Ребенок любит рисовать как способствовать художественному развитию детей

Ребенок любит рисовать как способствовать художественному развитию детей thumbnail

Конечно, каждый родитель мечтает пробудить в крохе гения. Но путь к великим победам долгий и трудный. Требуется не только постоянные толчки, но и поддержка.

Как воспитать из ребёнка художника

Стоя в холле школы, услышала вопрос от родительницы к педагогу рисования: «Подскажите, как развить в ребёнке тягу к рисованию и слепить из него художника». Учитель улыбнулся и сказал очень просто: «Лепить не нужно, но можно развивать художественные способности».

Если малыш самостоятельно берёт в руки цветные карандаши или ручки каждый день, то это отличный знак того, что у него есть тяга к рисованию. На этот момент следует обратить внимание и при возможность отдать кроху на уроки рисования.

рисунок моей дочки в 4 года

Детские рисунки — это непросто картинки!

От психологов можно часто услышать, что дошкольники через рисунок передают свои эмоции миру взрослых. Поэтому не следует мгновенно отдавать ребёнка на курсы юного художника, если приступы рисования у него случаются в заметными перерывами. Скорее всего это просто эмоциональная разгрузка. Но к таким рисункам следует относиться внимательно, изучая смысл и содержание. Обязательно спросите у ребёнка, что он изобразил.

У меня тоже был такой опыт, когда рисунок был способом рассказать о страхе. Вот эта пугающая картинка:

рисунок Мирославы (моя дочка) в 5 лет

Как вы думаете, о чём хотела рассказать моя дочка? Эту картинку она нарисовала в период болезни. У нас была кишечная инфекция, её всё беспокоила тошнота и рвота. Каждый такой приступ сопровождался слезами и дрожанием, она очень боялась. Болезнь сопровождалась высокой температурой, дочка говорила, что ей снятся плохие сны. Она изобразила свой страх! И как тут игнорировать детские рисунки?

Как развивать интерес к рисованию у детей?

А теперь вернёмся к теме, как же развить в ребёнке художественные способности? Если вы увидели, что ребёнок интересуется рисованием, то не упускайте момент.

Нужно поощрять тягу к этому увлечению и покупать различные художественные материалы. Пусть чадо рисует мелками, карандашами и красками. Ходите в магазин вместе с ребёнком, пусть он собственными глазами видит, как разнообразны привычные материалы для творчества.

рисунок моей дочке по сказке «3 медведя», 5, 5 лет

Показывайте нестандартные способы рисования. Пусть ребёнок видит, что это творчество может быть более масштабным, чем простой рисунок на бумаге.

раскрашивание гипсовой фигуры

Ещё по мере возможности всегда берите с собой небольшой альбом и карандаши. Пусть ребёнок рисует, а не скучает, глядя по сторонам, или вообще «залипает» в гаджете.

Ещё полезно ходить с ребёнком на художественные выставки, пусть его фантазия развивается. Малыш должен видеть разнообразные техники создания рисунка. В этом помогут специальные пособия. Покупайте такие книги, они очень полезны на ранних стадиях освоения живописи.

Творческую фантазию ещё развивают книги, в которых используются яркие и необычные иллюстрации. Это могут быть современные произведения или какие-то журналы. Ребёнок должен смотреть, пытаться изобразить, перерисовать.

книга «Светлячки» от издательства МИФ

Отдавайте детей на кружки живописи. Там не только научат рисовать, но и есть возможность попасть малышу в нужную творческую среду. Участие в конкурсах очень помогает для совершенствования своих навыков.

Моя дочка пошла в школу рисования с 5 лет. Даже участвовали уже в конкурсе зимних рисунков, она заняла второе место по краю. Знаете, чувство соперничества прекрасно стимулирует, а когда видишь свои работы на мини-выставке, то даже ребёнок испытывает особое чувство восторга. Всегда можно периодически устраивать домашние выставки рисунков своего чада. Пусть родственники и друзья ребёнка знакомятся с творчеством вашего юного художника!

