Ребенок из детского дома отстает в развитии

Ребенок из детского дома отстает в развитии thumbnail

Как пребывание в детских домах влияет на развитие мозга у детей, мы попросили прокомментировать экспертов: клинического психолога Татьяну Морозову и детского невролога Святослава Довбня

Статью о том, как пребывание в сиротских учреждениях влияет на развитие мозга у маленьких детей, мы попросили прокомментировать экспертов: клинического психолога Татьяну МОРОЗОВУ и детского невролога Святослава ДОВБНЯ. Святослав и Татьяна работают вместе около 20 лет, являются международными экспертами по вопросам психического здоровья младенцев и раннего вмешательства. В качестве тренеров и консультантов принимают участие в проектах, посвященных развитию эффективных услуг для уязвимых семей с маленькими детьми в России и других странах.

Как пребывание в детских домах влияет на развитие мозга у детей, мы попросили прокомментировать экспертов: клинического психолога Татьяну Морозову и детского невролога Святослава Довбня

Татьяна Морозова, Святослав Довбня: Прежде, чем комментировать статью, хотелось бы сказать, что нам очень повезло: мы в течение последних нескольких лет работаем вместе с авторами этого исследования в различных проектах. Вопрос влияния окружения на развитие детей интересует нас очень давно, и мы очень благодарны нашим коллегам за возможность обсуждать, делиться опытом и вместе строить программы помощи семьям с детьми.

Первые годы жизни – невероятно важный период для развития ребенка. Это время, когда дети обладают огромным потенциалом для развития. При этом мы также знаем, что маленькие дети не только пластичны и адаптивны, но и очень уязвимы, плохо защищены от стрессов и негативного влияния окружения. Именно этим вопросам – уязвимости и возможности для восстановления и был посвящен Бухарестский проект по раннему вмешательству (BEIP).

— Проводились ли в России исследования, подобные тому, о котором идет речь в статье?

Т.М.: Подобные проекты очень затратные и занимают много времени, поэтому проводить такие исследования под силу только очень серьезным исследовательским центрам. Очень похожие результаты были получены и в России в ходе исследовательского проекта, который проводился в домах ребенка Санкт-Петербурга силами ученых СПбГУ и Питтсбургского университета (США). Однако необходимо понимать, что Бухарестский проект по раннему вмешательству (The Bucharest Early Intervention Project (BEIP)) стал первым из рандомизированных исследований, посвященных данной теме, и одним из наиболее известных исследований, соответствующих «золотым стандартам» доказательной медицины. Это исследование было начато в 2000 году и продолжается до сих пор.

— В статье речь идет о развитии мозга детей. По всей видимости, столь масштабное и долгосрочное исследование касалось и многих других аспектов?

С. Д.: В исследовании, которое проводилось в рамках проекта, также анализировалось влияние проживания в учреждении на следующие аспекты:

  • Показатели физического развития
  • Проявление эмоций
  • Показатели интеллектуального развития
  • Показатели внимания
  • Развитие привязанности
  • Изменения, которые происходят на генетическом уровне
  • Уровень активности различных зон мозга
  • Частота встречаемости различных проблем психического здоровья и многое другое.

Одной из целей исследования было также понять, какие существуют сензитивные периоды для развития отдельных психических функций, а также какие факторы, связанные с историей развития ребенка (длительность проживания в учреждении, пол ребенка, вес при рождении, недоношенность и т.д. ), могут позитивно или негативно влиять на развитие детей в учреждении и замещающих семьях.

— Как отражается пребывание в учреждении на физическом развитии ребенка?

С.Д.: По данным исследования, в среднем за каждые 3 месяца, проведенные в учреждении, физическое развитие ребенка (рост, вес и окружность головы) отстает приблизительно на 1 месяц. Похожие данные были получены и в России: отставание на 1 месяц за 5 месяцев проживания в доме ребенка ( исследование Р. Мухамедрахимова и О. Пальмова).

— И насколько быстро дети могут преодолеть это отставание, будучи помещенными в семью?

С.Д.: Через год 100% детей, помещенных в семьи, имели нормальные показатели роста, а 94% — веса и окружности головы. Некоторым из них понадобилась специальная медицинская помощь, чтобы лучше расти. Негативно на восстановление физического развития влияют низкий рост и вес ребенка при рождении, употребление матерью во время беременности алкоголя, а также длительность пребывания в доме ребенка. Возраст, в котором ребенок был помещен в семью, имеет важное значение не только для его физического развития, но также для эмоционального, улучшения познавательных функций и т. д.

