Технология развития общей одаренности ребенка

Технология развития общей одаренности ребенка thumbnail

Ивлева Марина Валерьевна
Современные технологии способствующие развитию детской одаренности

Доклад на педагогический совет

«Детская одаренность. Современные технологии способствующие развитию детской одаренности»

Воспитатель: Ивлева М В

Новокузнецк, 2018 г.

Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.

Сегодня одаренными называют детей:

• с высоким уровнем творческих способностей;

• с интеллектом выше среднего;

• достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

• хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Психологи выделяют несколько видов одаренности:

• академическую (способность к обучению в широком смысле слова,

• интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое,

• психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства,

• художественную и лидерскую.

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Степень одаренности:

Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья – собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;

2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.

Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс страны во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети в дополнительном образовании – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Цель работы с одарёнными детьми: выявление одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

К технологиям развития одаренныхдетей принято относить:

Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования (проективной педагогики): формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.

Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста).Реализуются посредством применения таких форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений.

Коммуникативно-деловые технологии.Формы: виртуальные конференции, диалог, полилог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности.

Проблемно-поисковые технологии.Формы: электронный семинар, проблемный видеопрактикум, Сократов диалог, кейс-методы, научный серпантин и др. ; способствуют развитию критического и творческого профессионального мышления, формируют навыки научно-практической, исследовательской деятельности.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:

1. Создать систему выявления одарённых детей:

— психолого-педагогическое исследование;

— системное наблюдение за детьми из класса в класс;

— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

— системное диагностирование психологом.

2.Организация учебного процесса:

— нестандартные занятия;

— использование современных образовательных технологий на занятии в объединениях;

— индивидуальные образовательные маршруты;

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

— работа с дополнительной литературой;

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения,

— нестандартные задания;

— смотры и конкурсы, фестивали;

— отчётные выставки творческих работ и концерты;

— интернет-ресурсы.

Формы работы с одарёнными детьми, которые можно применять для работы с одаренными детьми:

— групповые занятия с одарёнными обучающимися;

— индивидуальные занятия, консультации;

— конкурсы;

— участие в фестивалях;

— публичные выступления;

— участие в городских, районных и областных мероприятиях;

— участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.

— круглые столы;

— информационно-практические беседы;

— информационные лектории с элементами практикума;

— обучающие семинары;

— творческие лаборатории родителей;

— привлечение родителей к совместной творческой деятельности;

— родительские педагогические тренинги;

— родительско-ученические капустники;

— обмен мнениями.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе педагог может использовать следующие методы:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов.Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта — совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

В заключении скажу словами В. А.Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 27

Доклад

Новые педагогические технологии, как средство развития детской и подростковой одаренности

Выполнила: Прохорова Е.Н.

Дзержинск

2014г.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (от 05.11.2008) один из основных акцентов был сделан на школьном образовании, в том числе указано, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.

По возрастному темпу выделяются три группы одаренных детей:
1) с ускоренным темпом развития способностей. Сюда относятся так называемые вундеркинды, которые легче всего выявляются как одаренные дети. К сожалению, во многих случаях только они и рассматриваются как одаренные дети;
2) с нормальным темпом развития способностей. Дети именно с этим типом возрастного развития никак не отличаются по темпу развития от своих сверстников и составляют большинство одаренных детей;
3) с замедленным темпом развития способностей. Этот тип развития одаренности отмечается сравнительно редко, но тем не менее он встречается у людей, которых общество относит к гениям, например, Альберт Эйнштейн или Стивен Хокинг.

Выделены основные характеристики личности одаренных молодых людей:
1. Высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их сферой деятельности или знаний.
2. Негармоничность развития в различных сферах.
3. Отличия в когнитивной сфере.
4. Развитое воображение, что является, как известно, необходимым условием творчества.
5. Характерной чертой одаренных людей является нонконформизм. Им всегда сложно привыкать к устоявшимся нормам и правилам, и некоторые из них решаются на противостояние.
6. Обостренное чувство справедливости. Такой человек стремится всегда быть правым, ведь в детстве его особенно хвалили и награждали за то, что он прав. Следовательно, он полагает, что другим также неприятно оказаться неправым (проявление присущего одаренным людям эгоцентризма). Подобные стратегии поведения ведут к серьезному нарушению психологической адаптации одаренных подростков и выработке ими неадекватных механизмов психологической защиты.

Ключевые проблемы, которые оказывают негативное влияние на развитие одаренности:

первым и основным препятствием для реализации одарённости является конформизм — желание быть похожим на другого. Причина возникновения данного препятствия — прежде всего непонимание, возникающее со стороны других людей.
— второе препятствие — внутренняя цензура, возникающая в том случае, когда человек ощущает страх перед собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что он начинает пассивно реагировать на все происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы.
третье препятствие — ригидность, возникающая чаще всего в процессе школьного обучения.
Принципы выявления и пути развития одаренных детей.

Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности в образовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой одаренная молодежь постигает основы научных исследований – от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов.
Наиболее подходящими формами организации работы с одаренной молодежью являются конференции, олимпиады, турниры, научно-методические сборы, научные объединения учащихся, малые академии наук (МАН).
Ключевые направления деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренной молодежи в субъектах РФ:
— систематическая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, поисковой и исследовательской деятельности;
— совершенствование содержания образования в соответствии с принципом вариативности, создание учебно-методических комплексов для работы исследовательских объединений молодежи;
— развитие очно-заочных форм образования, ориентированных на интеллектуальный потенциал личности ребенка на базе государственных (федеральных, областных, краевых, республиканских) учреждений образования детей при активном участии ведущих вузов страны;
— разработка эффективных тематических и междисциплинарных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
— совершенствование нормативной правовой базы, в том числе по вопросам внеконкурсного поступления в вузы победителей и призеров федеральных и региональных конкурсов, соревнований, творческих олимпиад, научно-исследовательских конференций и других мероприятий, проводимых в рамках системы дополнительного образования детей;
— развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и вузов, заключение соглашений о сотрудничестве в работе с одаренными детьми;
— совместное проведение курсов повышения квалификации специалистов и педагогических работников ОУ, работающих с одаренными детьми;
— поддержка олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям деятельности общенациональной системы поиск и содействия развитию одаренных детей и молодежи.
Педагогическая технология развития творческой одаренности детей и подростков – оптимальная организация педагогического процесса, интегрирующая ресурсы творческой образовательно-воспитательной среды вуза и творческой одаренности студента как субъекта творческой деятельности, позволяющей ему перейти на более высокий уровень реализации творческой одаренности.
Подготовка профессионалов требует создания условий, в которых одаренные учащиеся могут реализовать свою творческую одаренность, а для этого необходимо:
– разработка и внедрение технологии выявления и поддержки одаренных детей, разработка системы заданий для самостоятельной работы повышенной сложности;
– привлечение талантливых учащихся к разработке проектов
– в методической работе перенос акцента на организацию самостоятельной работы;
– овладение учителями школ активными методами в решении учебных задач: дебаты, мастер-класс, метод проектов, кейс-метод, а также нетрадиционными видами лекций: лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, программированная лекция-консультация, управляемая лекция и др.;
— овладение навыками ведения уроков в режиме телеконференций;
– учет интересов, запросов одаренных учащихся;
— совершенствование механизмов и форм мониторинга творческой деятельности подростков.
Отмечается, что важным условием жизнетворчества одарённых детей является грамотная организация исследовательской деятельности в зоне ближайшего развития ребёнка. Именно исследовательская деятельность создаёт условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем − в самореализацию. Исследователи одарённости считают, что необходимо с большим вниманием отнестись к самым первым проявлениям познавательной потребности ребёнка – потребности в новых впечатлениях, которая проявляется уже с рождения.
Выделены условия, способствующие приобретению статуса субъекта исследовательской деятельности одарённого ребёнка:
1. Свободное выражение своего «Я» в раннем детстве.
2. Способность производить свободный выбор мнения, деятельности, средств, целей.
3. Склонность к рискованным действиям.
4. Нонконформизм (ребёнок не должен ощущать неудобств от статуса «белой вороны» в социуме).
Оценивая содеянное и корректируя производимое, субъект восходит до ступени стратега жизни, обретая способность планировать, модернизировать, творчески преобразовывать её содержание и форму.
Подчеркнуты показатели качества личного творческого продукта одарённого ребёнка в исследовательской деятельности:
– индивидуальный «почерк» творческого продукта, выражающийся в своеобразии манеры выполнения и характера выражения своего отношения к процессу, результату, объекту;
– нахождение креативных средств для реализации творческого замысла в изобразительной деятельности, сочинительстве, конструировании, игре, разыгрывании небольших театральных сценок-сюжетов и т.д.;

– направленность личного творческого продукта на созидание.

Творческая одаренность учащегося отображает творческую сущность его личности и проявляется в творческой деятельности, взаимодействии с другими. Творческая одаренности учащейся молодёжи в результате обучения в школе развивается и изменяется в зависимости от условий организации учебно-воспитательного процесса, активности и интересов обучающихся.
Эффективное развитие творческой одаренности детей и подростков требует:
– обновление содержания образования за счет переподготовки учителей с учетом требований современной жизни;
– обеспечение образовательного процесса курсами по выбору, учебно-методическими комплексами, ориентированными на увеличение доли самостоятельной работы, на выполнение творческих заданий;
– внедрение новых технологий обучения. К этим технологиям принято относить:

Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования (проективной педагогики): формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.
Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста). Реализуются посредством применения таких форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений.
Коммуникативно-деловые технологии. Формы: виртуальные конференции, диалог, полилог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности.
Проблемно-поисковые технологии. Формы: электронный семинар, проблемный видеопрактикум, Сократов диалог, кейс-методы, научный серпантин и др.; способствуют развитию критического и творческого профессионального мышления, формируют навыки научно-практической, исследовательской деятельности.
Педагог, работающий с одаренными детьми должен:
— быть доброжелательным и чутким;
— разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
— обладать высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругозором;
— быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
— обладать живым и активным характером, чувством юмора, крепким здоровьем и жизнестойкостью;
— иметь специальную послевузовскую подготовку к работе с одаренными детьми, быть готовым к дальнейшему повышению квалификации;
— быть сдержанным, в меру строгим, воспитанным и порядочным;
— иметь позитивную Я-концепцию.

Рекомендации по воспитанию и обучению одаренных детей и подростков

Обзор специальной литературы позволил составить следующие рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения одаренных детей:
– принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность;
– не пытаться сделать его «удобным», похожим на других, а помогать ему, опираясь на знания о собственных особенностях, вписывать себя в социум;
– создавать условия для выявления индивидуального стиля деятельности, успешных стратегий учебной деятельности;
– устанавливать партнерские отношения, обсуждать проблемы, ситуации, стратегии деятельности;
– учитывать индивидуальный график работоспособности, не допускать переутомления;
– поощрять проявления познавательной активности;
– предоставлять альтернативные предложения, учить ребенка делать свой выбор;
– обучать навыкам саморегуляции, приемлемым способам выражения негативных эмоций;
– предоставлять образец конструктивного поведения в конфликтных, экстремальных ситуациях;
– создавать вариативную, обогащенную и индивидуализированную образовательную среду;
– признавать право на склонность к определенному виду деятельности в ущерб другим учебным предметам;
– подкреплять позитивное поведение, акцентировать внимание на успехах, а не на проблемах;
– использовать проблемное обучение, т.е. предлагать ребенку самостоятельно решать учебную проблему (которая должна быть интересной, посильной для него и не требовать длительного исполнения);
– давать дифференцированные домашние задания, включающие решение логических задач, задач с несколькими вариантами решения, задания на опережение;
– одобрять нестандартные способы решения учебных задач;
– составлять совместно с детьми правила взаимодействия в группе, классе;
– избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство;
– контролировать выполнение заданий;
– оказывать помощь в структурировании времени и пространства;
– получать обратную связь от ребенка, свидетельствующую о понимании им проблемы, инструкции, сущности и деталей задания;
– делить большое задание на части, использовать смену видов деятельности, переключение внимания;
– формировать единое воспитательное и образовательное пространство ребенка, которое он ощущает как безопасное.

С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось раннее, а мотивацию деятельности.

Интересные вопросы рассматривает к. п. н. Шпрангер Л.В. в своем докладе «Педагогические технологии в работе с одаренными детьми». Он говорит о том, что образование ребенка (в широком смысле) – создание условий, специальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность в движении именно в том направлении, которое эта среда задает.

Система основных потребностей одаренных детей и подростков:

-познавательная потребность

-потребность в интеллектуальной сложности (потребность в повышенной трудности умственной деятельности)

-потребность в креативности (творческой деятельности)

-потребность в самовозрастании (самореализации).

Далее Л.В. Шпрангер в своем докладе выделяет основные законы развития способностей (одаренности):

  1. Необходимость биохимического коррелята (выраженных положительных эмоций) для развития любых способностей

  2. Необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности

  3. Высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности

Исходя из этих теоретических основ он использует следующие технологии:

  1. Информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТ) с использованием проектно-исследовательской формы деятельности.

  2. Интегральная образовательная технология (деятельностное обучение с индивидуальными траекториями освоения материала)

  3. Когнитивная (познавательная) технология(технология интеллектуального развития учащихся)

  4. Образовательная технология (формирование компетентностей с максимальным использованием ресурсов интернета)

  5. Проблемно-ориентированная технология на базе Общей теории сильного мышления (эффективные методы решения задач и разрешения проблем)

Список литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. — 2004. — № 2. — С. 46-68.

  2. Гладилина И.П., Сергеева С.А. Инновационная технология развития одаренности студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — №7. — С.71-74.

  3. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одарённых детей // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 12. — С. 21-23.

  4. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kremlin.ru/news/14907.

  5. Кузнецова, Г.Д. Психологические особенности одаренных молодых людей // Наша молодежь. — 2011. — № 10 — С. 42-43.

  6. О методических рекомендациях: [письмо Министерства образования и науки РФ] от 17. 12. 2010, N 06-1260 // Администратор образования. — 2011. — № 4 — С. 22-29.

  7. Пасечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 14-21.

Источник