художественная мини-выставка с участием работы Мирославы

«Весёлые домики», которые заняли 2 место

Все награды ребёнка ставьте на видное место. Он должен чувствовать вашу поддержку и гордость за любые успехи в области живописи. И при возможности рисуйте вместе с ребёнком. Общее дело — это так сплачивает!

Простое хобби может перерасти в настоящую профессию или побочный заработок. Или как минимум ребёнок будет рисовать для души, а это прекрасная разгрузка для нервной системы. Арт-терапия!

Источник

Как рисование влияет на развитие детей

Рейтинг
29

Психологи доказали: чтение книг с картинками помогает развивать навыки рисования у детей

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети любят рисовать. Во всех странах и обществах дети создают картины, рисунки и рассказывают истории с помощью изображений, даже если в их распоряжении есть только палка и песок. Начиная с годовалого возраста и на протяжении всего детства дети раскрашивают картинки и рисуют всевозможные реалистичные и фантастические рисунки. Детские рисунки часто поражают родителей и психологов, которые видят в них ключ к индивидуальным качествам, эмоциям и умственному развитию ребенка.

Рисунки – это отображение творчества ребенка и его чувства прекрасного. Рисуя, дети также развивают логическое мышление и символическое представление, поскольку учатся отображать окружающий мир в двухмерном пространстве, на бумаге. Рисование также развивает пространственную ориентацию ребенка, способствует обучению точным наукам и помогает регулировать эмоции во время стресса. Психолог Лев Выготский утверждал, что рисунки являются частью символической системы коммуникации, включающей в себя речь, чтение и письмо. Система коммуникации ребенка раскрывается в процессе развития. В буквальном смысле примитивные детские рисунки служат промежуточным звеном между устными и письменными формами языка.

Читайте также:  Технология развития общей одаренности ребенка

Но как родители и учителя могут научить ребенка рисовать? Нужно ли это делать? И как именно это можно сделать? В художественной школе ребенка могут научить конкретным методам рисования. Но, кроме этого, маленькие дети любят играть в кубики, разыгрывать сценки или читать детские книги. Могут ли эти занятия повлиять на умение ребенка рисовать? Чтобы найти ответ на этот вопрос, американские психологи провели исследование. Оно длилось 8 недель, и в нем принял участие 91 ребенок дошкольного возраста.

Дети были случайным образом распределены по трем группам, в каждой из которых они занимались определенным занятием: читали детскую книгу, строили из кубиков или играли в воображаемые ролевые игры. Вместе с тем каждая группа детей рисовала, и ученые исследовали, насколько влияли занятия детей на их навыки рисования: художественное мастерство, познавательные способности и т.д. Детские рисунки оценивались по пяти критериям: творческие способности, художественный талант, пространственная сложность, использование цветов и использование образов людей в рисунках.

Исследование показало, что навыки рисования у детей (в совокупности всех пяти критериев) в течение восьми недель улучшились. Дети, у которых навыки рисования были изначально выше, показали больший прогресс в обучении, хотя улучшение навыков наблюдалось у всех детей. Из трех занятий наиболее полезным для развития навыков рисования оказалось чтение книги: оно положительно повлияло на развитие творческих способностей, таланта и пространственной сложности. Группа, в которой дети строили из разноцветных кубиков, показали наибольший прогресс в использовании цветов в рисунках. Ролевые игры меньше всего повлияли на развитие навыков рисования, но в этой группе наблюдался наибольший прогресс в использовании образов людей в рисунках. Вероятно, это было связано с тем, что в ролевых играх на первый план выходят взаимоотношения между людьми.

Почему чтение оказалось оптимальным занятием для развития навыков рисования у детей? Психологи, которые работали с группой детей, которые читали книги, задавали детям много вопросов, связанных с иллюстрациями. Психологи часто останавливали процесс чтения, чтобы задать вопрос о цветах, пространственном расположении предметов и сюжетных элементах, изображенных на рисунках. Затем детям предлагалось коротко ответить на поставленные вопросы или обсудить рисунок. Иллюстрации чрезвычайно важны в детской литературе, поэтому, когда внимание ребенка обращают на детали этих иллюстраций, он лучше понимает, как должен выглядеть качественный рисунок. Рассматривая стиль и сюжет иллюстраций, дети смогли достигнуть прогресса в развитии творческих способностей, сложности и реалистичности своих рисунков. Иными словами, дети перешли от наблюдения к созданию собственных рисунков.

