Развития самостоятельности и активности творческого мышления ребенка

К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный — нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.

Что такое креативное мышление?

Креативное мышление — процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.

Креативность близка творческому человеку и дается ему от природы, но является только частью креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление?

Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится «подвижным» и «гибким», развивается фантазия и усидчивость, воображение.

Постоянное шаблонное выполнение заданий «убивает» креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.

Когда начинать развивать креативное мышление?

Умение нестандартно мыслить приходит к нам в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать, не развивать.

Рекомендуется тренировать креативность мышления с начальных классов. Ребенок должен понять, что у задач есть много решений, а не одно стандартное.

Для развития креативного мышления, прежде всего, нужен метод проблемного обучения. Пусть ребёнок сам ищет ответы на любые интересующие его вопросы, а также и ваши. Если он затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Но не спешите, помощь должна быть только в крайнем случае.

Так же очень важно давать ребёнку самостоятельность в принятии решений.

Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.

1.Дорисуй и раскрась

2. «Придумай назначение предмета»

Берем любой предмет и предлагаем ребенку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Например: заколку можно использовать как закладку, скрепку и т.д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.

3.»Ассоциации»

Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т.д.

4.»Существительные и прилагательные»

Подбираем к словам существительные и прилагательные.

Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т.д.

5.»Что будет если?»

Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т.д.

6. Занятие любым видом творчества.

Например: рисование, лепка, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т.д.), плетение из бисера, составление коллажей и т.д.

7. «Доскажи словечко»

Взрослый начинает фразу, ребёнок должен быстро ее закончить.

Примеры фраз:

Ворона каркает, а собака?

Если длинный, то наоборот…?

Зимой холодно, а летом?

У кошки котёнок, а у собаки?

8. «Хороший — плохой»

Предложите ребёнку назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предмета или объекта.

Например, собака, плюс, что охраняет дом, минус может укусить.

9. «Сочини сказку»

Предложите малышу сочинить свою сказку или придумать своё окончание или продолжение в любой известной, придумать рассказ или сказку по любой картине. Можно её записать и оформить в виде книги с иллюстрациями ребёнка.

10. «Составь рисунок»

Рисунки можно делать из чего угодно. Например: из вырезанных геометрических фигур, счётных палочек, пуговиц, пластиковых крышек, камешков, листиков и т.д.

11. «Что общего»

Назвать как можно больше предметов одинаковых по форме, цвету или размеру.

12. «Мелодия»

Можно ребёнку самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого-то. Пусть расскажет какая это мелодия (громкая-тихая, грустная-весёлая, о чём она по его мнению,хочется ли под неё танцевать).

ВАЖНО ПООЩРЯТЬ НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ИГРАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЕТ . ЭТО ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВОМ, ПУСТЬ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ ТВОРЧЕСТВО, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ.

Начинайте развивать креативное мышление у вашего малыша, как можно раньше. Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка!

Вам может быть интересно:

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

Игры на развитие связной речи у детей.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Источник

ИРИНА Ситдикова
Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста

Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ситдикова Ирина Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №79 г. Томска

e-mail: dsad79@mail.tomsknet.ru

Современная жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. От человека требуется не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

После пяти лет дети осознают, что все можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим методом для приобретения новых знаний. Но родители и педагоги, не осознавшие значимости самостоятельной инициативы детей для становления личности ребенка, нередко идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Как доказал психолог Н. Н.Подъяков: «Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем».[1]

Чаще на занятиях познавательного развития детям отводятся пассивная роль «получателя информации», поэтому они лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу. Занятия строятся в форме рассказа воспитателя и вопросов к детям на закрепление полученных знаний, а собственный опыт детей остается без внимания.

Из опыта работы знаю, что у детей не достаточно развит собственный познавательный опыт, детям дают не так много возможности проявлять самостоятельность в познании окружающего мира. Диагностика подтверждает вышесказанное. Так, 96% детей из старших групп ДОУ сложно выдвигать гипотезы и тем более находить пути решения предложенных нестандартных ситуаций. 75% детей — выделять существенные признаки предметов и сопоставлять различные факты. Только 7% детей смогли проанализировать объект (явление) и дать правильный ответ с аргументацией.

Следует отметить, что порожденная интеллектуальная пассивность, когда знания дают в готовом виде, приводит к ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка, и к недостаточному развитию собственного познавательного опыта. Безусловно, дети выдвигают гипотезы, а нахождение способов их решения ставят их в тупик. С одной стороны они не владеют способами решения проблемы, а с другой – педагог не дает возможности проявить себя.

