Ребенок 2 года не разговаривает психологическое развитие

Ребенок 2 года не разговаривает психологическое развитие thumbnail

https://sites.google.com/site/logopedirina/

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев 

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены до 2 лет:

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года.Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.См. Специализированные сайты. Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. Не слышит никаких звуков окружающей среды. ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения  Расщелины губы, нёба. Хирург, Логопед-дефектолог
 Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после  рождения  Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены с 2 лет:

 Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
 ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет  Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как  нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог.
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)
2. Двуязычие (билингвизм) в семье.
Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка. 
(ЗРР) (ЗПРР — Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)
Психолог, Логопед-дефектолог.
 Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет   В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. «Говорил фразами, а потом замолчал.»  Логопед-дефектолог, Невропатолог
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. Логопед-дефектолог, Невропатолог
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. Логопед-дефектолог
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР ) в 2,5 года.Говорит на своём непонятном «птичьем» языке, вместо ответов на вопросы — дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму.  Логопед-дефектолог

Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.

Причины Задержки Речевого Развития:

1. Наличие негрубой родовой травмы;

2. Длительные соматические заболевания в раннем детстве;

3. Неблагоприятное воздействие речевой среды;

4. Просчеты воспитания; 

5. Дефицит общения. 

Причины Анартрии, Дизартрии: 

Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».

Причины Афазии:

1. Нарушения мозгового кровообращения, 

2. Ишемия, 

3. Черепно-мозговые травмы,

4. Опухоли, 

5. Инсульты, 

6. Тромбоэмболии, 

7. Инфекционные заболевания головного мозга. 

Причины Ринолалии:

1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;

2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;

3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;

4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;

5. Невротические расстройства.

Причины Афонии:

1. Врожденный порок развития гортани; 

2. Врожденный подголосовой  стеноз гортани;

3. Ангиома  гортани;

4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;

5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;

6. Неврологические заболевания;

7. ДЦП;

8. Астенические состояния;

9. Миастения;

10. Эндокринные нарушения;

11. Травмы голосового аппарата;

12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);

13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;

Читайте также:  Скороговорки на букву м развитие ребенка

14. Операции на органах шеи;

15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;

16. Химические ожоги.

Причины нарушения (отсутствия) слуха:

Врождённые:

1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

2. Низкая масса тела при рождении;

3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);

4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; 

5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретённые: 

1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;

2. Хроническая инфекция ушей;

3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);

4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;

5. Травмы головы или уха;

6. Чрезмерный шум;

7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;

8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.

Причины Алалии:

1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;

2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;

3.     Патология во время  беременности;

4.      Осложнения во время родов;

5.     В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Причины Аутизма:

1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.

2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.

3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.

4. Наследственные факторы.

5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.

6. Нарушения познавательных функций и речи.

7. Нарушения эмоциональной сферы.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Причины умственной отсталости:

Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы; 

Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов. 

Также причиной могут стать хромосомные нарушения:

1. Синдром Дауна (трисомия по  хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.

2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра-  и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.

3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.

4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.

5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.

6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.

7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.

8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.

9. Синдром кольцевой хромосомы 18.  Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.

10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.

11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.

12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.

13. Синдром Энгельмана (синдром «счастливой куклы»). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.

14. Синдром Вильямса (лицо «эльфа»). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.

Причины Задержки ПсихоРечевого Развития:

Настоящие причины:

1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)

Неточный предварительный диагноз: 

Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.

Важно:

У логопедов есть 2 обследования: Первичное — где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР — предварительный диагноз. И Динамическое обследование — после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз — то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.

Памятка для родителей при обследовании у специалистов на предмет выявления причин отсутствия речи:

Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.

Источник

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речиПризнаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют.Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки.В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами.Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи.Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи.Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют.Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький».Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
 Отстает от одногодок в речевом развитии.
 Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.
Читайте также:  Витамин в12 для развития ребенка

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речиВозраст
1.Крик с интонацией недовольства или радости.1-2 мес.
2.Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги.2-3 мес.
3.Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов.4-5 мес.
4.Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му).8 мес. – 1 год 2 мес.
5.Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания.1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6.Начинает часто задавать вопросы «что это?».1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7.Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова).2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8.Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками.2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет задержки психологического развития. Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

ФизиологическиеПсихологическиеСоциальные
Слабость мышц лица и рта.Испуг.Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость.Постоянные родительские скандалы, ссоры.Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц.Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители).Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. Аутизм.

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

Афазия

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Читайте также:  Лисина развитие форм общения ребенка со взрослым

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Поделитесь с друзьями:

Источник