Ребенок развитие поднимается по ступенькам

Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Лестничные ступени необыкновенно притягательны для малышей. Они без страха
и устали могут карабкаться вверх и спускаться вниз. Малыш, находясь у подножья
лестницы, уверен, что просто обязан принять вызов и покорить очередную вершину.
Взбираясь по ступенькам, ребенок не только получает возможность почувствовать
себя умелым, ловким и бесстрашным, но и приобретает новый опыт.

Единственное
условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить
под присмотром взрослых.

С тех пор как 9-месячный Никита начал ползать, его самое сильное желание
— взобраться вверх по лестнице. Это и в самом деле отличное место для того,
чтобы проверить свои возможности, и с удивлением увидеть, что с высоты
все выглядит совсем иначе, а мама смотрит на тебя снизу вверх. Для годовалого
ребенка лестница — отличное приспособление для игр и средство, благодаря
которому он может попасть в ранее недосягаемый мир. Лестница — это вызов
физическим возможностям малыша. Ступенька за ступенькой укрепляются мышцы,
усложняются нейронные связи, возрастает способность адаптироваться к условиям
окружающего мира.

Малыш стоит у подножья лестницы и внимательно ее изучает. Он садится,
встает, поворачивается, наклоняется, встает на цыпочки. Впервые «покоряя» вершину,
ребенок скорее ползет, чем карабкается: он опирается на кисти рук, ступни
ног, колени, локти и даже живот. Довольно утомительное приключение. Постепенно
мышцы укрепляются, и малыш перестает использовать животик в качестве опоры.
Несмотря на все сложности, дети получают огромное удовольствие от этого
вида передвижения. Когда ребенок карабкается по лестнице, его мышцы задействованы
иначе. Это вызывает новые ощущения, заставляет тело «думать» на
решением двигательной задачи. Гордость малыша достигает апогея в тот момент,
когда он добирается до верха. Но у победы есть и оборотная сторона. Любимая
игрушка осталась внизу и малыш, после некоторого раздумья, устремляется
к новой цели. Но поскольку маленький ребенок не осознает, что такое пустота,
и не в состоянии оценить глубину, находящегося под ним пространства, он
может начать спускаться головой вниз. А это может обернуться падением.
Чтобы не допустить «ныряния» вниз головой надо научить малыша
спускаться. Поначалу ему может быть страшновато ощущать пустоту под ногой,
в таком случае возьмите его за ножку и помогите нащупать ступеньку, подбодрите
его, он должен знать, что Вы рядом.

Когда малыш начинает ходить, он чувствует себя на лестнице гораздо увереннее,
может стоять на ступеньке выпрямившись, а его движения уже не напоминают
ползание. Он даже пытается стоять, не держась руками, стремясь испытать
легкое головокружение от временной утраты опоры. Перебираясь со ступеньки
на ступеньку, ребенок чувствует небольшое веселящее опьянение от череды
потерь и восстановлений равновесия. Карабкающийся вверх малыш смел и любит
рисковать, но для достижения цели ему необходимы развитые мышцы, хорошая
координация, и, разумеется, некоторые волевые усилия.

Читайте также:  Занятия для развитие связной речи у ребенка с онр 1 уровня

После нескольких месяцев упорных тренировок малыш начинает самостоятельно
подниматься по лестнице. Он держится за перила, ставит ноги одну за другой
на ступеньку, затем немного отдыхает и продолжает восхождение. В этот период
не стоит оставлять его без присмотра под предлогом, что «он умеет
это делать». Его недавно приобретенные навыки еще не закреплены, и
малыш нуждается в Вашем внимании и помощи. Ножки ребенка пока не очень
устойчивы, а центр тяжести находится гораздо выше, чем раньше, когда он
карабкался на четвереньках. Поэтому он легко может потерять равновесие.
Если малыш боится ходить по лестнице можно на какое-то время вернуться
к ползанию. Например, затеять игру в «кошку» и предложить малышу
взобраться на лестницу на четвереньках. В подобных играх страх постепенно
пройдет, вернется уверенность в себе, а с ней и стремление учиться новому.

Чувство опасности формируется у ребенка постепенно, по мере того, как
меняются его представления о пространственных отношениях. В возрасте полутора-двух
лет ребенок начинает воспринимать ощущение пустоты. В результате, находясь
на верху, к спуску он относится уже иначе, не так, как еще несколько месяцев
назад. Малыш не устремляется головой вниз, он в состоянии предвидеть последствия
такого спуска. Поэтому он обдумывает план действий, оценивает риск и разрабатывает
стратегию поведения. В результате подобных умственных усилий некоторые
дети просят дать им руку, другие садятся и спускаются, съезжая «на
попе». Какой бы способ малыш не использовал, он учится и тренируется
спускаться с лестницы. Вскоре он сможет спускаться сам.

Не стоит торопить события, если Вы видите, что малыш не готов к самостоятельным
подъемам и спускам, испытывает страх или недостаточно ловок. Позвольте
ему двигаться в своем темпе и проявите терпение. Первое время ребенок будет
спускаться и подниматься по лестнице очень медленно, с частыми остановками,
крепко держась за перила. Зато если малышу удалось сделать это без помощи
взрослых, для него это настоящий праздник. Он по праву гордится собой —
у него была цель и она достигнута.

Самая лучшая профилактика падения — это тренировки, и конечно, важен
постоянный контроль за «подвигами» малыша. Расскажите малышу
о том, какие разные бывают лестницы: у некоторых ступеньки очень узкие,
либо слишком высокие. На винтовой лестнице или лестнице без перил не стоит
оставлять ребенка одного.

Читайте также:  Реферат развитие музыкальных способностей ребенка

К 2,5 — 3 годам обычный подъем по лестнице (ребенок поочередно ставит
ноги на ступеньки), а затем и обычный спуск, станут автоматическими действиями,
которые он будет совершать не задумываясь. Но не следует думать, что этап
освоения лестниц на этом завершен. Малыш начнет искать новое применение
своим навыкам и вскоре начнет подниматься и спускаться вприпрыжку, или
спиной вперед, а может быть изобретет какой-нибудь свой невиданный способ.
К некоторому огорчению мам, лестница еще долгое время будет для ребенка
великолепной игровой площадкой.

Поделиться ссылкой в соцсетях:

Источник

Что-то я задумалась, моей 2,5 года. Так она еще не прыгает.. бегает, ходит быстро. но не бегает. забирается-спускается по лестнице приставным шагом (попеременным еще не умеет).. раньше думала, что все нормально. но тут прочитала в инете, что в этом возрасте уже прыгают и поднимаются попеременным шагом.

Комментарии

Дочь прыгать на месте и бегать где-то в 1,3 начала, а по лестнице как надо в 1,6 начада.

Россия, Нижний Новгород

Ого, какая молодец!)))

Россия, Москва

Спрыгивать с возвышенности и правильно приземляться научилась где-то в 1,9, подпрыгивать на месте вот сейчас в 1,11. Попеременным шагом ходит, но держится при этом. Как давно — не знаю, не обращала внимание. Если не держится, то приставным идёт. При этом не скажу, что в физическом плане дочка быстро развивалась, она только в 1,2 пошла.

Elza
5 мая 2016, 18:58

Россия, Москва

Моя дочка по лестнице ходит сама приставным и прыгает наверно уже месяц. Ей 1.7

Россия, Москва

Дочке 2,9 будет, по лестницам только приставными шажками забирается, прыгает, но совсем низко))) насчёт лестницы: наверно больше из-за того, что боится, она и ходить то в год начала без руки, тк опасалась.

Россия, Нижний Новгород

У меня такая же, хоть в год без руки начала)

Россия, Москва

Нормы не знаю ) Младшая примерно в 2,1-2,2 прыгать, отрывая обе ноги от пола научилась (сама, без поддержки имею ввиду), лестницы примерно в этом же возрасте освоила (не приставным). Старшая чуть раньше, в 1,10 примерно, но она у меня вообще оч шустрая физически, младшая в этом плане не такая.

Читайте также:  Развитие ребенка родившегося в восемь месяцев

Россия, Нижний Новгород

Хм, мы по-сравнению с вами еще слабее.. Вот не пойму, как тогда она так быстро бегает, долго ходит и кувыркается… но прыгать не прыгает, и по лестнице приставным. Причем мне врачи говорили, что у меня очень сильная девочка… на площадках часто гвоорят. какая у вас активная и развитая девочка… странно. почему же тогда она не прыгает))))

Если в остальном НЕВРОЛОГ, при том хороший невролог, Вам сказал, что все в порядке, просто подождите, есть индивидуальные различия, если есть сомнения, то всегда лучше проконсультироваться с неврологом.

Казахстан, Алматы

Моя пошла ровно в год, в полтора заинтересовала её лестница, стали ходить, начали с пол пролета, сейчас 2,4, поднимается и спускается самостоятельно, на любых ступеньках ориентируется, прыгает на месте месяца три, учились прыгать на кровати. Сейчас осваиваем прыжки с высоты. Все зависит от ребёнка и мамы.

Россия, Иваново

Это индивидуально. Знаю девочку, которая начала прыгать только в три года. Нормальная девочка, здоровая, ей шесть лет сейчас.

Моему сыну почти 2.4. Прыгать начал совсем недавно и пока неловко получается. Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за стену. Спускается тоже приставным, обычно за руку или держится за перила (стены недостаточно). Попеременным шагом буквально пару раз забрался за руку, в норму это еще не вошло. Я не вижу проблемы.

Россия, Нижний Новгород

да, у нас тоже было пару раз, что попеременно поднималась. Но все-таки чаще приставным, но очень быстро, держась одной рукой за перила или не держась совсем на носочках может стоять, удерживая равновесия, но чтобы прыгала-я пока не видела))).

Россия, Иваново

Все нормально)

Россия, Мытищи

Пока не прыгает, но попеременным шагом начал ходить в 1.8. Сейчас 1.10. На развивашках все прыгают в нашем возрасте. А вы часто по лестнице ходите?

Россия, Нижний Новгород

Ежедневно ходим! И достаточно быстро. Странно. я и после 2 вижу, что не все дети прыгают)) Может и прыгают, когда родители не видят)

Источник