Рисование связано с развитием познавательной, эмоциональной сфер и символьного языка ребенка, восприятием пространства и обучением точным наукам. Поэтому родителям важно знать, какие виды деятельности, кроме формального обучения рисованию, способствуют его развитию. Рассмотренное выше исследование показывает, что родители и учителя могут использовать чтение иллюстрированных книг в процессе обучения ребенка рисованию.

Обращая внимание ребенка на цвета, формы, элементы сюжета и общее исполнение книжных иллюстраций, вы можете улучшить его мастерство в рисовании. Большинство психологических исследований на эту тему, которые проводились ранее, были посвящены интерпретации содержания детских рисунков. Однако дальнейшее исследование того, какие виды деятельности помогают ребенку развивать его навыки, поможет понять, как можно совместить досуг ребенка с его развитием.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.83 из 5 на основе
6 оценок.

Развитие ребенка
14.09.2018

Источник

Как способствовать художественному развитию детей

Возраст 6-9 лет  можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребенок — художник» звучит наиболее убедительно.

Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.

Важно в максимальной степени использовать благоприятные возможности этого периода человеческой жизни: ведь то, что упущено в сенситивный период развития, практически невозможно полностью наверстать потом.

Однако, работая с маленькими детьми и ставя перед собой задачи их художественного развития, нужно помнить о такой особенности их творчества, как «детская художественность».

В живописи или в рисунке ребенок 5-7 лет может создать нечто такое, что признает ценным и общество, и профессиональная элита (в отличие от других областей, таких, как физика или математика). Но, будучи художественными, работы детей остаются детскими и в содержательном, и в формальном отношении. Они явно отличаются от искусства взрослых, несут узнаваемые черты того или иного возраста.

Большинство взрослых, в том числе традиционно мыслящие педагоги, воспринимают это возрастное своеобразие с негативной стороны: как неумение, слабость, от которой хорошо бы поскорее избавиться, научить ребенка рисовать, «как большие».

Но это неправильно: «детская художественность» — это цельная характеристика, и невозможно до срока устранить детскость, не разрушив нераздельно с ней связанную «художественность» — наивную выразительность, которая вызывает порою «зависть» высоких профессионалов.

  Конечно, нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с различными приемами изображения.

Но для этого вовсе не обязательно использовать унылые специальные упражнения вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий или точное воспроизведение графических образцов.

Гораздо эффективнее и психологически верно прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме.

Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, более послушной глазу и мысли. Но прежде о «правилах игры» для взрослых, если они заинтересованы в том, чтобы занятия прошли успешно и с пользой для ребенка. Во-первых, надо найти время для того, чтобы самим играть с ребенком или наладить игру детей между собой. Во-вторых, ребенок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры. Поэтому занятия должны быть добровольными, а результаты их можно обсуждать лишь с точки зрения чисто спортивных удач и неудач, а не с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В ином случае наше обучение быстро превратится в произвольное, а потом и в принудительное.

Читайте также:  Курсы для психологов по раннему развитию ребенка

Игра «Трудная дорога»

На рисунке изображена дорога, по бокам от нее — обрывы. Надо поставить острие карандаша у начала дороги и «пройти» по ней, «не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т.е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края тропы. «Пройти» из одного конца в другой и обратно. Провести линию при горизонтальном положении листа и при вертикальном. Правой рукой и левой.

Нужно придумать увлекательный для ребенка сюжет игры. Например: задача играющего — пройти по горной тропе за доктором и вернуться с ним к больному товарищу. Или передать военное донесение. Значит, надо проходить путь как можно быстрее, хотя требование «осторожности» (т.е.

точности движений руки) остается главным: не сорваться все-таки важнее, чем выиграть время.

Когда ребенок перестанет испытывать трудности на этом маршруте — нарисуйте более извилистый путь, сделайте дорогу уже (вариант второй).

Игра «Чудовище на острове»

Сказочное чудовище спит на острове, почти повторяющем форму его тела. Надо, ступив на остров по мостику, обойти чудовище кончиком карандаша, ни в коем случае не задев его (а то проснется и…), но и не сорвавшись в море. Пройти между зубами дракона, взять (т.е. прикоснуться карандашом) зажатое в пасти сокровище и вернуться другим путем. Время учитывается (чем дольше идешь, тем вероятнее, что дракон проснется!), но осторожность важнее.

Игра «Хоккеисты»

На рисунке изображён план условной хоккейной площадки с игроками двух команд и судьями, которые обозначены кружком с буквой «С». Начинающий игру ставит коней карандаша на точку окружности, обозначающей его вратаря (ребенок простит маленькое отклонение от хоккейных правил: начинать положено с центра, но это было бы уж очень просто!), и, проводя прямые линии от одного своего игрока к другому, тем самым «передает» им шайбу. Последней линией он старается провести ее в угол ворот, не задев вратаря противника. На рисунке стрелками показаны возможные комбинации.

Если линия движения шайбы задела игрока противника, «шайба», т.е. право хода, переходит к задетому игроку. Если при броске по воротам задет вратарь, это значит, что он парировал бросок и сам начинает комбинацию своей команды. Если задет судья… Договоритесь с ребенком сами, как поступать в’этом или других спорных случаях. Нужно, чтобы маршруты шайбы были как можно разнообразнее. Условьтесь, что одну и ту же «наигранную» комбинацию нельзя повторять после того, как она 3-4 раза привела к успеху в течение одного матча.

Вероятно, через какое-то время игра станет слишком легка для ребенка. Тогда измените расположение игроков или увеличьте площадку, а тем самым — и длину каждого паса. Или ограничьте несколькими секундами время, в течение которого каждая из сторон должна завершать свою комбинацию. Или нарисуйте футбольное поле — там «игроков» будет вдвое больше.

Игра «Вдоль по речке»

На рисунке изображена речка с извилистыми берегами, островками, камнями, опасными водоворотами (их изображают спиралевидные знаки), загроможденная лодками и плавающими бревнами. Задача играющего — проплыть (т.е. опять-таки прочертить линию) по этой речке из конца в конец как можно быстрее, благополучно преодолев все препятствия. Плавать по реке надо и по течению, и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз несколько иной путь между препятствиями.

Игра «Молния»

Молния ударяет в землю. Надо с молниеносной быстротой пробежать карандашом по всем ее изломам до точки ухода в землю, не выйдя за края молнии.

Игра «Два ковра»

На рисунке изображен ковер. Он может принадлежать двум уже знакомым ребенку волшебникам. Ковер доброго волшебника способен развеселить, вылечить, успокоить, сделать добрее каждого, кто ступит на него. А вот второй ковер… Кто на него заберется, тотчас мрачнеет, начинает капризничать, скучать, плакать, чихать и кашлять.

Пускай ребенок раскрасит эти два ковра. (Можно для облегчения дела и складывать их, как из лоскутков, из цветных квадратов, которые мы применяли в играх, при условии, что набор их достаточно велик и качество цвета удовлетворительно.)

Игра «Цветовая угадай-ка»

Чтобы в нее играть, надо прежде всего познакомить ребенка с самой возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Потом отберите четыре-пять красок из гуашевого набора и, смешав две из них, предложите ребенку угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Пусть он докажет верность ответа (или убедится в своей ошибке) тем, что сам попробует составить такой же цвет. Пусть он, в свою очередь, предложит вам цветовую загадку и т.д. Через некоторое время переходите к смешению трех цветов, расширив исходный набор.

Читайте также:  Развитие ребенка до года рост

  А потом напомните ему, сколько разных, совсем не схожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом: зеленый, красный… И предложите такое соревнование: «Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зеленого?» Только не берите баночки с зеленой краской, это неинтересно. Возьмите белую, черную, кобальт синий и кадмий желтый и постарайтесь извлечь из них всевозможные сочетания. Вы убедитесь, что число ясно различимых зеленых оттенков будет измеряться десятками.

Так же осваивайте красную гамму (тут, правда, без красной краски не обойтись), коричневую и т.д.

        

Источник

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Источник