик- учитель – родители», единение и деликатность – это те составляющие, без которых невозможно осуществить качественное индивидуальное обучение в условиях семьи.

Комплексно-реабилитационный блок обеспечивается следующим:

  1. учитыванием в комплексе соматических, психофизических показателей каждого ученика;

  2. разными формами преподавания учебной информации с учетом уровня развития пораженных сфер и функций;

  3. защитой учеников от физической и умственной перегрузки;

  4. правильным выбором темпа и способа усвоения знаний;

  5. включением интегрированных моментов в учебный процесс.[6]

Учитывание трех блоков условий требуют
специальной организации надомного обучения и создают основу для ожидаемого учебно-коррекционного результата.

hello_html_501b2db4.jpg

Литература.

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»-Москва,2014г.

2.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л.Б.Баряева,Д.И.Бойков,В.И.Липакова_ СПб,2011г.

3.Жигорева М.В., Левченко И.Ю. «Дети с комплексными нарушениями развития:Диагностика и сопровождение»,-М.,2016г.

4.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Инструктивно-методические материалы / сост.Е.А.Лапп,Е.В.Шипилова- Волгоград,2016г.

5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. //Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

6. Е.Чеботарёва «Современные подходы к индивидуальному обучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»Ж-л»Дефектология»,№4,2012г.

14

Источник

В списке заболеваний — 60 пунктов

Ребенок с нарушением в развитии обучение на дому

26 июля. ПРАВМИР. Министерство здравоохранения РФ опубликовало новый перечень заболеваний, с которыми ребенок может обучаться на дому по основным общеобразовательным программам.

Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому. В списке — 60 пунктов.

В ранее действовавший перечень заболеваний внесены уточнения. Изменены названия болезней согласно Международной классификации, а также конкретизированы особенности их течения.

  1. С00-С97 Злокачественные новообразования (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).

  2. D30-D61 Апластические анемии (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).

  3. D66-D67 Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени).

  4. D69 Пурпура и другие геморрагические состояния (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).

  5. D89 Отдельные нарушения, вовлекающие имунный механизм. (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).

  6. Е10 Сахарный диабет I типа (тяжелой степени).

  7. F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое расстройство). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  8. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  9. F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  10. F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  11. F70-F79 Умственная отсталость. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  12. F84 Общие расстройства психологического развития. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  13. F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  14. F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта). (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  15. F98.1 Энкопрез неорганической природы. (Тяжелой степени, исключается каломазание).

  16. F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  17. G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы (Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  18. G24.1 Идиопатическая семейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  19. G24.2 Идиопатическая несемейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  20. G25.3 Миоклонус. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  21. G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  22. G25.5 Другие виды хореи. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  23. G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  24. G31.8 Другие уточненные денегеративные болезни нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).

  25. G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).

  26. G40 Эпилепсия (С частыми приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне длительного подбора противосудорожной терапии).

  27. G43 Мигрень в тяжелой степени.

  28. G71.0 Мышечная дистрофия. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  29. G71.2 Врожденные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  30. G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  31. G71.8 Другие первичные поражения мышц. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  32. G72.8 Другие уточненные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  33. G80 Детский церебральный паралич. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  34. G82 Параплегия и тетраплегия (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  35. H16 Кератит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  36. H20.1 Хронический иридоциклит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  37. H30 Хориоретинальное воспаление. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  38. H46 Hеврит зрительного нерва (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  39. H33 Отслойка и разрывы сетчатки. (В течение 1 года после хирургического лечения).

  40. H40.3-H40.6 Глаукома. (В терминальной стадии). Q15.0 Врожденная глаукома. (В терминальной стадии).

  41. I50 Сердечная недостаточность 2 и 3 стадии.

  42. J43 Эмфизема. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).

  43. J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).

  44. J96.1 Хроническая респираторная недостаточность 2 и 3 степени тяжести.

  45. K50-K52 Неинфекционный энтерит и колит тяжелой степени.

  46. K72.1 Xроническая печеночная недостаточность тяжелой степени.

  47. K74 Фиброз и цирроз печени (Cостояние после трансплантации печени).

  48. L10-L14 Буллезные нарушения тяжелой степени.

  49. L20-L30 Дерматит и экзема. (Тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).

  50. М05-M14 Воспалительные полиартропатии тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.

  51. M24 Поражения суставов. (Cостояния после хирургического лечения, требующие длительной иммобилизации).

  52. M30-M36 Системные поражения соединительной ткани. (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).

  53. М91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) после хирургического лечения и требующий иммобилизации.

  54. N01-N08 Гломерулярные болезни тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.

  55. N10-N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек тяжелой степени, осложненное течение, состояние после трансплантации почки.

  56. N18 Хроническая почечная недостаточность тяжелой степени.

  57. Т90 Последствия травм головы. (Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения и т.п.).

  58. Т91 Последствия травм шеи и туловища. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

  59. Т93 Последствия травм нижних конечностей. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

  60. Т94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

Поскольку вы здесь…

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Источник