Реализация ребенком своего права на физическое развитие

Реализация ребенком своего права на физическое развитие thumbnail

«О реализации прав ребёнка»

Подготовила: Т.А.Синюгина

Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Мы выполняем социальный заказ: нам поручено воспитывать подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система образования должна создать все условия: правовые, социально-экономические для реализации прав и законных интересов ребёнка.

Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права.«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Для создания и развития механизма реализации, прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать и уважать. Не менее сложной оказывается проблема научить ребёнка пользоваться своими правами, не ущемляя права других.

В арсенале современного педагога существует много методов и приёмов воспитания школьников. Однако не так то просто воспитать в ребёнке чувство независимости, умение отстаивать свою точку зрения, свои права, не вступая в конфликты с оркужающими. Процесс этот длительный и требует педагогической грамотности .

Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес у нас вызвала разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании.

Педагогическая поддержка- процесс индивидуальной работы, базирующаяся на диалоге с ребёнком на равных. Под педагогической поддержкой Газман О.С., который ввёл в научный обиход и отечественную педагогику это понятие, понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий( проблем), мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить, учиться и работать.

Суть технологии педагогической поддержки можно выделить следующую:

  • проблема

  • защита

  • самостоятельность

Кредо тактики «защиты»: — ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Педагог, использует тактику » защиты» через:

  • позицию, педагогической «адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.

  • через позицию » буфера» смягчает негативные обстоятельства

  • развитие в ребёнке способности избавиться от страха перед обстоятельствами

Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Суть данной позиции в том, что » адвокат» согласен с ребёнком в его стремлении быть успешным. «Адвокат» защищает право быть успешным ребёнку: право на защиту своих прав.

Потребность тактики «защиты» появляется только тогда, когда извне ведётся стойкая фиксация неуспешности ребёнка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребёнку преодолеть эту неуспешность.

Функции «адвоката»:

  • уточняет, выявляет источник угрозы ( причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию)

  • исследует источник появления этих причин

  • проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих источников

  • при необходимости подключает других людей, помогающих действиям » адвоката»

«Педагогическая адвокатура» действует в строго данном смысловом поле:

  • защищать право ребёнка на образование

  • защищать право ребёнка от негативного враждебного отношения к нему других людей, которые настаивают на таком отношении лишь потому, данный ребёнок имеет проблему.

  • отстаивает позицию невиновности ребёнка, столкнувшегося с проблемой, указывая на то, что образовательный процесс на то и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство.

  • квалифицирует, как недопустимое действие навесить на ребёнка ярлык неуспешности.

Читайте также:  Значение звуковой культуры речи для развития ребенка

Действия » адвокатуры рассчитаны на то, что её доводы будут услышаны и верно восприняты теми, к кому они обращены.

» Адвокат» не учит и не порицает своих коллег, он обращается к их профессиональному сознанию, указывая на факты и причины непрофессионального поведения по отношению к проблемам ребёнка.

Типичными проблемами при оказании педагогической поддержки были выявлены следующие проблемы:

1. Педагог принимает за проблему то, что проблемой для ребёнка не является.

2. Часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребёнок воспринимает как проблему. Объективно то, что для взрослого не » проблема» для ребёнка – непреодолимая пропасть.

3. Отношения, которые складываются между учениками и педагогами, между специалистами, занимающимися проблемами детей и преподавателями предметов часто носят субъектно-объектный характер.

4. Педагоги лишают ребёнка часто возможности самостоятельно действовать, набирать опыт и тренироваться самостоятельности.

Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от его проблем, решает её за него. Решая за ребёнка его проблему, таким образом, создаёт ему ситуацию успеха, то ребёнок не только испытывает радость избавления от проблем, но и усваивает способ избавления от проблем – » действовать за меня должен кто-то другой». Таким образом, благие намерения педагога могут постепенно сформировать потребительскую установку ребёнку, что является отличной питательной средой для инфантилизма.

В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс обучения учащихся в основном базируется на традиционных методах обучения, технология педагогической поддержки предполагает несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный, сопровождающиеся поддержкой самоопределения школьников в познавательной деятельности; поддержкой самореализации школьника; поддержкой самоанализа достигнутых успехов.Успех «потребления » отличается от успеха » преодоления» тем, что тот, кто самостоятельно преодолел свою проблему, обретает чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах, человек служит опорой для самого себя.

В этой точке педагогическая поддержка » встречается» с воспитанием и создаются условия для выхода ребёнка из собственного » Я» в пространство общего с другими» мы»- это поле деятельности гражданского образования, которое нацелено на развитие способности человека выстраивать собственную позицию отличную от других, и способность соединяться с другими людьми, соотносить индивидуальное с общим, выстраивая на этом общие цели, организуя совместную деятельность, где у каждого существуют права и обязанности.

Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы всего педагогического коллектива.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом опре­деляются эффективностью работы по защите их прав.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ

  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  4. Семейный кодекс

  5. Закон «Об образовании»

  6. Анохин Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ Т.В.Анохин // Классный руководитель-2000-№3

7.Газман О.С.Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С.Газман//Классный руководитель-2000-№ 3

8. Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки/ Н.Н. Михайлова,

С.М. Юсфин- М.Мирос-2001

Источник

Основанием возникновения прав и
обязанностей родителей и детей является происхождение детей от
родителей, удостоверенные в установленном законом порядке (ст. 47 СК
РФ). При этом родительское правоотношение возникает между ребенком и
каждым из родителей. Родители, как участники родительского
правоотношения, наделены правами и обязанностями. Несовершеннолетних
детей, как уже было отмечено, закон наделяет только правами, их
обязанности законом не предусмотрены. Большинство прав ребенка
соотносится с обязанностями родителей.

Родительские права и обязанности имеют определенные
особенности, которые обладают равными правами и несут равные
обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ), при этом не
имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет,
признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом;
родительские права и обязанности ограничены во времени, они
прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия либо
приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет
(при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста).
Поскольку с момента приобретения дееспособности в полном объеме
гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять
гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и
исполнять их.

Читайте также:  Влияние игры на эмоциональное развитие ребенка

Из общего правила есть исключение: в соответствии с п. 1
ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных
совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если исходить
из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не
достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность
родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей
находится за рамками родительского правоотношения.

При осуществлении родительских прав и
обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст.
65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку
возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей противоречат
интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания
духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не
занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права
несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является
основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей,
он закреплен во многих нормах СК РФ.

Особенность родительских прав и обязанностей заключается
в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих
детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от
этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы
ребенка.

Правам родителей соответствуют их определенные
обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и
образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по
защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление
родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей
родителей.

В Семейном кодексе РФ закреплены следующие виды личных
прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих
детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание
своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких
родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом,
психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст.
63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и
физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1
ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми
основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора
образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими
основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и
интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК
РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего
ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях
закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет
право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении
вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а
родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать
реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет
право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных
учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст.
66 СК РФ).

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только
обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как
ранее действовавший КоБС РСФСР (ст. 52) предусматривал только
обязанность родителей по воспитанию своих детей. Под воспитанием
ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие,
обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка.

Родители имеют преимущественное право лично воспитывать
своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов
воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка,
общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по
оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны
заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном
развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития
личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст.
41 Конституции РФ за каждым человеком признается право на охрану
здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям
бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей
среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и
обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания,
предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье
ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и
спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае
болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному
психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка
прежде всего зависит от личных качеств родителей, их духовных
ценностей.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз для психолога

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях
родители могут быть привлечены к семейно-правовой (лишение
родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном
поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей
и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми),
к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за
невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к
уголовной ответственности (ответственность за неисполнение
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса
воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43
Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие,
обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом
государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).

Выполняя обязанность по получению детьми основного
общего образования, родители имеют право выбора образовательного
учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК
РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав
человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для
своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в
редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. также предоставляет
родителям право выбора образовательного учреждения, где будет
обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком
основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора
родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование:
очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного
образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма
образования должна соответствовать единому государственному
образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).

Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и
формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако,
если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок
не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо
не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень
материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в
платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов
детей(ст. 64 СК РФ)
соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных
интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. Родители защищают не только
права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права,
закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы,
которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету
правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права
ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья,
право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства
и другие.

Родители являются законными представителями своих детей
и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми
физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и
судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им
достаточно предъявить документы, подтверждающие происхождение детей
от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка и паспорт
отца или матери ребенка).

Способы защиты законных прав и интересов детей могут
быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к
предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления
нарушенного права ребенка, могут выступать от имени
несовершеннолетних в суде и т.п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК
РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются
противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять
интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии
разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства
обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Основные термины (генерируются автоматически): СК РФ, ребенок, родитель, обязанность родителей, основное общее образование, интерес ребенка, интерес детей, обязанность, медицинская помощь, нравственное развитие.

Источник