— Руководитель Бухарестского проекта Чарльз Нельсон говорит, что, возможно, некоторые дети были помещены в семьи слишком поздно: «то, без чего они росли до этого, слишком сильно отразилось на их развитии». Он имеет в виду, в первую очередь общение, игру, наличие близкого человека. Привязанность — категория психологическая. Как она способна повлиять на развитие мозга ребенка?

С.Д.: Вопрос влияния привязанности на развитие мозга очень непростой. Стресс, переживаемый ребенком, у которого нет близкого человека, вызывает выделение специальных веществ, так называемых гормонов стресса, которые негативно влияют на развитие мозга. Об этом можно говорить очень много, и такие исследования, как, например, Бухарестский проект, по раннему вмешательству, помогают нам понять механизмы формирования и развития мозга.

Т.М.: Без опыта раннего социального взаимодействия с мамой или близкими людьми у ребенка отсутствует необходимая точка опоры для развития общения с окружающими. Дети кажутся пассивными: они неактивно реагируют на происходящее вокруг, их внимание к игрушкам не задерживается надолго. Создается впечатление, что детям не хватает любопытства, ведущего в обычных обстоятельствах к изучению окружающего мира. Интеллектуальное развитие детей часто страдает. Дети, проживающие в учреждении, имеют в среднем более низкие показатели IQ, чем их сверстники, живущие в семьях. Дети, помещенные в замещающие семьи, показывают выраженное увеличение IQ по сравнению с детьми, остающимися в учреждении. Страдает и эмоциональное развитие: маленькие дети, находящиеся длительное время в учреждениях, по сравнению с детьми, проживающими в семьях, проявляют позитивные эмоции в гораздо меньшей степени. Разницы в проявлении негативных эмоций не установлено.

— С чем это связано по-вашему?

Т.М.: Во-первых, с меньшим опытом позитивного общения со взрослыми, а во-вторых, с тем, что в сиротских учреждениях не только детям приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями, но и персоналу. По данным исследования, проведенного в Санкт-Петербурге Р. Мухамедрахимовым и О. Пальмовым, у сотрудников практически нет времени на эмоциональное общение с детьми – они постоянно занимаются выполнением своих обязанностей: кормят, собирают на прогулку, переодевают, моют и т.д. Сотрудники часто не готовы устанавливать эмоциональные отношения с детьми. Причинами этого является большое количество детей одного возраста в группе, а также опасение, что чувство привязанности к отдельному ребенку может привести к серьезным переживаниям при разлуке с ним. Нередким явлением среди персонала является эмоциональное выгорание и депрессия.

— Восполнимы ли эти эмоциональные утраты для ребенка?

Т.М.: Результаты бухарестского исследования показывают, что помещение в семью способно довольно быстро исправить многие трудности. Однако есть дети, которым для лучшего восстановления может понадобиться довольно интенсивная и длительная помощь.

Читайте также:  Психолого педагогическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста

— Вы упомянули еще об одном аспекте Бухарестского проекта – исследовании изменений, которые происходят у находящихся в учреждения детей на генетическом уровне. Очень часто препятствием для усыновления ребенка из детдома является страх перед «плохой генетикой». При этом имеются в виду лишь кровные родители ребенка — с их вредными привычками, асоциальным поведением, нездоровым образом жизни. Неужели даже сами стены «казенного дома» способны как-то влиять на гены?

С.Д.: В данном исследовании ученые пытаются выяснить, как проживание в групповой системе отражается на ребенке, и сейчас появилась абсолютно новая область знаний, она называется «эпигенетикой». Эпигенетика изучает влияние внешней среды на структуру и возможности экспрессии генома человека. Так у каждого человека в хромосомах есть концевые участки, называемые теломерами. Они в частности отвечают за правильность воспроизводства при делении клеток. С возрастом длина этих теломеров уменьшается, что приводит к сбоям при воспроизводстве хромосом, запуская процессы старения, а также становится причиной некоторых заболеваний. По данным BEIP, длина этих участков хромосом у детей, проживающих в семьях и в учреждении, различаются. И чем дольше ребенок находится в «приюте», тем короче теломеры.

— А чем объясняется то, что выпускникам сиротских учреждений часто приходится труднее на работе? Вот цитата из дискуссии на данную тему в Фейсбуке: «Обычные люди, работающие рядом с выпускниками-сиротами, не понимают, почему они не хотят и не могут работать. «Они же на вид нормальные, пусть в детдоме их ничему не научили, что же они потом за столько лет так и не научились быть, как все?»