Вместе с тем исследовательская деятельность как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется пока недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. По моему мнению,это обусловлено рядом причин:

Читайте также:  Реферат развитие ребенка от рождения до года

• воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования и исследовательского метода;

• недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования и исследовательского метода для всех возрастных групп; не конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельностью и развитию творческой активности и самостоятельности мышления детей.

В настоящее время недостаточный уровень развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию с использованием исследовательского метода пока остается проблемой. Современные дети должны получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формулировать обнаруженные закономерности и выводы; быть самостоятельными, активными, творческими и здоровыми. Творчество само по себе не развивается, но дать ребенку попробовать себя в любой области – наша задача, в этом актуальность.

Целью педагогической работы ДОУ стала: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой активности и самостоятельности мышления через исследовательскую деятельность.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам», — эти слова Ральфа Уэмерсона как никакие другие подходят к методу детского экспериментирования и исследовательской деятельности, потому что он позволяет ребенку делать маленькие открытия. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Например, по мнению психолога Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». [2]

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию применяем алгоритм исследовательского поведения детей.

Алгоритм исследовательского поведения

.

1. На первом этапе сначала педагог ставит проблему, предлагает пути решения, а дети самостоятельно подбирают и находят необходимый материал и оборудование (рисунок 1). Далее выполняют простейшие действия, делают вывод, тем самым развивается собственная исследовательская активность детей. Заинтересованность появляется, потому что решается проблема-гипотеза, которая опирается на опыт детей.Цель этого этапа: заинтересовать детей.Например: на занятиях специально смоделированные проблемные ситуации предлагаются от имени сказочного персонажа Каркуши, которые вводят детей в игровую ситуацию.

Рисунок 1. Алгоритм исследовательского поведения на I этапе.

2. На данном этапе обучения воспитатель формулирует проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (Рисунок 2). Мы только учим детей разными способами находить решение проблемы – это усложнение второго этапа.При этом задаем вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно проверить?», «Что получиться, если. ?». При этом создаются условия для практики межличностного общения и сотрудничества. Так, на занятии «Научные ответы на обычные вопросы», Каркуша задала вопрос о том, каким способом можно «научить» плавать изюм. Дети выдвигали предположения, исследовали воду в сосудах, и нашли способ решения проблемы.

Рисунок 2 Алгоритм исследовательского поведения на II этапе.

3. На этом этапе дети самостоятельно ставят проблему, отыскивают метод и разрабатывают пути решения проблемы (Рисунок 3):

1) дети изготавливают карточки символическим изображением задачи (темы) эксперимента;

2) ведут дневники наблюдений, где графическим способом фиксируют начало эксперимента и его конечный результат.

На занятии «Мозг – наш командир», Каркуша вместе с педагогом все время сомневались, нужно ли исследовать мозг, как его исследовать, для чего мозг нужен? Разнообразные формы занятий как традиционные, так и нетрадиционные мотивируют детей на интеллектуальные рассуждения.

Рисунок 3 Алгоритм исследовательского поведения на III этапе.

Чаще всего дети сами ставят проблему и находят пути ее решения, этому способствуют познавательные (мыслительные) упражнения «Найди ошибку в ходе эксперимента», «Зашифруй действия», «До и после». В результате чего учатся сравнивать, обобщать, анализировать.

Опыты сопровождаются выдвижением множества гипотез-догадок и проговариванием действий. Это положительно сказывается на развитии речи дошкольников: расширяется и углубляется словарный запас слов, формируется умение грамотно выстраивать сложные предложения, коммуникативные навыки общения.

Метод взаимообучения, внедряемый в структуру занятия, позволяет старшим дошкольникам не бояться выступать перед младшими детьми, обучать их в простой и увлекательной форме.

В своей работе используем интегрированные занятия, куда включаются педагоги ДОУ.

ИЗО студия: Наблюдаем за объектами живой и неживой природы. Рассматриваем произведения великих художников, таких как Шишкин И. И., Грабарь И. Э., Левитан И. И. Играем в художественные игры «Ассоциации», «Сотворчество», «Краски природы».

Музыкальные занятия: С музыкальным работником разработали дидактические игры по экспериментированию «Шумовые коробочки», «Узнай, что звучит?».

Физическое развитие: Вместе с инструктором по физическому развитию подобрали подвижные игры, психогимнастику, разработали совместные занятия с элементами экспериментирования и исследовательской деятельности «Для чего нам руки, ноги», «Как мы слышим».

Родители: Для популяризации исследовательской деятельности детей был составлен план взаимодействия с родителями, которые помогают детям искать информацию об изучаемых объектах, принимают участие в различных конкурсах. В родительских уголках выставляется необходимая информация для повышения компетентности родителей по этому вопросу.

Одним из направлений работы по развитию познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность стали разработка и реализация исследовательских проектов «Путешествие капельки», «Радуга красок», «Шоколад» которые способствовали развитию собственного познавательного опыта детей, развивали инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Такая система работы ДОУ позволяет добиваться положительных результатов. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную мыслительную деятельность, способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности. Для нас важно, что ребенок начинает думать, рассуждает.

Список литературы:

1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.[2]

2. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для педагогических училищ / Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Тереньтева Е. Ф. ; под редакцией Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г. – СПб.: Акцидент, 1998.[3]

4. Подъяков Н. Н.Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. \ Педагогический вестник. 1997, №1. С. 6.[1], [2]

5. Подъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / М.: 1996.

6. Руссо Ж. -Ж. Эмиль, или О воспитании // История дошкольнойзарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974. С. 120.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / Самара: издательство «Учебная литература», 2010 — 20-68 с.

8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания /Ярославль: Академия развития, 2002

Источник

Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии и поведении как субъект педагогической деятельности

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад №16 «Ромашка»

Петрова Валентина Федоровна

первая квалификационная категория

     В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача воспитания самостоятельного и творчески мыслящего человека. Потому, что современная школа ещё до сих пор сохраняет однообразный, не творческий подход к усвоению знаний,

вследствие  чего у детей теряется интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия,  и в них гаснет способность к творчеству.

     В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных  мыслительных операций диалектического характера.

    В свете введения ФГОС в систему образования, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления и самостоятельности.

     Изучив передовые научные исследования, касающиеся данного вопроса, мы пришли к следующему выводу: деятельность дошкольного учреждения необходимо направить на создание такой среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка, по способностям к творчеству, проявлению самостоятельности.

     В связи с этим деятельность  дошкольных учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляемой жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выражении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность — потребность в самореализации.

      Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Эта актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что традиционное школьное обучение представляет собой в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в различных областях науки и культуры. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

     Исследования по поводу влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления.

     Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными

условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

качеством его личности.

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В нашем ДОУ эти условия реализуются, в том числе, посредством познавательно-исследовательской деятельности и организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.

     В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, а также в значительной мере зависят от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.

         В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

      Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

    В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.

     В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Мы,  стараемся  предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности. Привлекаю их  к участию в планировании работы. В большинстве  случаев — это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.

     Еще пример. После беседы о работе ветеринара выяснилось, что для игры в «Ветеринарная клиника» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм.

     Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, дворника, наблюдали за работой школьников, собирающих мусор.  Эмоциональные впечатления, полученные.

на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

2. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

      В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях мы  всегда стараемся мотивировать достижение   цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяем значимость деятельности (к примеру — изготовление поделок, дежурство по детскому саду и т.п.), выражаем личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даем задания, которые дети выполняют небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы — так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в ростове

     Например недавно ребята нашей группы изготовили поделки для сотрудников детского сада, выполнив задание, дети сами отнесли поделки и подготовили слова для поздравления. Радость сотрудников детского сада послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

     Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован «Уголок творчества», который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, фасоль, шишки сосновые, шишки еловые, желуди,  манка, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, губки, клей, кисти, ножницы, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).        

     В режимные моменты также стараемся предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме  «Морские обитатели»  в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о морских обитателях. По теме «Осень» дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику «монотипия», дети наносили краску на листик с дерева на одной стороне поверхности и отпечатывали на лист бумаги, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

     Формирование коммуникативной самостоятельности, на  наш  взгляд, должно быть

частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как

к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем   в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми мы изготавливаем атрибуты для постановки самостоятельно, хоть и под нашим руководством, изготавливают отдельные маски, самостоятельно выбирая цвет. Размер и способ изготовления.

    В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «кукольный театр», «настольный театр», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников  группы.

    Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

    По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

 4. САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В нашей группе создана особая предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.

     Предметно-развивающая среда организована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

      Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, «Чей домик?», «Лото», развивающие и логико-математические игры, шашки, и др.

    В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена в алфавитном

порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –гномик, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик и т. д.)

     По нашему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию

способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

действий. Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как мы считаем, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал который находится в  прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

     В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараемся раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

    Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

    Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

      При создании предметно-развивающей среды нашей группы мы руководствовались Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

      Старались, чтобы все компоненты предметно-развивающей среды были связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир нашей группы включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности.  Мы считаем, такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта, способствует проявлению у  детей самостоятельности и развитию творческого мышления.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. – СПб.: Союз, 2010. – 92 с.
  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. – М.: Знание, 2013 – 157 с.
  3. Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www. 1 september.ru
  4. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27

5. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990. — №6. — С. 10-21.

Источник