Характеристика психического развития ребенка первого года жизни

Характеристика психического развития ребенка первого года жизни thumbnail

Кукла Полина Г
Психологические особенности детей первого года жизни

Рождение является для организма ребенка большим потрясением.

Внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психиче-ском развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.

С первого дня жизни вступают в строй зрительные и слуховые анализаторы, но их работа крайне не совершенна. Зрительные реакции возникают только на яркий свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев зрение и слух быстро совершенствуется.

Развитие зрения и слуха новорожденного происходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зрительных и слуховых анализаторов, совершенствование реакций на влияние раздражителей происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.

Ребенок с рождения способен различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который вносит безусловно – рефлекторный характер, впоследствии переходящий в плач. По характеру крика, выражению лица новорожденного и по его общему виду можно отметить наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний, которые выделяют как чувственные эмоциональные состояния.

В первый месяц жизни для ребенка не существует ни кто-то, ни что-то, что он все раздражение и все окружающее переживает только как субъектив-ное состояние.

Ребенок еще не выделяет себя и свои переживание от восприятия объек-тивных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.

В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатление выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия [ ].

У новорожденного нет специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами новорожденности. В этот период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.

Около 80% времени новорожденный проводит во сне, который недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому чаще у ново-рожденных наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном.

Таким образом, можно отметить, что новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и она носит совершенно своеобразный характер.

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).

Для ребенка первого года жизни характерен очень быстрый темп развития, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, в результате чего длительность активного бодрствования увеличивается от 20-30 минут в период новорожденности до 3-3,5 часов к концу года.

С первых месяцев жизни у ребенка развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции, движения, элементарные действия с предметами. К концу первого года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Он начинает понимать речь, употреблять первые слова, выполнять простые действия с предметами. Развиваются память, внимание, мышление. Отмечаются первые проявления самостоятельности, ин-терес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления»особая эмоци-ально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножкам и, издает различные звуки.

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная. Ребенок про-являет узнаваемость близких, радуется им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия проявляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям.

Непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место эмоциально-опосредованному (ситуативно-деловому) общению. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоциональное отношение взрослого к совместным действиям с малышом во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка.

Быстрый темп и неравномерность развитие ребенка позволяют условно разделить первый год жизни ребенка на периоды, в каждом из которых выде-ляются умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Конец периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев.

Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зри-тельных и слуховых ориентировочных реакций.

В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, на 3-м — «комплекс оживления». Постепенно «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.

В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление.

В возрасте от 3 до 5-6 месяцев продолжают совершенствоваться зрительные и слуховые ориентировочные реакции, сенсорное развитие, движения; формируется более сложное поведение.

К 3-4 месяцам ребенок может захватывать предметы ручками, ощупывает и рассматривает их. Далее к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. На этой основе развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт.

На 4-м месяце совершенствуются умение слежения за предметом или лицом взрослого, другими ребенком. Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в про-странстве.

На 4-5 месяце ребенок начинает различать интонации, мелодии, голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на новую обстановку и на незнакомых людей. К 6 месяцам по звучанию узнает свое имя.

На данном возрастном этапе у ребенка происходит развитие подготови-тельных этапов активной речи. Ребенок длительно гулит – к 4 месяцам, к 5 месяцам – певуче и с разной интонацией.

В этот период ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, пытается при-близиться к привлекшему его внимание предмету.

В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев внимание ребенка возрастает к предметам, находящихся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми воз-можностями в овладении пространством – в этом возрасте ребенок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. Благодаря этому расширяется кругозор ребенка, становится богаче жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем.

От 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. К 7 месяцам находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте по просьбе взрослого, а в 8 уже может показывать несколько предметов, выполнять простые действия.

С 6-7 месяцев начинают развиваться действие с предметами, которые ре-бенок производит одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств, а к 8-9 начинает использовать предметы с учетом их свойств. К 9 месяцам ребенок по подражанию сначала выполняет знакомые действия, а затем и новые.

Понимание речи развивается и ребенок уже может выполнять действия по речевой инструкции взрослого, воспроизводя то, чему его научили раньше.

В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движением взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.

В данный возрастной период ребенок начинает лепетать. В 7 месяцев он повторяет отдельные слоги в различных сочетаниях, в 8 повторяет их за взрос-лым, а в 9-10 при повторении произносит уже новые слоги.

К 6 месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по разному эмоционально реагирует на близких и не-знакомых людей.

От 9-10 до 12 месяцев бодрствование ребенка увеличивается от 2,5 до 3,5 часов.Он проявляет все больше самостоятельности при исследовании предметов и игрушек: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т. д. Особый интерес ребенок проявляет, к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. К концу 9-10 месяцев из отрывочных впечатлений у ребенка складываются целостные впечатления о предметах наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.

С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуются зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

В 11-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Ребенок начинает многое понимать. К концу году некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обогащенные характер.

Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь – овладевая навыком речевого подражания, ребенок начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. К году в активном словаре имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше.

Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность.

В конце первого жизни общение со взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками и предметами, в процессе которых ребенок знает и запоминает названия предметов. Появляются более сложные эмоциональные переживания – радость, обида и др. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение.

Таким образом,основными новообразованиями данного возраста будут: 1) развитие зрительных и слуховых анализаторов, которое во втором полугодии жизни ребенка перестает удовлетворять его потребности в познании окружаю-щего мира, поэтому ребенок начинает предпринимать попытки встать на ноги. Благодаря тому, что ребенок встает на ноги, он получает возможность видеть окружающие его предметы и явления в иной плоскости, расширяя кругозор ребенка – это дает новый толчок к его физическому и психическому развитию; 2) развитие эмоций; 3) ребенок начинает понимать речь окружающих, совершенствуется его артикуляционный аппарат, он способен произносить несколько облегченных слов; 4) благодаря развитию зрительного и слухового восприятия, предпосылок формирования активной и понимаемой речи у ребенка появляется умение овладевания различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоциально выразительных реакций и первых слов; 5) развитие тактильного восприятия.

Источник

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • характеристику периода новорожденности;
  • • особенности ведущей деятельности, закономерности развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления и речи в младенческом периоде;

уметь

  • • излагать и аргументировать положения об основных психических новообразованиях и сущности кризиса первого года;
  • • выявлять трудности в развитии детей;
  • • конструировать оптимальные условия для развития психики младенцев;
  • • определять способы психологической поддержки при наличии трудностей в развитии в младенческом возрасте;

владеть

  • • способами применения полученных знаний в практической работе;
  • • навыками анализа практических ситуаций с позиции детской психологии при проведении психолого-просветительской работы.

Развитие новорожденного

Ребенок рождается очень слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от организма матери физически, но биологическая связь с матерью осталась достаточно сильная. Ребенок не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности и поэтому полностью зависит от взрослого. Такая беспомощность и зависимость составляют сущность социальной ситуации развития новорожденного.

Доношенный ребенок имеет длину тела в среднем 48-52 см, массу в среднем – 3200-3300 г. Состояние новорожденного принято определять по шкале Апгар (табл. 4.1). Оценка проводится сразу после рождения по пяти важнейшим признакам:

  • • сердечный ритм;
  • • дыхательная активность;
  • • рефлекторная возбудимость;
  • • мышечный тонус;
  • • окраска кожи.

Каждый из этих признаков оценивается по трехбалльной системе и общая сумма баллов складывается. Здоровые новорожденные имеют по этой школе 7-10 баллов, новорожденные с легкой асфиксией – 5-6 баллов, при тяжелой асфиксии – меньше 4 баллов.

Таблица 4.1

Определение состояния новорожденного по шкале Апгар

Признак

Балл

1

2

Сердцебиение

Отсутствует

Менее 100 в минуту

100-140 в минуту

Дыхание

Отсутствует

Редкие единичные дыхательные движения

Хорошее, крик

Рефлекторная возбудимость

Нет реакции на раздражение подошв

Появляется гримаса или движения

Движения, громкий крик

Мышечный тонус

Отсутствует

Снижен

Активные движения

Окраска кожи

Белая или резко цианотичная

Розовая, конечности синие

Розовая

У новорожденного происходит первичная физиологическая адаптация к новым для него окружающим условиям (рис. 4.1). Происходит переход к легочному дыханию, изменяется система кровообращения, обмен веществ, начинается внешняя секреция пищеварительных желез, совершенствуется терморегуляция, изменяются ферментные процессы. Все эти изменения регулируются центральной нервной системой.

Головной мозг новорожденного ребенка еще недостаточно развит: кора головного мозга не имеет законченной дифференцировки, доминируют функции подкорковых структур. Число нейронов головного мозга после рождения не увеличивается (за исключением клеток мозжечка), но происходят существенные преобразования в его строении (деление на слои, образование множественных связей между ними и т.д.). Изменяется также внешняя структура нейронов в результате увеличения длины их отростков, происходят существенные изменения в кровоснабжении головного мозга. К моменту рождения на поверхности больших полушарий есть почти все основные извилины, типичные для взрослого человека, но они выражены слабо. Продолговатый мозг и ретикулярная формация ствола мозга в целом являются более сформированными, чем большие полушария головного мозга.

Становление индивидной организации в период новорожденности

Рис. 4.1. Становление индивидной организации в период новорожденности

Головной мозг ребенка продолжает развиваться, он является не вполне зрелым, поэтому психическая деятельность связана в основном с подкорковыми структурами, а также недостаточно зрелой корой больших полушарий. Ощущения новорожденного являются недифференцированными и тесно связаны с эмоциями, поэтому Л. С. Выготский назвал их чувственными эмоциональными состояниями или эмоционально выраженными состояниями ощущений.

Приспособлению новорожденного к новым условиям способствуют безусловные рефлексы – наследственно закрепленные механизмы. У ребенка сразу после рождения есть разнообразные способы реагирования и приспособления к окружающей среде, в частности у него хорошо проявляются защитные рефлексы. Так, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, резкое появление какого-либо предмета перед глазами – зажмуривание, а при резком увеличении яркости света происходит сужение зрачка и т.д. У новорожденных детей есть также ориентировочные рефлексы – это рефлексы, направленные на контакт с какими-либо стимулами и раздражителями. Например, уже в первые недели ребенок поворачивает головку в сторону яркого источника света. Ориентировочно-пищевые рефлексы проявляются в реакции поиска в ответ на прикосновение к углам губ или к щекам голодного ребенка: он поворачивает головку в сторону действующего стимула, открывает рот. У новорожденных детей также хорошо выражены сосательный рефлекс – ребенок сразу начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – реакция схватывания в ответ на прикосновение к ладони; переступательный рефлекс – реакция отталкивания при прикосновении к ступням ног.

Большая часть врожденных рефлексов необходима ребенку для нормальной жизнедеятельности, они способствуют успешной адаптации к новым условиям существования. С помощью данных рефлексов происходит переход к новому типу дыхания и питания. Однако, как показали исследования, существуют рефлексы, на основе которых никаких функций не развивается – атавистические рефлексы (полученные человеком от животных предков). К ним относятся цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, лежащие в основе данных рефлексов, в дальнейшем постепенно угасают. У новорожденных детей, в отличие от детенышей животных, врожденные рефлексы не способствуют становлению форм поведения взрослого человека и поэтому не являются основой психического развития, а обеспечивают их выживание. Если потребности ребенка в полной степени удовлетворяются, они начинают терять свое ведущее значение, им на смену приходят новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми), под влиянием которых осуществляется психическое развитие. Ребенок появляется на свет гораздо более беспомощным и со сравнительно небольшим набором врожденных рефлексов, чем детеныши многих животных. Однако это является скорее преимуществом, поскольку возникает необходимость компенсироваться приобретенными условными рефлексами, которые отличаются пластичностью и способностью к развитию. Характерной особенностью новорожденного являются бо́льшие возможности усвоения нового опыта, что обусловлено сильно выраженной потребностью в получении впечатлений.

Ряд других безусловных рефлексов представлен в табл. 4.2. Во многих психофизиологических исследованиях изучались вопросы о сроках возникновения у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Самые ранние условные рефлексы образуются на основе пищевых безусловных рефлексов, они начинают появляться в среднем к концу первого месяца жизни.

У новорожденного постепенно происходит образование условных рефлексов со всех анализаторов:

  • • рефлекс на положение при кормлении (реакция на позу кормления);
  • • ориентировочный рефлекс, проявляющийся в зрительном, слуховом сосредоточении и появлении реакции на голос человека;
  • • рефлекс на сон и бодрствование и др.

Важнейшим достижением в психическом развитии ребенка является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе, зрительное – на 3-5-й неделе.

Таблица 4.2

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители

Рефлексы

Яркий свет

Глаза закрываются

Легкий шлепок по переносице

Глаза закрываются

Хлопок руками возле головы ребенка

Глаза закрываются

Поворот головы ребенка направо

Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

Разведение локтей в стороны

Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на ладонь ребенка

Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка

Пальцы ног сжимаются

Проведение по подошве от пальцев к пятке царапающим движением пальцем

Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

Поднятие лежащего животом вниз ребенка

Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

Практический пример

Эксперименты, проведенные Карпентером, показали, что дети уже в возрасте двух-трех недель среди всех зрительных стимулов отдают предпочтение лицу матери. Ученый на основе парадигмы предпочтения показывал детям изображения лица матери и незнакомой женщины, и двухнедельные дети уже предпочитали смотреть на знакомое лицо. В ряде случаев они вообще отворачивались от изображения чужой женщины, возможно по причине значительной непривычности данного стимула.

Новорожденный бо́льшую часть времени проводит в состоянии сна или дремоты. Постепенно из этого состояния появляются отдельные, незначительные по времени периоды бодрствования и активности, что становится возможным благодаря слуховому и зрительному сосредоточению.

Относительно сроков окончания периода новорожденности существуют три основные точки зрения (рис. 4.2).

Позиции относительно границ новорожденности

Рис. 4.2. Позиции относительно границ новорожденности

С психологической точки зрения конец периода новорожденности связан с началом общения ребенка со взрослым. Первичными формами взаимодействия со взрослыми являются специфические выразительные движения ребенка, являющиеся своеобразными сигналами для взрослых, побуждающими их выполнить определенные действия по отношению к ребенку. Примером такого первого выразительного движения является возникновение у ребенка улыбки при виде лица близкого взрослого. Некоторые психологи считают это импринтингом, другие интерпретируют это как некоторую «социальную потребность». Д. Б. Эльконин считает это неверными предположениями. Единство со взрослым является для младенца ситуацией максимального комфорта. Передача сигнала о некомфортности способствует появлению соответствующих действий у взрослого. Данные сигналы могут подаваться как в связи с дискомфортом, так и с наличием комфорта. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» – он улыбается.

Появление улыбки на лице ребенка свидетельствует об окончании кризиса новорожденности. С момента возникновения улыбки (1,5-2,0 месяца) у младенца начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее развитие психики ребенка связано в основном с развитием средств общения со взрослыми. Появляется комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок улыбается, реагирует на появление взрослого различными движениями, эмоциональными реакциями. Комплекс оживления является первым специфическим поведенческим актом ребенка,

который становится основополагающим для всего последующего развития его психики.

Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

  • • зрительное сосредоточение – длительный, пристальный взгляд на взрослого;
  • • улыбку, выражающую положительные эмоциональные состояния ребенка;
  • • двигательную активность – движения головы, ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
  • • различные вокализации – вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (отрывистое произношение согласных звуков типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные негромкие певучие звуки).

Таким образом, на протяжении периода новорожденности происходит первичная психофизиологическая адаптация ребенка к окружающим условиям, чему способствует ряд безусловных и условных рефлексов. Благодаря активным обращениям и воздействиям взрослого возникает первичная форма взаимодействия с ним – комплекс оживления, являющийся средством общения ребенка с близкими взрослыми. Это свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчества

Источник