Т.М.: Человек формируется не только в раннем детстве. Чем старше конкретный человек, тем сложнее сделать однозначные выводы о том, почему он стал именно таким. Если не углубляться в нейрофизиологию, можно поговорить и о том, как жизненный путь человека влияет на его успешность в работе. В жизни детей в детских домах не очень много возможностей пробовать что-либо и добиваться успеха; очень немного индивидуального внимания и поддержки, немного доверия и возможности делать что-то осмысленное вместе с другими людьми; зато довольно много принуждения. Кроме всего прочего, у ребенка, который растет в детском доме, не очень хорошие возможности для получения образования, и, следовательно, небольшие возможности для профессионального выбора. Все это и многое другое может негативно влиять на успешность человека на рынке труда, и его мотивацию работать.

— Какие основные выводы можно сделать из проведенного в Румынии исследования?

С.Д.: Во-первых, дети, живущие в сиротских учреждениях, испытывают огромный дефицит общения и стимуляции, поэтому у них развивается целый спектр проблем.

Во-вторых, семья необходима не только для выживания, но и для нормального развития детей.

В-третьих, проблемы, связанные с отлучением от семьи, возникают очень быстро, являются очень глубокими, с возрастом прогрессируют, а в некоторых случаях остаются на долгие годы.

В-четвертых, эти проблемы наблюдаются в важных областях развития ребенка: социальное общение, психическое здоровье, поведение, способность регулировать эмоции.

В-пятых, отставание в развитии и дефициты, возникающие у детей, проживающих в интернатах, происходят из-за нарушений в развитии мозга. Для правильного формирования связей мозгу необходима стимуляция; ее отсутствие приводит к недоразвитию нервных связей и неправильному замыканию нейронных цепей.

И, наконец, в-шестых, раннее помещение ребенка в семью критически важно. Замещающие семьи способны скорректировать некоторые, но не все дефициты, связанные с ранней депривацией.

— Ваша статья в ИА REGNUM, посвященная системе домов-интернатов в России, называлась «У детей, лишенных близких, отмирают участки мозга». Она вызвала бурю негодования. В чем, по-вашему, причина такой реакции? Ведь вы основываетесь на данных научных исследований – в том числе и на данных Бухарестского проекта по раннему вмешательству?

С.Д.: подавляющее большинство читателей благодарят нас за публикацию и просят публиковать больше материалов по данной теме, так что я бы лучше сказал не «бурю негодования», а неоднозначную реакцию.

По-видимому, одной из причин неприятия нашего мнения некоторыми читателями, является недооценка важности раннего опыта для развития человека, это очень новые для России знания, и чтобы осознать и принять их обществу, наверное, требуется время. Но однажды осознав факт того, что ранний опыт является важнейшей составляющей здоровой психики, дороги назад у общества уже не будет. Нужно будет прекращать любые формы группового проживания для младенцев и поддерживать только семейные формы жизнеустройства.

— Многие сочли ваши слова оскорбительными для детей, которые живут в детских домах и всех выпускников этих учреждений.

Т.М.: Мы никоим образом не хотели никого обидеть – это данные, которые получены в исследованиях. Кроме того, эти данные применимы только к детям, которые провели в учреждении первые годы своей жизни. Первые годы жизни – это период, когда мозг ребенка активно формируется, и ранний опыт очень сильно на формирование мозга. Многие дети, находящиеся в детских домах, попадают туда в более позднем возрасте, имея другой ранний опыт, поэтому трудно сравнивать их с детьми, которые жили в учреждении с самого начала.

Хотелось бы также отметить, что мы прекрасно понимаем, что все люди очень разные, у них разные способности и разная уязвимость, разная личная история. Статистика никогда и ничего не может рассказать о конкретном ребенке, она лишь дает возможность увидеть тенденции. Так и в этом случае — данные, на которые мы опирались, касаются не конкретного человека, а нашего понимания того, что важно для развития маленького ребенка, и что может существенно затруднять это развитие. Это очень важно для того, чтобы развивать службы помощи детям и семьям.

Источник

 Помогите советом, или нужна помощь. Отставание в развитии

Сообщение
баева ольга » 18 июл 2013, 18:15

Добрый вечер.Хочу влиться в ваш коллектив.Немного о себе и семье.Мне 31 год,имею трое кровных детей,старшему 11,среднему 6 лет,младшей 1 год 3 месяца.
В феврале лежала в больнице с дочкой и увидела мальчишку,тогда ему было 1 год и 2 месяца.Это была любовь с первого взгляда.
Прошла все инстанции,осталась последняя,забрать малыша,но тут наткнулась на тупик,из которого не знаю в какую сторону идти…
В опеке показали его документы,медицинское заключение,что 3 группа здоровья у него, развитие правда на 7-8 месяцев,но не так все страшно(как мне казалось)
Прийдя в детский дом,меня встретили в одном кабинете врач,педагог и соц.работник,и в один голос твердят,что мальчик дурак,что его место только в детском доме.Что отстает в развитии,что будет глупый когда вырастет не сможет ходить в нормальную школу!!!!
Ему сейчас 1 год 5 месяцев,ходит только за руку(это на момент моего первого визита к нему).В диагнозе у него поражение ЦНС,врожденный порок сердца и последствие гипоксии,вот на фоне этого и говорят что идет отставание в развитии.Сказали чтоб я писала отказ от него.
Я не написала,первый день посидела с ним 20 минут.
На следующий день пошла к главврачу Детского дома,послушать что она скажет,та вообще сразу сказала,чтоб даже не думала его брать.Типа,здесь с ним занимаются по часу каждый день и логопед,и психолог,и массажист,а типа сдвигов особо нет у него.Я вышла от нее,а к ней в кабинет тетка какая то зашла и дверь не закрыла,а главврач ей и говорит:Видела дура молодая со своими тремя детьми еще за больным пришла.Я конечно была в шоке)))
В этот день мы гуляли с Мишкой на площадке,ходит он за одну ручку,садиться и рвет траву и листья,я сначала не могла понять почему ему так интересна трава и листья,а потом поняла,когда увидела КАК дети гуляют.
Их выводят на веранду,которая на половину из кирпича,другая половина из железной решетки и двери из решетки.Вот так они и сидят там час,после чего их опять заводят в группу.
На следующий день с нами на площадке гуляла еще одна мамочка,и при разговоре с ней,выяснилось,что у нее здесь работает знакомая,которая ей сказала что НИКТО не занимается с детьми,тем более по часу,нет на всех время у них.
На третий день,Мишка начал делать первые шаги сам,по 5-6 шагов,но шагает,постоянно рвет траву ,очень понравилась ему вертушка,которая от ветра крутиться,я ему показала как она крутиться,так он все время ходил и повторял этот звук.
Сегодня был четвертый день,когда я к нему ходила,так первым делом когда мы вышли на прогулку,он повел меня к той самой вчерашней вертушки,и это при том,что врач говорит,что он не запоминает все те упражнения,который вчера проделывал с психологом и педагогом.
Вот и хожу как на каторгу к нему,я не знаю что делать,конечно я вижу что у него есть отставание в развитии,но он не дурак!!!
Я каждую минуту только и думаю как быть?Что делать?Но не могу я отказаться от него.Решили с мужем обойти с ним врачей сами,чтоб нам не те врачи из детского дома поставили диагнозы,а независимые люди,которым по идеи вообще все равно заберем мы Мишку или нет.
А в детском доме сложилось такое впечатление,что им не выгодно чтоб забирали от них детей.
P/S. Моя знакомая,ищет мальчишку от 1 до 3 лет,так вот,во всей Московской,Калужской и Тульской области сказали что таких детей нет!!!Здоровых нет,только все больные…
Вот какая то такая история пока не понятно чем она закончится,с одной стороны я бы хоть завтра подписала согласие на него,а с другой стороны меня честно пугает только то,что вдруг он действительно будет на столько отставать в развитии,что не сможет пойти в обычную школу…
Милые форумчане поделитесь опытом,может было у кого что-то похожее.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка с первых дней

Источник

Ребенок из детского дома отстает в развитии

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

0
4301
24 Сентября 2016 в 23:03

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Вопрос от Надежды, Москва:

«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.

У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.

Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.

Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.

Особенности развития детей детского дома

Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.

Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.

Развитие ребенка в детском доме

Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.

Читайте также:  Физические показатели правильного развития ребенка 5 лет

Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.

Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.

Понимание психики ребенка детского дома

Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.

Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме

Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.

Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.

Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.

От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.

В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.

Особенности развития ребенка в детском доме

Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.

Составляя индивидуальный план развития детей детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.

Развитие детей детских домах

Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.

А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.

Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.

Воспитание и развитие детей в детском доме

Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.

Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.

Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.

Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.

Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.

Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.

Даем точку опоры следующему поколению!

В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.

Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.

У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.

Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.

Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник